1. Пояснительная записка

Образование как социальный феномен ориентировано на реализацию важнейших общественных функций: развитие и социализацию подрастающего поколения. Это определяет стратегическую значимость образования как важнейшей сферы деятельности человеческого сообщества, обеспечивающей развитие, воспроизводство и продолжение самого общества.

Реализация социальных функций образования предполагает не только передачу новым поколениям знаний, но и формирование у них позитивного отношения к ценностям материальной и духовной культуры социума, стремления к их усвоению и творческому приумножению.

Особое место в этом отводится высшей ступени образования, реализующей программы подготовки специалистов высшего уровня квалификации.

Современное студенчество - часть общества, которую не обходят стороной такие негативные явления, как запугивание, травля (буллинг) несовершеннолетних со стороны сверстников, распространение ложной, порочащей подростков информации в социальных сетях, которые нередко воспринимаются как норма не только совершающими противоправные поступки, но и жертвами такого поведения. Имеют место случаи размещения в сети "Интернет" видеосюжетов со сценами насильственных действий в отношении несовершеннолетних, что значительно усугубляет психологические травмы жертв. Кроме того, сам факт распространения в информационно-телекоммуникационных сетях подобных видеоматериалов способствует культивированию насилия среди несовершеннолетних и провоцирует их на подобные съемки.

Неблагоприятные условия жизни, снижение авторитета семьи, распространение алкоголизма и наркомании, тяжелое материальное положение - все это препятствует формированию здоровой личности, а отсутствие контроля со стороны взрослых может привести к деструктивному поведению несовершеннолетних.

Поэтому организация воспитательной работы в образовательной организации высшего образования должна строится с учетом реалий развития страны, региона, системы образования, конкретных групп населения, и имеет социально-адаптационную (подготовка студентов к жизни в современном обществе) и профориентационную (открывающую возможности для самореализации в избранном направлении профессиональной специализации) направленность. Ключевая роль при этом отводится правовому воспитанию и формированию законопослушного поведения обучающихся, в том числе и несовершеннолетних.

Под законопослушным поведением понимается прежде всего, ответственное правомерное поведение человека, характеризующееся сознательным подчинением требованиям закона. Федеральный закон N 120-ФЗ закрепляет необходимость разработки и внедрения в практику работы образовательных организаций программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних. Вышеупомянутый закон наделяет образовательные организации следующими полномочиями:

оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним с отклонениями в поведении либо несовершеннолетним, имеющим проблемы в обучении;

выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных организациях высшего образования;

обеспечение организации в образовательных организациях высшего образования общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетних;

осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних.