VI. Меры по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях

VI. Меры по реализации программ и методик, направленных

на формирование законопослушного поведения

несовершеннолетних в образовательных организациях

Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетних в образовательных организациях высшего образования, происходит через:

1. Организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию правовой культуры (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.), по соблюдению норм административного и уголовного права у несовершеннолетних обучающихся, а также по выявлению несовершеннолетних, склонных к противоправному поведению или являющихся приверженцами криминальных субкультур;

2. Использование в образовательных организациях высшего образования современных технологий правового обучения и воспитания - тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т.д.;

3. Организацию участия несовершеннолетних обучающихся в реализации социально значимых проектов, конкурсов, направленных на формирование гражданско-правового сознания обучающихся;

4. Привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, здравоохранения для проведения совместных проектов по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних;

5. Использование информационных материалов, публикаций, организация выставок, мероприятий по правовой культуре по профилактике асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся;

6. Проведение опросов, анкетирования несовершеннолетних обучающихся по основам правовых знаний и законопослушного поведения, уровню правовой культуры, социально-психологического тестирования, направленного на установление тревожности и суицидального поведения, выявление наркозависимых лиц, обнаружения фактов буллинга среди несовершеннолетних обучающихся, в том числе проживающих в общежитиях.

Составление плана мероприятий по формированию законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся включает в себя целенаправленную социально-педагогическую деятельность образовательных организаций высшего образования, государственных и общественных учреждений, направленную на предупредительное устранение риска возникновения асоциального поведения несовершеннолетних обучающихся посредством получения правовых знаний, а также формирования у них социально полезных навыков и интересов.

Концепция формирования законопослушного поведения несовершеннолетних обучающихся обладает четырьмя признаками:

проведение профилактических мероприятий должно осуществляться заблаговременно до появления опасности совершения правонарушения или возникновения общественно опасного поведения;

объектами являются все несовершеннолетние обучающиеся, а не только те из них, которые находятся в социально опасном положении;

элементы профилактики (ограничение, устранение, нейтрализация криминогенных факторов) дополняются элементом замещения их негативного действия путем целенаправленного воспитания у несовершеннолетних обучающихся правосознания, социально полезных навыков и интересов, созданием условий для формирования устойчивого законопослушного поведения;

активными субъектами профилактических мероприятий являются образовательные организации высшего образования; в соответствии со статьей 4 Федерального закона N 120-ФЗ в систему профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних входят комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, органы управления социальной защитой населения, органы управления образованием, органы опеки и попечительства, органы по делам молодежи, органы управления здравоохранением, органы службы занятости, органы внутренних дел.