Указания по заполнению формы федерального статистического наблюдения

Указания

по заполнению формы федерального статистического наблюдения

1. Административные данные (далее - данные) по форме федерального статистического наблюдения N 1-ТОРГ(МО) "Сведения об объектах розничной торговли и общественного питания" (далее - форма) предоставляют исполнительно-распорядительные органы муниципальных образований, исполнительно-распорядительные органы федеральной территории "Сириус", органы исполнительной власти города федерального значения или их территориальные органы при наличии.

В случае, если в соответствии с абзацем третьим части 2 статьи 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" уставами муниципального района и входящего в его состав городского или сельского поселения, являющегося административным центром такого муниципального района, предусмотрено образование исполнительно-распорядительного органа муниципального района (местной администрации), на который возлагается исполнение полномочий исполнительно-распорядительного органа указанного городского или сельского поселения (местной администрации), данные по форме в разрезе муниципального образования (городского или сельского поселения) предоставляет исполнительно-распорядительный орган муниципального района (местная администрация).

Органы исполнительной власти города федерального значения или их территориальные органы (при наличии) предоставляют данные по форме в случае, если в соответствии с частью 2 статьи 6 Федерального закона от 28 декабря 2009 г. N 381-ФЗ "Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации", законом города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя создание условий для обеспечения жителей муниципального образования услугами торговли определено в качестве полномочия соответствующего субъекта Российской Федерации.

Форма предназначена для получения административных данных в соответствии с частью 3 статьи 6 и статьей 8 Федерального закона от 29 ноября 2007 г. N 282-ФЗ "Об официальном статистическом учете и системе государственной статистики в Российской Федерации" и пунктом 6 части 1 статьи 17 Федерального закона от 6 октября 2003 г. N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".

Административные данные, предоставленные в соответствии с настоящей формой, могут быть переданы иным федеральным органам исполнительной власти по их запросу.

2. В адресной части указывается полное наименование отчитывающейся организации в соответствии с учредительными документами, зарегистрированными в установленном порядке, а затем в скобках - краткое наименование.

По строке "Почтовый адрес" указывается наименование субъекта Российской Федерации, юридический адрес с почтовым индексом, указанный в ЕГРЮЛ; либо адрес, по которому юридическое лицо фактически осуществляет свою деятельность, если он не совпадает с юридическим адресом.

В графе 2 кодовой части титульного листа формы на основании Уведомления о присвоении кода ОКПО, размещенного на сайте системы сбора отчетности Росстата в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" по адресу: https://websbor.gks.ru/online/info, отчитывающаяся организация проставляет код по Общероссийскому классификатору предприятий и организаций (ОКПО).

В графе 3 кодовой части формы титульного листа проставляется код типа муниципального образования: муниципальный район - 13, муниципальный округ - 20, городской округ - 15, городской округ с внутригородским делением - 16, внутригородской район - 17, внутригородская территория (внутригородское муниципальное образование) города федерального значения - 12, городское поселение - 10, сельское поселение - 11.

В графе 4 кодовой части формы титульного листа проставляется код ОКТМО муниципального образования, за которое предоставляются данные.

3. В форме приводятся данные по организациям, расположенным на территории муниципального образования, независимо от подчиненности и источников финансирования.

С целью получения данных по муниципальному району рекомендуем городским и сельским поселениям, входящим в его состав, оказать содействие администрации муниципального района в сборе данных.

По муниципальным образованиям, наделенным статусом муниципального района, имеющим в своем составе городские и сельские поселения и не имеющим межселенной территории, предоставляется сводный отчет, обобщающий входящие в его состав городские и сельские поселения.

Сводные данные по муниципальному району, имеющему в своем составе межселенную территорию, должны включать данные по городским, сельским поселениям и данные по межселенной территории.

Графа 2 заполняется только администрациями муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов. По графе 2 показываются сводные данные по сельским территориям.

В соответствии с государственной программой Российской Федерации "Комплексное развитие сельских территорий", утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 31 мая 2019 г. N 696, "сельские территории - сельские поселения или сельские поселения и межселенные территории, объединенные общей территорией в границах муниципального района; сельские населенные пункты, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации); сельские населенные пункты, входящие в состав внутригородских муниципальных образований г. Севастополя; рабочие поселки, наделенные статусом городских поселений; рабочие поселки, входящие в состав городских поселений, муниципальных округов, городских округов (за исключением городских округов, на территориях которых находятся административные центры субъектов Российской Федерации). Перечень таких сельских населенных пунктов и рабочих поселков на территории субъекта Российской Федерации определяется высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации или исполнительным органом субъекта Российской Федерации, уполномоченным высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации (далее - орган исполнительной власти).

В указанное понятие не входят внутригородские муниципальные образования гг. Москвы и Санкт-Петербурга".

4. Данные строк 02, 04, 06, 08, 10, 12, 14, 16, 18, 22, 26, 29, 32 показываются с одним десятичным знаком; остальные - в целых числах.

Данные заполняются по всем объектам розничной торговли и общественного питания, находящимся на территории муниципального образования и функционирующим по состоянию на отчетную дату. В данном разделе учитываются собственные и арендованные объекты розничной торговли и общественного питания организаций, независимо от их организационно-правовой формы, индивидуальных предпринимателей и самозанятых.

5. Определения объектов торговли и общественного питания приведены на основе "ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения", утвержденный приказом Росстандарта от 28 августа 2013 г. N 582-ст, "ГОСТ 30389-2013. Межгосударственный стандарт. Услуги общественного питания. Предприятия общественного питания. Классификация и общие требования", введенный в действие приказом Росстандарта от 22 ноября 2013 г. N 1676-ст.

По строке 01 указываются данные о количестве магазинов.

Магазин - стационарный торговый объект, предназначенный для продажи товаров и оказания услуг покупателям, в составе которого имеются торговые залы, подсобные, административно-бытовые помещения и складские помещения.

Строка 03 гипермаркеты - магазины с площадью торгового зала от 5000 м2, в которых осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров универсального ассортимента преимущественно по методу самообслуживания.

Строка 05 супермаркеты (универсамы) - магазины с площадью торгового зала от 400 м2, в которых осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания. По данной строке также учитываются магазины "Гастроном".

Гастроном - магазин с площадью торгового зала от 400 м2, в котором осуществляют продажу продовольственных товаров универсального ассортимента с преобладанием гастрономических товаров (например, сыров, колбасных изделий, фруктов, вино-водочных изделий и безалкогольных напитков) преимущественно с использованием индивидуального обслуживания покупателей через прилавок.

Строка 07 специализированные продовольственные магазины - магазины, в которых осуществляется продажа товаров одной продовольственной группы или ее части ("рыба", "мясо", "колбасы", "минеральные воды", "хлеб", "овощи-фрукты" и так далее). По данной строке также учитываются магазины-салоны (бутики).

Строка 09 специализированные непродовольственные магазины - магазины, в которых осуществляется продажа товаров одной непродовольственной группы или ее части ("одежда", "обувь", "ткани", "мебель", "книги", "зоотовары", "семена", "цветы" и так далее). По данной строке также учитываются магазины-салоны (бутики).

Строка 11 минимаркеты (магазины "Продукты") - предприятия розничной торговли, в которых с использованием методов самообслуживания и/или индивидуального обслуживания через прилавок осуществляют продажу продовольственных и/или непродовольственных товаров повседневного спроса узкого ассортимента, включающего ограниченное число разновидностей товаров.

Строка 13 универмаги - магазины с совокупной площадью торговых залов от 3500 м2 в городском населенном пункте и от 650 м2 в сельском населенном пункте, в которых осуществляют продажу непродовольственных товаров универсального ассортимента.

Строка 15 прочие магазины - предприятия розничной торговли, реализующие товары нескольких непродовольственных групп ("Промтовары", "Все для дома", "Комиссионный магазин", "Секонд Хенд", "Сток", антикварные магазины, "Медтехника" и прочие). По этой строке также отражаются "Магазины-склады". В сельской местности по строке 15 учитываются также торговые центры, в которые преобразованы бывшие розничные рынки.

Пункты выдачи маркетплейсов в форме не отражаются.

По строке 17 указываются данные о количестве павильонов.

Торговый павильон - нестационарный торговый объект, представляющий собой отдельно стоящее строение (часть строения) или сооружение (часть сооружения) с замкнутым пространством, имеющее торговый зал и рассчитанное на одно или несколько рабочих мест продавцов. Павильон может иметь помещения для хранения товарного запаса.

По строке 19 указываются данные о количестве палаток, по строке 20 - количество киосков.

Торговая палатка - нестационарный торговый объект, представляющий собой оснащенную прилавком легковозводимую сборно-разборную конструкцию, образующую внутреннее пространство, не замкнутое со стороны прилавка, предназначенный для размещения одного или нескольких рабочих мест продавцов и товарного запаса на один день торговли.

Киоск - нестационарный торговый объект, представляющий собой сооружение без торгового зала с замкнутым пространством, внутри которого оборудовано одно рабочее место продавца и осуществляют хранение товарного запаса.

Данные о количестве передвижных палаток и киосков (например, по продаже кваса, кур-гриль, мороженого), а также палаток и киосков, реализующих проездные билеты на все виды транспорта, в строках 19 и 20 не отражаются.

По строке 21 учитываются данные об аптеках и аптечных магазинах, включая магазины "Оптика". По данной строке не учитываются ветеринарные аптеки, которые отражаются по строкам 15 и 16.

В строках 02, 04, 06, 08, 10, 12, 14, 16, 18, 22 указываются данные о площади торгового зала (зала для обслуживания покупателей). В нее включается установочная площадь магазина (площадь торгового зала, занятая оборудованием, предназначенным для выкладки, демонстрации товаров, проведения денежных расчетов и обслуживания покупателей), площадь контрольно-кассовых узлов и кассовых кабин, площадь рабочих мест обслуживающего персонала, а также площадь проходов для покупателей. В площадь торгового зала магазина не включается площадь для приема, хранения и подготовки товаров к продаже, подсобных и административно-бытовых помещений.

Объекты розничной торговли, расположенные в торговых центрах, торговых комплексах, аутлет-центрах и моллах, учитываются в строках 01 - 23. При этом необходимо учитывать следующее.

Торговый центр - совокупность торговых предприятий и/или предприятий по оказанию услуг, реализующих универсальный или специализированный ассортимент товаров и универсальный ассортимент услуг, расположенных на определенной территории в зданиях или строениях, спланированных, построенных и управляемых как единое целое и предоставляющих в границах своей территории стоянку для автомашин.

Торговый комплекс - совокупность торговых предприятий, реализующих товары и оказывающих услуги, расположенные на определенной территории и централизующие функции хозяйственного обслуживания торговой деятельности.

Под функциями хозяйственного обслуживания подразумевается инженерное обеспечение (электроосвещение, тепло- и водоснабжение, канализация, средства связи), ремонт зданий, сооружений и оборудования, уборка мусора, охрана торговых объектов, организация питания служащих.

Аутлет-центр - торговый центр с общей площадью свыше 5000 м2, в котором осуществляют продажу непродовольственных товаров из коллекций (групп товаров, выпущенных в обращение под единым товарным знаком или маркой), не проданных в течение сезона или нескольких сезонов в торговых предприятиях первоначального размещения коллекций, по цене, ниже установленной при продаже товаров в сезон распродажи.

Молл - многофункциональный торгово-развлекательный центр общей площадью от 100 000 м2.

По строкам 24 и 27 указывается количество столовых и закусочных. По строке 27 указывается количество столовых учебных заведений, промышленных предприятий, организаций социальной сферы (например, больниц, детских домов, домов-интернатов) и других организаций. В случае, если организации социальной сферы организуют потребление продукции общественного питания, но при этом не имеют специально отведенных для этих целей помещений, то данные по ним в строке 27 не отражаются.

Столовая - предприятие (объект) общественного питания, осуществляющее приготовление и реализацию с потреблением на месте разнообразных блюд и кулинарных изделий в соответствии с меню, различающимся по дням недели.

Закусочная - предприятие (объект) питания с ограниченным ассортиментом блюд и изделий несложного изготовления и предназначенное для быстрого обслуживания потребителей, с возможной реализацией алкогольных напитков, покупных товаров (например, шашлычная, котлетная, сосисочная, пельменная (вареничная), чебуречная, чайная, пирожковая, блинная, пончиковая, бутербродная, рюмочная).

В строках 25 и 28 указываются данные о числе мест, определяемом по числу посетителей, на одновременное обслуживание которых рассчитан объект общественного питания.

В строке 30 указываются данные о количестве ресторанов, кафе и баров; в строке 31 - число мест в них.

Ресторан - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с широким ассортиментом блюд сложного изготовления, включая фирменные блюда и изделия, алкогольных, прохладительных, горячих и других видов напитков, кондитерских и хлебобулочных изделий, покупных товаров.

Кафе - предприятие (объект) питания, предоставляющее потребителю услуги по организации питания и досуга или без досуга, с предоставлением ограниченного, по сравнению с рестораном, ассортимента продукции и услуг, реализующее фирменные блюда, кондитерские и хлебобулочные изделия, алкогольные и безалкогольные напитки, покупные товары.

Бар - предприятие (объект) питания, оборудованное барной стойкой и реализующее, в зависимости от специализации, алкогольные и/или безалкогольные напитки, горячие и прохладительные напитки, блюда, холодные и горячие закуски в ограниченном ассортименте, покупные товары.

В строках 26, 29 и 32 указываются данные о площади зала обслуживания посетителей. В нее включается площадь помещений и открытых площадок, используемых для организации общественного питания. Не учитываются площади открытых производственных участков для доготовки продукции, станций раздачи, раздаточных зон, недоступных для потребителей.

Объекты общественного питания, расположенные в торговых центрах, торговых комплексах, аутлет-центрах и моллах, учитываются в строках 24 - 32.

Объекты общественного питания, торгующие только на вынос, в форме не отражаются.