Рынок труда и доходы населения

С начала 2022 г. безработица стабильно снижается и в настоящее время находится на исторически минимальном уровне. Сокращение произошло во всех возрастных группах. При этом в группе населения до 25 лет оно было сильнее (в 2022 году снижение на 1,7 п.п. по сравнению с 2021 года) благодаря реализации Долгосрочной программы содействия занятости молодежи на период до 2030 года. Также в 2022 году отмечается снижение неполной занятости на 44,8%. Таким образом, рост численности занятых за 2022 год составил 0,3 млн человек, достигнув отметки в 72,0 млн человек.

Поддержку рынку труда в среднесрочной перспективе окажет реализация дополнительных мероприятий, в том числе:

- организация профессионального обучения и дополнительного профессионального образования (в том числе, отдельных категорий граждан в рамках федерального проекта "Содействие занятости" национального проекта "Демография");

- повышение мобильности трудовых ресурсов в рамках программы "Мобильность 2.0" (предприятия ОПК могут получить возмещение за сотрудника, приехавшего из другого региона, для компенсации его транспортных расходов или расходов на аренду жилья).

В целях снижения региональной и отраслевой дифференциации на рынке труда в прогнозный период 2024 - 2026 годов продолжится реализация региональных программ повышения мобильности трудовых ресурсов в 20 субъектах Российской Федерации (Республики Бурятия, Коми, Саха (Якутия), Забайкальский, Камчатский, Красноярский, Приморский и Хабаровский края, Амурская, Архангельская, Калужская, Курганская, Магаданская, Нижегородская, Псковская, Сахалинская, Тамбовская и Ульяновская область, Еврейская автономная область и Чукотский автономный округ), в которых привлечение трудовых ресурсов является приоритетным согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2015 г. N 696-р.

С учетом дефицита специалистов рабочих профессий Правительством Российской Федерации реализуется программа "Профессионалитет", ориентированная на обеспечение рынка труда молодыми специалистами, которые по итогам текущего года выйдут на предприятия по наиболее востребованным направлениям.

Кроме того, в текущем году Правительством Российской Федерации запущен новый сервис стажировки и практики на единой цифровой платформе в сфере занятости и трудовых отношений "Работа в России", позволяющий предприятиям и организациям формировать кадровый резерв из числа уже обучающихся студентов.

В результате реализации комплекса мер по содействию занятости населения численность занятых к 2026 году, по оценке, возрастет до 74,0 млн человек (в 2022 году - 72,0 млн человек). При этом среднегодовой уровень безработицы снизится с 3,9% от рабочей силы в 2022 году до 3,1% в 2023 - 2026 годах.

Ожидается, что повышению уровня участия населения в составе рабочей силы будет способствовать дальнейшее развитие экономики и соответствующий рост потребности в трудовых ресурсах. Так, по оценке, численность рабочей силы будет постепенно увеличиваться с 74,9 млн человек в 2022 году до 76,3 млн человек в 2026 году.

В целях обеспечения повышения благосостояния граждан и устойчивого роста оплаты труда работников в прогнозный период планируются следующие меры:

- ежегодное повышение МРОТ в соответствии с требованиями трудового законодательства;

- поддержание достигнутых уровней заработной платы отдельных категорий работников, определенных в соответствии с указами Президента Российской Федерации;

- проведение ежегодной индексации заработной платы иных категорий работников организаций бюджетной сферы.

Во внебюджетном секторе рост заработной платы в целом будет определяться динамикой производительности труда и предложением трудовых ресурсов на рынке труда при увеличении спроса на них.

Основной задачей Правительства Российской Федерации в социальной сфере является поддержка наиболее уязвимых категорий граждан. В 2023 году величина прожиточного минимума (ВПМ) в целом по Российской Федерации на душу населения составляет 14 375 руб., для трудоспособного населения - 15 669 руб., пенсионеров - 12 363 руб., детей - 13 944 рубля.

Важным инструментом повышения доходов граждан и снижения бедности является опережающее повышение минимального размера оплаты труда (МРОТ) в сравнении с ВПМ. Так, с 1 января 2023 г. совокупный рост МРОТ составил 16,9%, его величина - 16 242 руб. или 103,7% от ВПМ для трудоспособного населения.

В совокупности МРОТ вырастет с 1 января 2024 г. на 18,5% и составит 19 242 рубля. Повышение МРОТ затронет 4,8 млн работников, в том числе 2,5 млн работников бюджетных учреждений.

В области пенсионного обеспечения в 2023 году проведены мероприятия, направленные на повышение общего уровня пенсионного обеспечения граждан в порядке и сроки, установленные пенсионным законодательством.

Так, с 1 января 2023 г. страховые пенсии неработающих пенсионеров проиндексированы на 4,8%, при этом с учетом промежуточной индексации с 1 июня 2022 г. на 10% совокупное увеличение страховых пенсий неработающих пенсионеров с 1 января 2023 г. к 1 января 2022 г. составило 15,3%, что выше фактического индекса роста потребительских цен за 2022 год, составившего 11,9%.

Также с 1 апреля 2023 г. размеры социальных пенсий (3,2 млн получателей) проиндексированы с учетом темпа роста прожиточного минимума пенсионера (ПМП) в отчетном году на 3,3%.

В среднесрочной перспективе увеличению доходов населения будет способствовать, в том числе:

- рост уровня пенсионного обеспечения путем проведения ежегодной индексации страховых пенсий неработающих пенсионеров в размере не ниже инфляции отчетного года, а также пенсий по государственному пенсионному обеспечению, в том числе социальных пенсий, по темпу роста ПМП в отчетном году;

- ежегодная индексация социальных выплат, пособий и льгот (исходя из фактического индекса потребительских цен за предыдущий год), предоставление социальных доплат к пенсии неработающим пенсионерам, а также развитие форм предоставления социальной помощи нуждающимся гражданам;

- целевая поддержка отдельных категорий граждан, в частности семей с детьми, а также дополнительные меры поддержки военнослужащим, задействованным в специальной военной операции (СВО), и их семьям;

- содействие занятости отдельных категорий граждан (женщин, воспитывающих детей, инвалидов, лиц старшего поколения);

- расширение мер поддержки, предоставляемых на основе оценки нуждаемости с использованием данных Единой государственной информационной системы социального обеспечения и единого ресурса сведений о населении.

В части стимулирования предпринимательства реализуется национальный проект "Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы" (далее - МСП), в ходе которого реализуются четыре федеральных проекта:

- поддержка самозанятых (оказание информационно-консультационных и образовательных услуг самозанятым гражданам на базе центров "Мой бизнес"; предоставление микрозаймов по льготной ставке; предоставление в пользование на правах аренды производственных и офисных площадей в помещениях);

- предакселерация (создание комфортных условий налогообложения для предпринимателей; сокращение и упрощение представляемой субъектами МСП отчетности; предоставление комплексной финансово-гарантийной поддержки);

- акселерация субъектов МСП (получение субъектами МСП финансовой поддержки по программе льготного кредитования; предоставление льготной лизинговой поддержки региональными лизинговыми компаниями; обеспечение доступа субъектам МСП к производственным площадям и помещениям промышленных парков, технопарков);

- цифровая платформа МСП (проектирование и разработка Цифровой платформы, ориентированной на потребности пользователей - субъектов МСП, самозанятых граждан и физических лиц, желающих открыть собственное дело; создание мобильного приложения для доступа к сервисам Цифровой платформы; создание единой среды получения государственных услуг, сервисов, юридически значимых уведомлений).

В целом на федеральном уровне также реализуются следующие мероприятия:

- расширен доступ к льготным кредитам;

- введен мораторий на проверки, сокращены издержки компаний;

- модернизирован инструмент "зонтичных поручительств" Корпорации МСП;

- внедрены единые стандарты оказания услуг, переход на формат "одного окна" стал ключевым шагом к технологизации работы всей региональной инфраструктуры, включая центры поддержки экспорта;

- запущена Цифровая платформа МСП.РФ, где предприниматель, самозанятый или тот, кто начинает свое дело, дистанционно может получить государственные и коммерческие сервисы, услуги и меры поддержки. Создан и введен в эксплуатацию 21 сервис Цифровой платформы.

Кроме того, в настоящее время активно прорабатываются направления развития МСП до 2030 года, основным приоритетом которых предполагается качественное изменение структуры сектора МСП, подразумевающее увеличение доли малых и средних предприятий, обладающих потенциалом к росту, и одновременное увеличение доли субъектов МСП в приоритетных отраслях, обеспечивающих вклад в экономику и наращивающих предложение.