Воздушный транспорт

В 2022 году на динамику развития воздушной отрасли колоссальное влияние оказало закрытие воздушного пространства для российских перевозчиков недружественными странами.

В 2022 году с учетом закрытия воздушного пространства и падения объемов экспорта и импорта воздушным транспортом на коммерческих условиях было перевезено 0,606 млн тонн грузов (-58,9% к уровню 2021 года), грузооборот составил 2,83 млрд тонн-км (-69,2%).

Негативная экономическая и политическая обстановка в мире продолжает оказывать негативное влияние на воздушные перевозки. По оперативным данным Росстата, динамика грузовых перевозок и грузооборота воздушного транспорта за январь - апрель 2023 года к уровню соответствующего периода 2022 года составила соответственно 50,4% и 33,1%.

В 2023 году в условиях относительной стабилизации и роста объемов импорта товаров перевозка грузов на воздушном транспорте оценивается в объеме 0,705 млн тонн (+16,3% к уровню 2022 года), грузооборот - 3,29 млрд тонн-км (+16,3%).

В среднесрочной перспективе прогнозируется незначительный рост перевозок грузов, который к 2026 году может составить 1,048 млн тонн (2026/2022 +72,9%).

Динамическое развития воздушного транспорта сменилось падением показателей в 2022 году. Пассажирооборот воздушного транспорта снизился и составил 228 млрд пасс.-км (-6,3% к уровню 2021 года), объем перевозок пассажиров составил в 95,2 млн пассажиров или -14,2% к уровню 2021 года. Снижение вызвало временное закрытие 11 аэропортов южной и центральной части России, а также существенное сокращение сети зарубежных маршрутов.

На внутренних воздушных линиях было перевезено 77,73 млн пассажиров (снижение на 11,17% к 2021 году).

С учетом государственной поддержки пассажирооборот в 2023 году может составить 231,4 млрд пасс.-км (+1,5% к уровню 2022 года).

Развитие аэропортовой сети направлено на обеспечение приема современных типов воздушных судов и требуемого уровня безопасности полетов, улучшения качества предоставляемых услуг.

В 2022 году в рамках реализации федерального проекта "Развитие региональных аэропортов" введены в эксплуатацию после реконструкции (строительства) 2 взлетно-посадочные полосы в аэропортах городов Оренбург и Великий Устюг, а также 6 вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры (Новосибирск, Нижнекамск, Белая Гора, Депутатский, Сангар, Хандыга).

Минтрансом России с учетом предложений Росавиации подготовлена в 2022 году комплексная программа развития авиатранспортной отрасли Российской Федерации до 2027 года.

За счет внебюджетных средств продолжается строительство нового аэровокзального комплекса в аэропорту Петропавловска-Камчатского (Елизово).

Планируется ввод в эксплуатацию после реконструкции (строительства) 10 взлетно-посадочных полос и 8 вспомогательных объектов аэропортовой инфраструктуры.

В целях стимулирования развития отрасли беспилотной авиации в 2023 году утвержден национальный проект "Беспилотные авиационные системы" со сроком реализации 2024 - 2030 годы, предусматривающий меры поддержки стимулирования спроса, производства и внедрения перспективных технологий в указанной сфере, а также создание инфраструктуры для использования беспилотных воздушных судов и подготовку специализированных кадров.

Ожидается, что реализация указанного национального проекта будет способствовать укреплению технологического суверенитета и социально-экономическому развитию страны.