I. Общие положения

1. Настоящие Правила определяют порядок осуществления Федеральным казначейством функций по контролю (анализу) финансовых и хозяйственных операций государственных корпораций (компаний), публично-правовых компаний и хозяйственных обществ, в уставном капитале которых доля прямого или косвенного участия Российской Федерации превышает 50 процентов, на основании поручений Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, Министра финансов Российской Федерации (далее соответственно - деятельность по контролю (анализу), объект контроля (анализа), поручения).

2. Деятельность по контролю (анализу) осуществляется посредством проведения мероприятий по контролю (анализу), которые подразделяются на камеральные, осуществляемые по месту нахождения Федерального казначейства (его территориальных органов), и выездные, осуществляемые по месту нахождения объекта контроля (анализа).

Под мероприятиями по контролю (анализу) в настоящих Правилах понимаются исследование финансовых и хозяйственных операций объекта контроля (анализа), а также изучение причин и последствий выявленных в ходе такого исследования нарушений.

3. Мероприятия по контролю (анализу) осуществляются на основании поручений.

4. К процедурам осуществления камерального или выездного мероприятия по контролю (анализу) относятся назначение мероприятия по контролю (анализу), осуществление мероприятия по контролю (анализу), оформление и реализация результатов осуществления мероприятия по контролю (анализу).

Общий срок проведения процедур осуществления камерального или выездного мероприятия по контролю (анализу), включая сроки продления осуществления мероприятия по контролю (анализу), предусмотренные пунктами 33, 34, 37 и 38 настоящих Правил, не может превышать срок исполнения поручения.

5. Цели осуществления мероприятия по контролю (анализу), для достижения которых проводится анализ финансовых и хозяйственных операций объекта контроля (анализа), определяются в соответствии с поручением, в том числе по одному или нескольким вопросам исследования:

а) обоснованности предоставления объекту контроля (анализа) мер государственной поддержки, в том числе субсидий, предоставленных из федерального бюджета, и (или) государственных гарантий;

б) обоснованности финансового обеспечения, осуществляемого за счет мер государственной поддержки;

в) информации об активах и обязательствах, отраженной в бухгалтерской (финансовой) отчетности объекта контроля (анализа);

г) обоснованности привлечения объектом контроля (анализа) кредитов и (или) займов.

6. Мероприятия по контролю (анализу) осуществляются уполномоченными должностными лицами Федерального казначейства (его территориальных органов), входящими в состав проверочной (аналитической) группы, включающей руководителя проверочной (аналитической) группы, а в случае невозможности формирования указанной группы - уполномоченным на осуществление мероприятия по контролю (анализу) должностным лицом, указанными в приказе Федерального казначейства (его территориального органа) о назначении мероприятия по контролю (анализу) в соответствии с подпунктом "ж" пункта 20 настоящих Правил (далее соответственно - уполномоченные должностные лица, приказ о назначении мероприятия по контролю (анализу).

7. Уполномоченные должностные лица при осуществлении мероприятия по контролю (анализу) имеют право:

а) запрашивать и получать от объекта контроля (анализа) на основании мотивированного запроса в письменной или устной форме информацию, документы, материалы и пояснения в письменной и устной формах, необходимые для осуществления мероприятия по контролю (анализу);

б) при осуществлении выездных мероприятий по контролю (анализу) беспрепятственно по предъявлении служебных удостоверений и копии приказа о назначении мероприятия по контролю (анализу) посещать помещения и территории, которые занимают объекты контроля (анализа), требовать предъявления поставленных товаров, результатов выполненных работ и оказанных услуг;

в) назначать (организовывать) экспертизу, необходимую для осуществления мероприятий по контролю (анализу), в соответствии с федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о правах и обязанностях должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля;

г) получать необходимый для осуществления мероприятия по контролю (анализу) доступ к государственным информационным системам, информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля (анализа), с соблюдением законодательства Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательства Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне;

д) запрашивать у органов государственной власти, а также организаций, являющихся владельцами и (или) операторами информационных систем, пользователем которых является объект контроля (анализа), предоставление необходимого для осуществления мероприятия по контролю (анализу) доступа к данным таких информационных систем.

8. Уполномоченные должностные лица при осуществлении мероприятия по контролю (анализу) обязаны:

а) своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия при осуществлении деятельности по контролю (анализу);

б) соблюдать требования нормативных правовых актов Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

в) знакомить руководителя (уполномоченного представителя) объекта контроля (анализа) с копией приказа о назначении мероприятия по контролю (анализу), а также с результатами осуществления мероприятия по контролю (анализу) - заключением, оформленным по результатам осуществления мероприятия по контролю (анализу) (далее - заключение), в порядке, установленном настоящими Правилами;

г) при выявлении факта совершения действий (бездействия), содержащих признаки состава преступления, направлять в правоохранительные органы информацию о таком факте и (или) документы и иные материалы, подтверждающие такой факт;

д) при назначении (организации) экспертизы проводить проверку требований, подтверждающих наличие у привлекаемых для проведения экспертизы независимых экспертов, специалистов специальных знаний, опыта и квалификации, необходимых для проведения экспертизы, а также проверку обстоятельств, исключающих участие таких лиц в мероприятии по контролю (анализу), предусмотренных федеральным стандартом внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля о правах и обязанностях должностных лиц органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля и объектов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля (их должностных лиц) при осуществлении внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.

9. Объекты контроля (анализа) (их должностные лица) имеют право:

а) присутствовать при осуществлении мероприятия по контролю (анализу), давать пояснения по вопросам, подлежащим исследованию в ходе осуществления мероприятия по контролю (анализу);

б) обжаловать решения и действия (бездействие) Федерального казначейства (его территориальных органов), его должностных лиц в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами;

в) представлять в Федеральное казначейство (его территориальные органы) замечания (возражения) в письменной форме в отношении заключения в порядке, установленном настоящими Правилами.

10. Объекты контроля (анализа) (их должностные лица) обязаны:

а) выполнять законные требования уполномоченных должностных лиц;

б) представлять своевременно и в полном объеме уполномоченным должностным лицам по их запросам информацию, документы, материалы и пояснения, необходимые для осуществления мероприятия по контролю (анализу);

в) предоставлять уполномоченным должностным лицам допуск в помещения и на территории, которые занимают объекты контроля (анализа), а также доступ к объектам экспертизы;

г) обеспечивать уполномоченных должностных лиц помещениями и организационной техникой, необходимыми для осуществления выездного мероприятия по контролю (анализу).

11. В ходе осуществления мероприятия по контролю (анализу) уполномоченными должностными лицами могут направляться объекту контроля (анализа), а также органам государственной власти, организациям (далее - иные органы, организации) и должностным лицам запросы.

12. Запрос объекту контроля (анализа), иным органам, организациям и должностным лицам (за исключением запроса о представлении пояснений и запроса о предоставлении доступа к информационным системам или их данным) должен содержать перечень вопросов, по которым необходимо представить информацию, документы и материалы, необходимые для осуществления мероприятия по контролю (анализу), а также срок их представления, который должен составлять:

10 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля (анализа), иными органами, организациями и должностными лицами при осуществлении камерального мероприятия по контролю (анализу);

не менее 5 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля (анализа), иными органами, организациями и должностными лицами при осуществлении выездного мероприятия по контролю (анализу).

Истребуемые документы, материалы и информация, необходимые для осуществления мероприятия по контролю (анализу), представляются на бумажном носителе в копиях, заверенных объектом контроля (анализа), иными органами, организациями и должностными лицами, или в форме электронного документа с сопроводительным письмом, подписанным руководителем (уполномоченным представителем) объекта контроля (анализа), иных органов, организаций или должностными лицами квалифицированной электронной подписью с применением автоматизированных информационных систем:

в Федеральное казначейство (его территориальные органы) - при осуществлении камерального мероприятия по контролю (анализу);

уполномоченному должностному лицу - при осуществлении выездного мероприятия по контролю (анализу).

Информация, документы и материалы, необходимые для осуществления мероприятия по контролю (анализу), ранее представленные в Федеральное казначейство (его территориальные органы), независимо от оснований их представления объектом контроля (анализа) повторно не представляются при условии уведомления Федерального казначейства (его территориальных органов) о том, что истребуемые информация, документы и материалы (их копии) были представлены ранее, с указанием реквизитов документа, которым (приложением к которому) они были представлены.

13. Истребуемые информация, документы и материалы, необходимые для осуществления мероприятия по контролю (анализу), представляются с учетом законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

14. Запрос о представлении пояснений объектом контроля (анализа) должен содержать информацию о выявленных ошибках и (или) противоречиях в представленных объектом контроля (анализа) документах, признаках нарушений в совершенных объектом контроля (анализа) действиях либо о несоответствии сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Федерального казначейства (его территориальных органов) документах, государственных информационных системах и (или) полученным от иных государственных органов, или вопросы по теме мероприятия по контролю (анализу), а также срок их представления, который должен составлять не менее одного рабочего дня со дня получения запроса объектом контроля (анализа).

15. Запрос о предоставлении доступа к информационным системам, владельцем или оператором которых является объект контроля (анализа), к данным информационных систем, владельцем или оператором которых являются иные органы, организации, в том числе в случае, если иные органы, организации являются владельцами и (или) операторами информационных систем, пользователем данных которых является объект контроля (анализа), должен содержать наименования таких систем, перечень уполномоченных должностных лиц, которым необходимо предоставить доступ, и срок получения доступа, который должен составлять не менее 3 рабочих дней со дня получения запроса объектом контроля (анализа), иными органами, организациями.

16. При непредоставлении (предоставлении не в полном объеме) или несвоевременном предоставлении объектами контроля (анализа), иными органами, организациями доступа к информационным системам или их данным, владельцами или операторами которых они являются, непредставлении информации, документов, материалов и пояснений, указанных в запросе объекту контроля (анализа), иным органам, организациям и должностным лицам, составляется соответствующий акт, срок составления которого не может превышать 3 рабочих дня после установленного срока предоставления соответствующего доступа, непредставления информации, документов, материалов и пояснений.

17. Решения руководителя (заместителя руководителя) Федерального казначейства (его территориального органа), а также документы, оформляемые уполномоченными должностными лицами в ходе осуществления деятельности по контролю (анализу) в соответствии с настоящими Правилами, учитываются и хранятся в установленном Федеральным казначейством порядке, в том числе с применением автоматизированной информационной системы. Информация, документы, материалы, пояснения и замечания (возражения) в отношении заключения, поступающие уполномоченным должностным лицам в соответствии с настоящими Правилами, результаты экспертиз также приобщаются к материалам, образовавшимся в ходе осуществления деятельности по контролю (анализу).

18. Документы, оформляемые при назначении и осуществлении мероприятия по контролю (анализу), и их копии, подлежащие направлению объекту контроля (анализа), а также копии заключений вручаются руководителю (уполномоченному представителю) объекта контроля (анализа) либо направляются объекту контроля (анализа) с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем, в следующие сроки:

а) копия приказа Федерального казначейства (его территориального органа) о назначении мероприятия по контролю (анализу) - не позднее 24 часов до даты начала мероприятия по контролю (анализу);

б) запрос объекту контроля (анализа) - не позднее одного рабочего дня, следующего за днем его подписания;

в) справка о завершении действий по контролю (анализу), предусмотренных пунктом 24 настоящих Правил, - не позднее последнего дня срока проведения действий по контролю (анализу) (даты окончания действий по контролю (анализу);

г) иные документы - не позднее 3 рабочих дней со дня их подписания.

19. Запросы иным органам, организациям и должностным лицам вручаются руководителям (уполномоченным представителям) иных органов, организаций и должностных лиц либо направляются иным органам, организациям и должностным лицам не позднее дня, следующего за днем подписания, с уведомлением о вручении или иным способом, свидетельствующим о дате их получения, в том числе с применением факсимильной связи и (или) автоматизированных информационных систем.