2.2.1. Эвакуационные органы

Для планирования, подготовки и проведения эвакуации федеральными органами исполнительной власти, государственными компаниями, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями заблаговременно (в мирное время) создаются следующие эвакуационные органы <16>:

--------------------------------

<16> Пункт 25 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

а) эвакуационные комиссии;

б) сборные эвакуационные пункты;

в) промежуточные пункты эвакуации;

г) группы управления на маршрутах пешей эвакуации населения;

д) эвакоприемные комиссии;

е) приемные эвакуационные пункты;

ж) оперативные группы по эвакуации;

з) администрации пунктов посадки (высадки) населения, погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей на транспорт.

Состав и структуру эвакуационных органов рекомендуется определять решением соответствующего руководителя гражданской обороны (руководителя федерального органа исполнительной власти, государственной компании, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, руководителя органа местного самоуправления и организации) с учетом конкретных особенностей проведения эвакуации и обеспечения проведения эвакуации в установленные сроки.

Состав, структуру, функции, права и документацию эвакуационных органов рекомендуется определять положениями об этих органах и утверждать их руководителями федеральных органов исполнительной власти, государственных компаний, органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций соответственно.

Эвакуационные и эвакоприемные комиссии возглавляют заместители руководителей федеральных органов исполнительной власти, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций.

В состав эвакуационных и эвакоприемных комиссий назначаются лица из числа руководящих работников федеральных органов исполнительной власти, государственных компаний, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, работники органов, осуществляющих управление гражданской обороной, мобилизационных и транспортных органов, органов образования, здравоохранения, социального обеспечения, органов внутренних дел, связи, других органов и представители военных комиссариатов (или территориальных гарнизонов), кроме граждан, подлежащих призыву на военную службу по мобилизации <17>.

--------------------------------

<17> Пункт 26 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

Основными задачами эвакуационных комиссий являются <18>:

--------------------------------

<18> Пункт 27 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

планирование эвакуации на соответствующем уровне;

осуществление контроля за планированием эвакуации в подведомственных органах и организациях;

организация и контроль подготовки и проведения эвакуационных мероприятий.

Сборные эвакуационные пункты (СЭП) создаются для сбора и постановки на учет эвакуируемого (рассредоточиваемого) населения и организованной отправки его в безопасные районы. Сборные эвакуационные пункты располагаются в зданиях общественного назначения вблизи пунктов посадки на транспорт и исходных пунктах маршрутов пешей эвакуации.

Сборный эвакуационный пункт обеспечивается связью с районной эвакуационной комиссией, администрацией пункта посадки, исходного пункта на маршруте пешей эвакуации, эвакоприемными комиссиями, расположенными в безопасных районах, а также автомобильным пассажирским и грузовым транспортом.

К сборному эвакуационному пункту прикрепляются организации, работники которых с неработающими членами семей, и население, не занятое в производстве, эвакуируются через этот сборный эвакуационный пункт.

За сборным эвакуационным пунктом закрепляются ближайшие защитные сооружения гражданской обороны или заглубленные помещения и другие сооружения подземного пространства, приспосабливаемые под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время, или метрополитены, медицинская организация, организации жилищно-коммунального хозяйства <19>.

--------------------------------

<19> Пункты 28 - 31 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

Примерная схема организации СЭП приведена в приложении 2.3.

Промежуточные пункты эвакуации (ППЭ) создаются в целях <20>:

--------------------------------

<20> Пункт 32 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

кратковременного размещения населения за пределами зон возможных разрушений в ближайших населенных пунктах безопасных районов, расположенных вблизи железнодорожных, автомобильных и водных путей сообщения и оборудованных противорадиационными укрытиями, укрытиями или заглубленными помещениями и другими сооружениями подземного пространства, приспосабливаемыми под защитные сооружения гражданской обороны в период мобилизации и в военное время;

перерегистрации населения и проведения при необходимости дозиметрического и химического контроля, обмена одежды и обуви или их специальной обработки, оказания медицинской помощи, санитарной обработки эвакуированного населения и последующей организованной отправки его в места постоянного размещения в безопасных районах.

Примерная схема организации ППЭ приведена в приложении 2.4.

Основные задачи ППЭ:

организация встречи пеших и автомобильных колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов) и временное размещение прибывшего эваконаселения в ближайших населенных пунктах безопасного района;

согласование с эвакоприемными комиссиями муниципальных образований безопасных районов графиков движения транспортных средств, организация посадки и отправки эваконаселения в конечные пункты его размещения в безопасном районе транспортом, а также пешим порядком;

организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эваконаселения;

обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта и укрытие населения, находящегося на ППЭ, по сигналу гражданской обороны;

своевременные доклады начальнику маршрута пешей эвакуации и эвакоприемным комиссиям соответствующих муниципальных образований безопасных районов о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в конечные пункты размещения в безопасном районе.

Группы управления (ГрУ) на маршрутах пешей эвакуации населения, возглавляемые начальниками маршрутов, которые назначаются решениями руководителей соответствующих эвакуационных комиссий, осуществляют <21>:

--------------------------------

<21> Пункт 33 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

организацию и обеспечение движения пеших колонн на маршруте;

ведение радиационной, химической и инженерной разведки на маршруте;

оказание медицинской помощи в пути следования;

организацию охраны общественного порядка.

В целях обеспечения необходимой слаженности в работе группа управления делится на звенья (отделения) связи, учета прохождения колонн, обеспечения движения, регулирования движения и охраны общественного порядка, медицинской помощи.

Для обслуживания пеших колонн на маршруте создаются подвижные медицинские бригады на санитарных автомашинах.

Начальники маршрутов пешей эвакуации размещаются на исходных пунктах маршрутов и организуют выполнение возложенных задач методом патрулирования по маршруту на подвижных средствах.

Эвакоприемные комиссии (ЭПК) создаются в безопасных районах органами местного самоуправления населенных пунктов, на территорию которых планируется эвакуация, в целях <22>:

--------------------------------

<22> Пункт 34 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

планирования и управления осуществлением приема, размещения и первоочередного жизнеобеспечения эвакуированного населения;

организации и контроля комплектования, качественной подготовки подведомственных эвакоприемных комиссий;

организации и контроля обеспечения эвакуации;

учета и обеспечения хранения материальных и культурных ценностей.

Приемные эвакуационные пункты (ПЭП) создаются для организации приема и учета прибывающих пеших колонн, эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн с эвакуированными населением, материальными и культурными ценностями, и последующей их отправки в места постоянного размещения (хранения) в безопасных районах.

На приемных эвакуационных пунктах при необходимости оборудуются укрытия для эвакуированных населения, материальных и культурных ценностей, развертывается медицинский пункт <23>.

--------------------------------

<23> Пункт 35 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

В структуру ПЭП входят:

группа встречи, приема и размещения эваконаселения:

группа учета эваконаселения:

группа отправки и сопровождения эваконаселения;

стол справок;

группа охраны общественного порядка;

медицинский пункт;

комната матери и ребенка;

комендантская служба.

Примерная схема организации ПЭП приведена в приложении 2.5.

Основные задачи ПЭП:

встреча прибывающих эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн и обеспечение высадки эваконаселения совместно с администрацией пункта высадки. При необходимости организация временного размещения прибывающего эваконаселения в ближайшем к пункту высадки населенном пункте;

во взаимодействии с автотранспортной службой района организация отправки эваконаселения в пункты его постоянного размещения автомобильным транспортом и пешим порядком:

доклады эвакоприемной комиссии района о времени прибытия, количестве прибывшего эваконаселения и отправке его в места расселения;

организация оказания медицинской помощи заболевшим из числа прибывшего эваконаселения:

обеспечение поддержания общественного порядка в районе пункта высадки и укрытие эваконаселения по сигналам гражданской обороны.

При военных конфликтах с целью ускорения вывоза гражданского населения из зон чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в военное время задачи организации эвакуационных мероприятий возлагаются на оперативные группы по эвакуации (ОГрЭ).

Оперативные группы формируются из представителей органов местного самоуправления, соответствующих эвакоорганов, органов, осуществляющих управление гражданской обороной и органов военного управления.

В состав ОГрЭ входят подразделения:

оповещения населения;

учета и регистрации эваконаселения;

транспортного обеспечения;

охраны общественного порядка;

обеспечения размещения эваконаселения;

медицинские посты;

посты организации общественного питания;

посты обеспечения предметами первой необходимости.

Примерная схема организации ОГрЭ приведена в приложении 2.6.

Задачи ОГрЭ:

оповещение, сбор, учет и посадка эваконаселения на транспорт по месту нахождения (по месту жительства или работы);

распределение эваконаселения по транспортным средствам, формирование эвакоколонн (эшелонов) и сопровождение их по маршрутам эвакуации;

осуществление контроля за ходом проведения эвакуации и информирование вышестоящих эвакоорганов и органов военного управления;

поддержание общественного порядка на всех этапах проведения эвакуации.

Администрации пунктов посадки (высадки), формируемые из руководителей и представителей соответствующих транспортных организаций, создаются в целях <24>:

--------------------------------

<24> Пункт 36 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

обеспечения своевременной подачи специально оборудованных для перевозки людей транспортных средств к местам посадки (высадки);

организации посадки (высадки) населения на транспортные средства;

организации погрузки (выгрузки) материальных и культурных ценностей, подлежащих эвакуации;

обеспечения своевременной отправки (прибытия) эвакуационных эшелонов (поездов, судов), автоколонн, их учета и информирования соответствующих эвакуационных комиссий.

Работники эвакуационных и эвакоприемных комиссий, сборных и приемных эвакуационных пунктов, промежуточных пунктов эвакуации заблаговременно (в мирное время) проходят подготовку в соответствующих учебно-методических центрах по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям, на курсах гражданской обороны, на учениях и тренировках по гражданской обороне. Указанные работники могут привлекаться к выполнению своих функциональных обязанностей при угрозе возникновения (возникновении) крупномасштабных чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера <25>.

--------------------------------

<25> Пункт 38 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.

После завершения плановых мероприятий эвакуационные и эвакоприемные комиссии совместно с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и территориальными органами федеральных органов исполнительной власти оказывают помощь органам местного самоуправления в работе по учету, жизнеобеспечению и трудоустройству прибывшего эвакуированного населения, а также по учету, размещению и обеспечению сохранности эвакуированных материальных и культурных ценностей <26>.

--------------------------------

<26> Пункт 37 Правил эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2004 г. N 303.