3. Правовые основы решения вопроса о предоставлении рассрочки или отсрочки в рамках заключения соглашения об урегулировании спора

3. Правовые основы решения вопроса о предоставлении рассрочки или отсрочки в рамках заключения соглашения об урегулировании спора.

3.1. Согласно пункту 27 Постановления N 50 при утверждении судом заключаемого в соответствии со статьей 190 АПК РФ соглашения может быть решен вопрос об отсрочке или рассрочке уплаты соответствующих сумм налогов, пеней и штрафов, исходя из условий о порядке уплаты соответствующих сумм, указанных в данном соглашении.

Поскольку заключаемые соглашения об урегулировании спора (мировые соглашения) содержат положения о порядке уплаты сумм, которые признаются налогоплательщиком, такие соглашения могут предусматривать рассрочку либо отсрочку по уплате соответствующих сумм налогов и сборов.

При этом предоставление отсрочки либо рассрочки в рамках судебного процесса не должно противоречить положениям главы 9 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ).

Отсрочкой, рассрочкой по уплате задолженности и (или) налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил, признается перенос обязанности по их уплате на более поздний срок (пункт 1 статьи 61 НК РФ).

Отсрочка или рассрочка согласно пункту 3 статьи 61 НК РФ может быть предоставлена как по уплате налогов, сборов, страховых взносов, срок уплаты которых не наступил на день принятия уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в соответствии с пунктом 9 статьи 64 НК РФ, так и по уплате задолженности - в отношении всей или части суммы отрицательного сальдо единого налогового счета заинтересованного лица при наличии отрицательного сальдо на день принятия уполномоченным органом решения о предоставлении отсрочки или рассрочки в соответствии с пунктом 9 статьи 64 НК РФ.

Пункт 2 статьи 64 НК РФ предусматривает исчерпывающий перечень оснований для предоставления отсрочки или рассрочки заинтересованному лицу, финансовое положение которого не позволяет уплатить налоги, сборы, страховые взносы, пени, штрафы, проценты в установленный срок, однако имеются достаточные основания полагать, что возможность их уплаты этим лицом возникнет в течение срока, на который предоставляется отсрочка или рассрочка.

При этом следует отметить, что по основанию, предусмотренному подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ (невозможность единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов по результатам налоговой проверки), предоставляется только рассрочка с обеспечением банковской гарантией.

Следовательно, предоставление отсрочки или рассрочки при предоставлении договора залога имущества или договора поручительства возможно только по иным основаниям, указанным в пункте 2 статьи 64 НК РФ.

Таким образом, НК РФ предусмотрена возможность предоставления отсрочки (рассрочки) уплаты налогов по результатам налоговых проверок при наличии соответствующих оснований, что подтверждает возможность их предоставления в рамках примирительных процедур в судебных процессах.

Начисление процентов на суммы предоставленных отсрочки или рассрочки производится в порядке, предусмотренном положениями пункта 3 статьи 64 НК РФ.

3.2. Согласно пункту 1 статьи 62 НК РФ отсрочка или рассрочка, инвестиционный налоговый кредит не могут быть предоставлены в соответствии с главой 9 НК РФ, если:

1) в отношении заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах, либо в отношении законного представителя (бывшего законного представителя) организации - заинтересованного лица возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением этой организацией законодательства о налогах и сборах;

2) наличие обязанности по уплате налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов обжалуется заинтересованным лицом в соответствии с главой 19 НК РФ в части сумм, указанных в заявлении о предоставлении отсрочки или рассрочки, либо проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов, сборов, страховых взносов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Евразийского экономического союза;

3) заинтересованное лицо собирается выехать за пределы Российской Федерации на постоянное место жительства;

4) в течение трех лет, предшествующих дню подачи заинтересованным лицом заявления о предоставлении в соответствии с настоящей главой отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита, органом, указанным в статье 63 НК РФ, было вынесено решение о досрочном прекращении действия ранее предоставленной отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита в связи с нарушением условий соответствующего решения либо установлен факт неуплаты соответствующей суммы по истечении срока действия отсрочки или рассрочки, инвестиционного налогового кредита;

5) заинтересованное лицо - организация находится в процессе ликвидации;

6) в отношении заинтересованного лица возбуждено производство по делу о несостоятельности (банкротстве) в соответствии с законодательством Российской Федерации о несостоятельности (банкротстве).

3.2.1. Вместе с тем, наличие спора о сумме доначислений будет нивелироваться указанием в соглашении на признание налогоплательщиком доначисленных ему сумм и последующим прекращением производства по делу, что свидетельствует о соблюдении ограничения подпункта 2 пункта 1 статьи 62 НК РФ в рамках примирительной процедуры.

3.2.2. Положения статей 140 АПК РФ "Форма и содержание мирового соглашения" и 324 АПК РФ "Отсрочка или рассрочка исполнения судебного акта, изменение способа и порядка его исполнения", а также само обстоятельство взыскания налогов либо обжалование их доначисления по результатам налоговых проверок не предполагают перенос срока по их уплате.

Обещания, а также различного рода обязательства лица, совершившего налоговое преступление, возместить ущерб и перечислить денежное возмещение в бюджет в будущем не являются обстоятельствами, дающими основание для освобождения этого лица от уголовной ответственности (пункт 25 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 26.11.2019 N 48 "О практике применения судами законодательства об ответственности за налоговые преступления" (далее - Постановление N 48).

Направление материалов в следственные органы, уполномоченные производить предварительное следствие по уголовным делам о преступлениях, предусмотренных статьями 198 - 199.2 Уголовного кодекса Российской Федерации, для решения вопроса о возбуждении уголовного дела согласно пункту 3 статьи 32 НК РФ происходит, если в течение 75 дней со дня вступления в силу решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения денежных средств, перечисленных и признаваемых в качестве единого налогового платежа, недостаточно для исполнения соответствующей обязанности, и не зависит от предоставления рассрочки или отсрочки по уплате задолженности при заключении мировых соглашений.

Таким образом, предоставление рассрочки или отсрочки по уплате налогов в рамках судебного процесса не влияет на привлечение заинтересованного лица к уголовной ответственности, при этом с учетом урегулирования спора отсутствуют основания для направления заявления в правоохранительные органы при наличии неотрицательного сальдо по единому налоговому счету заинтересованного лица.

Согласно пункту 1 Постановления N 48 общественная опасность уклонения от уплаты налогов и сборов, то есть умышленного невыполнения конституционной обязанности каждого платить законно установленные налоги и сборы, заключается в непоступлении денежных средств в бюджетную систему Российской Федерации.

Принимая во внимание, что целеполаганием соглашения об урегулировании спора и предоставления рассрочки будет являться исполнение налоговых обязательств в полном объеме (полное погашение ущерба), а само обязательство по уплате налогов и сборов в рамках соглашения об урегулировании спора не является основанием для освобождения лица от уголовной ответственности, наличие возбужденного уголовного дела в отношении заинтересованных лиц на основании рассматриваемых материалов не будет являться обстоятельством, исключающим предоставление отсрочки или рассрочки по уплате налога при заключении соглашения об урегулировании спора.

3.3. Подпунктом 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ установлено, что отсрочка или рассрочка может быть предоставлена в случае невозможности единовременной уплаты сумм налогов, сборов, страховых взносов, пеней, штрафов, процентов, подлежащих уплате в бюджетную систему Российской Федерации по результатам налоговой проверки.

Рассрочка по основанию, указанному в подпункте 7 пункта 2 статьи 64 НК РФ, может быть предоставлена заинтересованному лицу в случае подачи им соответствующего заявления о предоставлении рассрочки не позднее 10 дней после вступления в силу решения по результатам налоговой проверки, а также в случае, если это заинтересованное лицо одновременно удовлетворяет следующим условиям:

со дня создания организации, регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя до дня представления в уполномоченный орган заявления о предоставлении рассрочки прошло не менее одного года;

организация не находится в процессе реорганизации или ликвидации;

сумма поступлений денежных средств на счета налогоплательщика в банках за трехмесячных период, предшествующий инициированию предоставления рассрочки, меньше суммы его краткосрочных обязательств (с учетом доначислений по результатам налоговой проверки), уменьшенной на величину доходов будущих периодов, по сведениям представленной в установленном порядке в налоговый орган бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Учитывая, что рассрочка либо отсрочка предоставляется в рамках судебного процесса, вышеуказанный десятидневный срок не будет иметь правового значения.