В области физического развития

5.

Показатель 1

Показатель 2

Показатель n

--------------------------------

<11> Образовательные области могут быть заменены на сферы развития ребенка или виды деятельности

В таблицу вписываются показатели возрастного развития детей, представленные в Федеральной программе. При анализе их проявления могут использоваться универсальные маркеры - "обычно", "изредка", "никогда", которые имеют следующие значения:

00000028.png "обычно" (+) - означает, что данный показатель является типичным, характерным для ребенка, проявляется у него чаще всего;

00000029.png "изредка" (+-) - означает, что данный показатель не характерен для ребенка, но проявляется в его деятельности и/или поведении время от времени;

00000030.png "никогда" (-) - означает, что данный показатель не проявляется в деятельности и поведении ребенка.

Анализ полученных результатов позволит педагогу сделать вывод об освоении ребенком разных видов деятельности, способов взаимодействия со взрослыми и сверстниками, его интересах, предпочтениях, склонностях, личностных особенностях и другом. На основе полученных данных педагог может разрабатывать индивидуальные образовательные маршруты освоения образовательной программы, своевременно вносить изменения в планирование, содержание и организацию образовательной деятельности.

! Карты развития, протоколы, записи являются рабочими материалами педагога и не подлежат проверке. Их форма и способ ведения выбирается ДОО и закрепляются локальными актами.

17. Какие готовые карты развития детей можно использовать при проведении педагогической диагностики?

При проведении педагогической диагностики педагог может использовать готовые карты развития:

00000031.png Карта нормативного развития (Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов) <12>;

--------------------------------

<12> Короткова Н.А. Наблюдение за развитием детей в дошкольных группах. - Текст: непосредственный/Н.А. Короткова, П.Г. Нежнов. - Изд. 4-е. - Москва: Линка-Пресс, 2017. - 49 с.

00000032.png Карта проявления самостоятельности (А.М. Щетинина) <13>;

--------------------------------

<13> Щетинина А.М. Диагностика социального развития ребенка: учебно-методическое пособие. - Текст: непосредственный/А.М. Щетинина. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. - 88 с.

00000033.png Карта проявления активности (А.М. Щетинина, Н.А. Абрамова);

00000034.png Карта проявлений инициативности (А.М. Щетинина);

00000035.png и другие авторские разработки.

18. Что такое специальная диагностическая ситуация, с какими целями она создается и чем отличается от наблюдения?

Диагностическая ситуация - это метод, с помощью которого можно выявить и зафиксировать характерные свойства исследуемого явления (объекта, процесса) в реальном действии.

Диагностические ситуации позволяют выявить направленность личности ребенка, мотивы поведения и деятельности, предпочтения и интересы детей, их отношение к людям, событиям, межличностные контакты, предпочтения в общении и другое. Диагностические ситуации возникают естественным образом либо целенаправленно создаются самим педагогом. Это могут быть ситуации выбора, игровые, проблемные ситуации, а также ситуации, возникающие в процессе проведения мероприятий (театрализованных, спортивных, досуговых и другие), социальные акции.

В ситуациях выбора детям предлагают выбрать деятельность, ее содержание, материалы, партнера для выполнения совместной деятельности и другое. Диагностическое задание должно включать предложение к действию и альтернативу выбору. Обычно это достигается простым словом "или". Например, выполнить легкое или сложное задание; пойти играть или помочь сверстнику убрать игрушки, помочь малышам одеться на прогулку, выбрав в помощь два человека; пойти играть или подготовить сюрприз для болеющего сверстника; выбрать цвет бумаги для аппликации космической станции: белый или голубой.

Диагностическая ситуация может не включать выбор действия, а предлагать условия для решения игровой задачи. Пример такой игровой диагностической ситуации для детей трех-четырех лет: заболели игрушки, у мишки забинтовано ушко, а доктора нет. Педагог обращается к ребенку: "Полечишь мишку?" У меня есть зеркальце (крышка от баночки), капли (пластиковая баночка от сока) и пипетка (счетная палочка). Педагог изучает умение ребенка принимать роль, вести ролевой диалог с игровым персонажем, использовать предметы-заместители (на основе материалов Солнцевой О.А.) <14>.

--------------------------------

<14> Солнцева О.В. Диагностика субъектных проявлений старших дошкольников в игровой деятельности/О.В. Солнцева. - Текст: непосредственный//Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие в 3 ч. Ч. 3 Педагогическая диагностика практического и продуктивного опыта ребенка дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 55 - 78

При организации диагностических ситуаций важно обеспечить их органичное включение в образовательный процесс, в котором дети действуют и проявляют исследуемые свойства в естественных условиях, продумать способы фиксации наблюдаемых проявлений и действий. Полученные результаты позволяют педагогу выявить детей, нуждающихся в индивидуальной работе. На их основании осуществляется проектирование образовательной работы: меняется тактика взаимодействия с детьми, обновляются дидактические средства, применяются новые методы и технологии, обновляется РППС и другое.

19. В чем состоят особенности диагностической беседы?

Результаты наблюдения и диагностических ситуаций могут быть дополнены беседами с детьми в свободной форме, которые позволяют выявить мотивы поступков, наличие интереса к определенному виду деятельности, уточнить знания о предметах и явлениях окружающей действительности и другое. В диагностической беседе педагогу важно, что именно рассказывает ребенок, отвечая на его вопросы. Поэтому диагностическая беседа проводится с каждым ребенком индивидуально, его ответы фиксируются в удобной для педагога форме. Вопросы беседы педагог готовит заранее, продумывая их количество, виды, формулировки, наглядный материал (картины, картинки, игрушки и другое).

Вопросы могут быть заданы ребенку в разной форме:

00000036.png прямые вопросы, например: "Где люди могут переходить проезжую часть?", "Что означают цвета светофора?", "Какие правила нужно соблюдать при переходе проезжей части?", "Какие предметы дома могут быть опасными, если с ними неправильно обращаться?", "Где дома можно упасть и получить травму?" и другие;

00000037.png проективные вопросы: "Представь, что ты пошел с мамой в магазин и потерялся. Что ты будешь делать?", "Представь, что ты остался дома один, в дверь позвонили незнакомые люди. Что ты будешь делать?", "Представь, что ты гуляешь на улице, к тебе подошел незнакомый человек, угостил конфетами и предложил посмотреть маленьких котят, которые родились у его кошки. Что ты будешь делать?" и другие;

00000038.png вопросы по картинкам или иллюстрациям: "Почему такое случилось с мальчиком/девочкой?"; "Что дети делали неправильно?"; "Как можно было поступить иначе?"; "Как можно помочь детям?"; "Что они могут сделать сами?" (по материалам Гусаровой Т.Г.) <15>.

--------------------------------

<15> Гусарова Т.Г. Диагностика знаний старших дошкольников о правилах поведения/Т.Г. Гусарова. - Текст: непосредственный//Педагогическая диагностика как инструмент познания и понимания ребенка дошкольного возраста: научно-методическое пособие в 3 ч. Ч. 2 Педагогическая диагностика социокультурного опыта ребенка дошкольного возраста. - Санкт-Петербург: издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2008. - С. 173 - 177

Малоинформативными являются вопросы, предполагающие ответы "да" или "нет".

При анализе ответов детей педагог может учитывать не только объем информации и отношение ребенка к явлениям и объектам, но и аргументированность его суждений.

Результаты беседы анализируются педагогом, делается вывод о наличии у детей представлений о явлениях окружающей действительности, правилах поведения, умений приводить аргументы для обоснования своего мнения, способности выразить свое мнение и отношение и другое. Педагог использует полученные результаты для индивидуализации образовательной деятельности и оптимизации работы с группой детей.

20. Какую информацию может предоставить метод анализа продуктов детской деятельности?

Анализ продуктов детской деятельности может осуществляться на основе изучения материалов портфолио ребенка (то есть коллекции его рисунков, работ по аппликации, по лепке, построек, поделок, сочиненных рассказов и сказок и другие результаты его деятельности). Изучая продукты детской деятельности, педагог может сделать вывод о динамике развития технических и композиционных умений, проявлении творчества, внутреннем мире ребенка, его отношении к себе и окружающему миру, особенностях мышления, развития мелкой моторики и других сторон его развития. Педагог может получить информацию о примерном соответствии умений ребенка возрастным характеристикам развития, установить отличительные особенности его работ (оригинальность, комбинаторность, техничность и прочие).

Полученные в процессе анализа качественные характеристики могут существенно дополнить результаты наблюдения за продуктивной деятельностью детей (изобразительной, конструктивной, музыкальной и другими).

21. Какие пособия можно использовать для проведения диагностики индивидуального развития детей?

В процессе педагогической диагностики педагог может использовать пособия, диагностические материалы, которые соответствуют возрастным особенностям детей раннего и дошкольного возраста и предназначены для определения их индивидуального развития.

22. Как могут использоваться результаты педагогической диагностики в ДОО?

Согласно ФГОС ДО результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения следующих образовательных задач <16>:

--------------------------------

<16> Пункт 3.2.3. ФГОС ДО

00000039.png индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

00000040.png оптимизации работы с группой детей.

Индивидуализация образования предусматривает создание условий для развития каждого ребенка с учетом полученных результатов педагогической диагностики (интересов и склонностей, характера, темперамента, эмоциональной сферы, жизненной ситуации, взаимоотношений с детьми и взрослыми). При этом педагог принимает каждого ребенка как уникальную личность; создает безопасную и насыщенную РППС для реализации детьми своих замыслов; планирует виды деятельности, которые позволят каждому ребенку добиться успеха; предоставляет детям возможность для выбора деятельности, ее содержания, партнеров, материалов, места и способа работы; стимулирует и поддерживает активность, самостоятельность, инициативность детей, использует вариативные методы и формы образовательной работы для успешного становления индивидуальности обучающихся.

23. Может ли педагог проводить психологическую диагностику?

Психологическая диагностика развития детей (выявление и изучение индивидуально-психологических особенностей детей), проводится квалифицированными специалистами (педагогами-психологами, психологами) <17>. Участие ребенка в психологической диагностике допускается только с согласия его родителей. Результаты психологической диагностики могут использоваться для решения задач психологического сопровождения и проведения квалифицированной коррекции развития детей.

--------------------------------

<17> Пункт 3.2.3. ФГОС ДО