XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций, прием граждан

XIII. Порядок работы с обращениями граждан и организаций,

прием граждан

196. Порядок работы с обращениями граждан в Минюсте России регламентируется Федеральным законом от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

197. В Минюсте России рассматриваются обращения граждан, а также ходатайства в их поддержку по вопросам в сфере деятельности Минюста России, порядка исполнения государственных функций и оказания государственных услуг, поступающие в письменной форме, в виде электронного документа или в форме устного личного обращения к должностному лицу во время приема граждан.

При необходимости орган государственной власти, сенатор Российской Федерации или депутат Государственной Думы, направившие обращение гражданина, а также ходатайствующая организация информируются о результатах рассмотрения обращения.

Положения настоящего раздела не распространяются на взаимоотношения граждан и Минюста России в процессе реализации Минюстом России государственных функций и предоставления государственных услуг этим гражданам в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, соответствующими административными регламентами, а до их принятия - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, в том числе Минюста России.

198. Письменные обращения граждан подлежат обязательной регистрации Департаментом организации и контроля в течение 3 дней со дня поступления в Минюст России или должностному лицу.

199. Поступившие в Минюст России письменные обращения граждан в зависимости от содержания докладываются Министру (заместителю Министра) либо направляются руководителям соответствующих структурных подразделений Минюста России.

В случае необходимости изменение головного исполнителя и состава соисполнителей по обращениям граждан осуществляется Департаментом организации и контроля по договоренности между руководителями соответствующих структурных подразделений Минюста России в течение 3 дней с даты регистрации обращения или на основании резолюции Министра, заместителя Министра (в соответствии с распределением обязанностей).

Обращения граждан, содержащие обжалование решений, действий (бездействия) конкретных должностных лиц, не могут направляться этим должностным лицам для рассмотрения и (или) ответа.

Обращения граждан по вопросам обжалования актов (приказов) Минюста России направляются соответствующим структурным подразделениям Минюста России для рассмотрения и подготовки ответа. В этом случае ответ заявителю дается заместителем Министра (в соответствии с распределением обязанностей) с информированием заявителя о принятом решении и при необходимости о порядке обжалования актов государственных органов в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Письменные обращения граждан, поступившие в Минюст России в соответствии с его компетенцией, рассматриваются в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.

В исключительных случаях срок рассмотрения письменного обращения может быть продлен на основании служебной записки руководителя структурного подразделения Минюста России - исполнителя не более чем на 30 дней Министром или заместителем Министра, курирующим соответствующее структурное подразделение Минюста России. О продлении срока рассмотрения письменно уведомляется автор.

200. Минюстом России дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации".

201. В ответах Минюстом России может осуществляться разъяснение законодательства Российской Федерации, практики его применения, а также толкование норм, терминов и понятий, если на Минюст России возложена соответствующая обязанность или если это необходимо для обоснования решения, принятого по обращению гражданина.

Кроме того, в Минюсте России не рассматриваются по существу обращения по проведению экспертиз договоров, а также учредительных и иных документов организаций. В указанных случаях руководители структурных подразделений Минюста России информируют об этом заявителей.

В случае если поставленные в обращениях граждан вопросы не входят в компетенцию Минюста России, заместители Министра, курирующие соответствующие структурные подразделения Минюста России, руководители структурных подразделений Минюста России направляют такие обращения в 7-дневный срок с даты их регистрации в соответствующий орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу, в компетенцию которых входит решение поставленных в обращении вопросов, с уведомлением заявителей, направивших обращение, о переадресации обращений, за исключением случаев, когда текст обращения не поддается прочтению или текст письменного обращения не позволяет определить суть обращения.

В случае если решение поставленных в обращении гражданина вопросов относится к компетенции нескольких органов государственной власти, органов местного самоуправления или должностных лиц, копия обращения в течение 7 дней с даты его регистрации направляется в соответствующие органы или соответствующим должностным лицам.

Минюст России при направлении обращения гражданина на рассмотрение в другой орган государственной власти, орган местного самоуправления или соответствующему должностному лицу может в случае необходимости запрашивать в указанных органах или у должностного лица документы и материалы о результатах рассмотрения обращения.

Минюст России по направленному запросу органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица, рассматривающих обращение гражданина, обязан в течение 15 дней предоставить документы и материалы, необходимые для рассмотрения обращения, за исключением документов и материалов, в которых содержатся сведения, составляющие государственную или иную охраняемую федеральным законом тайну, и для которых установлен особый порядок предоставления.

Направление обращений в другой федеральный орган исполнительной власти осуществляется в электронной форме с использованием системы межведомственного электронного документооборота или в форме документов на бумажном носителе.

202. Минюст России обеспечивает учет и анализ вопросов, содержащихся в обращениях граждан, в том числе:

а) количество и характер рассмотренных обращений граждан;

б) количество и характер решений, принятых по обращениям граждан Минюстом России в пределах его полномочий;

в) количество и характер судебных споров с гражданами, а также сведения о принятых по ним судебных решениях;

г) количество и характер судебных споров с организациями, а также сведения о принятых по ним судебных решениях.

Руководители структурных подразделений Минюста России организуют учет и анализ этих вопросов и подготавливают предложения, направленные на устранение недостатков, в том числе в области нормативно-правового регулирования.

203. Департамент организации и контроля обобщает результаты анализа обращений граждан по итогам года и представляет проект соответствующего доклада Министру для последующего направления в Правительство Российской Федерации.

По итогам года директора (заместители директоров) федеральных служб также направляют в Минюст России доклад с обобщенными результатами анализа обращений граждан.

204. Поступившие на имя Министра обращения органов государственной власти, органов местного самоуправления и организаций, содержащие жалобы на нарушение законодательства Российской Федерации, Положения о Минюсте России и Регламента, докладываются Министру его заместителями, руководителями структурных подразделений (по согласованию с курирующими заместителями Министра), а также директорами (заместителями директоров) федеральных служб с представлением заключений структурных подразделений, определенных Министром, в 10-дневный срок.

Поступившие на имя Министра обращения организаций, содержащие жалобы (несогласие, неудовлетворенность и прочее) на результаты рассмотрения ранее поступивших в Минюст России обращений этих организаций, направляются соответствующим заместителям Министра, руководителям структурных подразделений Минюста России для ответа.

205. Для приема обращений (сообщений) граждан в форме электронного документа применяется специализированное программное обеспечение, предусматривающее заполнение заявителем реквизитов, необходимых для работы с обращениями и для письменного ответа, и в случае незаполнения указанных реквизитов информирующее заявителя о невозможности принять его обращение.

206. Основаниями для отказа в рассмотрении обращений граждан в форме электронного документа, помимо оснований, указанных в статье 11 Федерального закона от 02.05.2006 N 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации", согласно пункту 12.10 Типового регламента внутренней организации также могут являться:

а) указание автором недействительных сведений о себе и (или) адреса для ответа;

б) поступление дубликата уже принятого электронного обращения (запроса);

в) некорректность содержания электронного обращения (запроса);

г) невозможность рассмотрения обращения без необходимых документов и личной подписи (в отношении обращений, для которых установлен специальный порядок рассмотрения).

207. Личный прием граждан в Минюсте России проводится руководством Минюста России, руководителями структурных подразделений Минюста России и уполномоченными гражданскими служащими ежемесячно по графикам, подготавливаемым Департаментом организации и контроля, на основании информации, предоставленной структурными подразделениями Минюста России, а также с учетом личных обстоятельств гражданина (жизненная ситуация, требующая оперативного разрешения, в том числе по состоянию здоровья, либо невозможность по объективным причинам провести личный прием в определенную графиком дату). Информация о месте приема, порядке записи на прием и проезде к месту приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан.

Прием граждан организуется Департаментом организации и контроля по рабочим дням, как правило, в специально оборудованных помещениях с соблюдением мер безопасности, при необходимости - дистанционно с использованием специального программного обеспечения.

В случае если во время приема граждан решение поставленных вопросов невозможно, принимается письменное обращение, которое после регистрации в установленном порядке делопроизводства Департаментом организации и контроля направляется на рассмотрение в соответствующее структурное подразделение Минюста России.

В случае если поставленные гражданином во время приема вопросы не входят в компетенцию Минюста России, ему разъясняется порядок обращения в соответствующие органы государственной власти.