Документ утратил силу или отменен. Подробнее см. Справку

Приложение 1. АНАЛИЗ РЫНКА ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ, КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 1202 ТН ВЭД РОССИИ

Приложение 1

к письму ГТК России

от 27.11.2003 N 01-06/4663

АНАЛИЗ РЫНКА ОТДЕЛЬНЫХ ТОВАРОВ,

КЛАССИФИЦИРУЕМЫХ В ТОВАРНОЙ ПОЗИЦИИ 1202 ТН ВЭД РОССИИ

1. Предметом рассмотрения при проведении анализа являлся арахис (земляной орех), который классифицируется в товарной позиции 1202 ТН ВЭД России.

Арахис - однолетнее травянистое растение семейства бобовых. Плод арахиса, напоминающий своей формой кокон, вызревает под землей (подобно клубням картофеля). Внутри кокона (боба) заключены семена (орешки) различной формы и окраски (светло-розовые, светло-и темно-красные, черно-фиолетовые, реже пестрые).

К товарной позиции 1202 относится арахис в скорлупе или без нее, целиком или дробленый, нежареный и без прочей кулинарной обработки. Арахис может быть подвергнут тепловой обработке для лучшей сохранности (например, для удаления части влаги), для избавления от вкуса горечи или для удобства использования. Для арахиса, классифицируемого в товарной позиции 1202, допустима такая обработка, которая не изменяет характер плодов как естественных продуктов и когда в результате такой обработки они не становятся пригодными для более специфического употребления, в отличие от обычного. Так, жареный или другим способом приготовленный арахис относится к товарной группе 20 (например, консервированный с добавлением сахара, то есть пропитанный сахарным сиропом, засахаренный или глазированный, с добавлением уксуса или уксусной кислоты).

2. Анализ рынка арахиса в Российской Федерации показал, что основными странами-экспортерами указанного товара в Россию являются Китай, Узбекистан, Таджикистан, Аргентина, США (соответственно 85,6%, 7,6%, 2,9%, 2,6%, 1,1% от общего объема ввоза арахиса лущеного в 2003 году).

Китай является крупнейшим в мире производителем арахиса. С 1999 по 2001 год доля объема производства арахиса в Китае в мировом производстве выросла с 38,1% до 40,8%, а доля Китая в общем объеме переработки и внешней торговли арахисом в мире выросла соответственно с 42,9% до 47,1%.

Китайская продукция пользуется большим спросом, так как при низкой цене (в сравнении с ценами на арахис, произведенный в Аргентине или США) отмечается ее хорошее качество.

Главными регионами производства арахиса в Китае являются провинции HENAN, SHANGDONG, LIAONING, HEBEI. Крупнейшими поставщиками, традиционно поставляющими большие объемы своей продукции в Российскую Федерацию, являются такие компании, как "Юаньцюань", "Кофко-Шаньдунь", а также промышленные районы Цзюйнань-Линьи, Чжэнчжоу-Циндао, представляющие собой устойчивое сосредоточение на определенной территории небольших перерабатывающих фабрик.

3. В мировой торговой практике арахис, в зависимости от степени обработки, принято разделять на три группы: арахис сырой в скорлупе - "raw in shell", арахис лущеный - "raw shelled (with red skin)" (очищенный от скорлупы, на орехе имеется только кожица) и арахис бланшированный - "raw blanched" (очищенный от скорлупы и кожицы). Внешняя торговля неочищенными бобами арахиса невелика. В гораздо больших размерах ведется мировая торговля очищенными семенами арахиса - орешками. Учитывая, что при обработке (очистке) арахиса возникают дополнительные затраты, стоимость арахиса возрастает с каждой последующей операцией по его обработке.

Для транспортировки арахис сырой в скорлупе и лущеный обычно упаковывают в джутовые или пластиковые мешки по 12,5 кг, 25 кг, 30 кг, 50 кг или в специальные мешки (биг-бэги) весом до 1 т. Для транспортировки арахис бланшированный упаковывают в вакуумные пластиковые пакеты по 12,5 кг, 25 кг. При этом герметичная упаковка товара связана с дополнительными затратами, что приводит к некоторому удорожанию товара.

4. В мире выведено более десяти тысяч сортов арахиса. Однако в промышленном масштабе культивируется около десятка сортов, которые отличаются в зависимости от формы ореха (круглый, удлиненный), его размеров, урожайности, содержания масла, сладости вкуса и т.д. В то же время единой классификации сортов арахиса на мировом рынке нет. Более того, одни и те же сорта имеют различные названия. Например, в Китае сорт "Байша" называется "Хсю Джи", в Индии - "Джава", однако наиболее распространенным названием данного сорта является "Спэниш". В связи с этим производители и фирмы, занимающиеся продажей арахиса на мировом рынке, подходят по-разному к классификации его сортов. Наиболее распространенными культивируемыми сортами лущеного арахиса в Китае являются уже названный выше "Хсю Джи" и "Вирджиния". При этом в предложениях китайских фирм название сорта, как правило, вообще не указывается, а выделяется только форма ореха. Но во всех случаях при определении цены арахиса важное значение имеет разделение на фракции в зависимости от количества ядер арахиса в 1 унции (28,3 грамма). Стандартными являются следующие размеры: 24/26, 28/32, 32/34, 38/42, 40/50, 50/60, 60/70, 70/80, но могут использоваться и другие размеры. Чем меньше количество ядер в 1 унции, тем размер ореха крупнее и, следовательно, цена товара выше.

Таким образом, основные факторы, влияющие на стоимость арахиса, - страна происхождения, степень обработки, вид упаковки, сорт, калибр ореха.

Ориентировочная стоимость арахиса (страна происхождения - Китай) на условиях поставки FOB Циндао приведена в Таблицах 1, 2, 3 (Приложение 2). Источник информации - http://www.chinapeanutseller.com/price/price1.htm.

5. В Америке арахис преимущественно распространен в южной части: Аргентина и Бразилия - крупнейшие производители, представленные в этом регионе. США - крупнейший производитель и экспортер арахиса в Северной Америке. Основным культивируемым сортом в Америке является "Раннер", представляющий собой гибрид сортов "Спэниша" и "Вирджинии". Ядра этого сорта больше, чем ядра "Спэниша", и более продолговатые. Максимальный калибр - 38/42 ядер на унцию. Динамика цен на мировом рынке на товар (Арахис американский, "Runners" 40/50), классифицируемый по коду ТН ВЭД России в товарной позиции 1202, приведена в Таблице 4 (Приложение 2). Источником информации является "Справочник цен мирового рынка" (ВНИКИ).

Одновременно обращаем внимание, что цена на сельскохозяйственную продукцию зависит от ее урожая в конкретной стране и в мире в целом и цена на рынке может меняться с поступлением продукции нового урожая как в большую, так и в меньшую сторону.

6. Решение о заявленной декларантом таможенной стоимости рассматриваемых товаров с учетом приведенной информации может быть принято только при наличии в товаросопроводительных, коммерческих, таможенных и иных документах достоверной и полной информации, позволяющей однозначно идентифицировать товар, ввезенный на таможенную территорию Российской Федерации. Для арахиса, как уже отмечалось и выше, помимо страны происхождения, необходимо указание степени его обработки, сорта и калибра ореха.

При осуществлении контроля таможенной стоимости необходимо обеспечение обоснованного применения установленных Законом Российской Федерации "О таможенном тарифе" методов определения таможенной стоимости, а также требований нормативных актов ГТК России в части соблюдения установленных технологий контроля таможенной стоимости.

Начальник Главного

управления федеральных

таможенных доходов

генерал-лейтенант

таможенной службы

Э.А.САФАРОВ