1. Общие положения

1.1. Настоящие методические рекомендации по разработке и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций (далее - Методические рекомендации), разработаны в рамках реализации норм Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Закон об образовании) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 26 мая 2021 г. N 144-ФЗ, в части:

- разработки организациями, осуществляющими образовательную деятельность (далее - Организация), в рамках образовательных программ высшего образования профессиональных компетенций на основе профессиональных стандартов (при наличии) и возможности включать в них компетенции, отнесенные к одной или нескольким специальностям и направлениям подготовки по соответствующим уровням профессионального образования или к укрупненным группам специальностей и направлений подготовки, а также к области (областям) и виду (видам) профессиональной деятельности, в том числе с учетом возможности одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций (часть 8.1 статьи 12 Закона об образовании);

- предоставления обучающимся академического права на освоение наряду с учебными предметами, курсами, дисциплинами (модулями) по осваиваемой образовательной программе любых других учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), преподаваемых в организации, осуществляющей образовательную деятельность, в установленном ею порядке, а также преподаваемых в других организациях, осуществляющих образовательную деятельность, учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), одновременное освоение нескольких основных профессиональных образовательных программ, получение одной или нескольких квалификаций (пункт 6 части 1 статьи 34 Закона об образовании).

1.2. Методические рекомендации определяют возможные модели разработки и реализации образовательных программ высшего образования, предусматривающих возможность одновременного получения обучающимися нескольких квалификаций (далее - Образовательная программа, предусматривающая получение нескольких квалификаций, программа).

1.2. Настоящее Методические рекомендации разработаны в соответствии с:

- Законом об образовании;

- приказом Минобрнауки России от 6 апреля 2021 г. N 245 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры" (далее - Порядок организации образовательной деятельности);

- приказом Минобрнауки России от 1 июля 2013 г. N 499 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам";

- приказом Минпросвещения России от 26 августа 2020 г. N 438 "Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным программам профессионального обучения";

- приказом Минобрнауки России от 27 июля 2021 г. N 670 "Об утверждении порядка заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании и о квалификации, приложений к ним и их дубликатов, утвержденного (далее - Порядок заполнения, учета и выдачи документов о высшем образовании);

- приказами Минобрнауки России от 12 сентября 2013 г. N 1060 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования, применяемых при реализации образовательных программ высшего образования, содержащих сведения, составляющие государственную тайну или служебную информацию ограниченного распространения" и N 1061 "Об утверждении перечней специальностей и направлений подготовки высшего образования" (далее вместе - Перечни специальностей и направлений подготовки высшего образования);

- приказом Минобрнауки России от 2 июля 2013 г. N 513 "Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение" (далее - Перечень профессий рабочих, должностей служащих);

- приказом Минобрнауки России от 12 июля 2021 г. N 607 "Об утверждении порядка перевода обучающегося в другую образовательную организацию, реализующую Образовательную программу высшего образования соответствующего уровня";

- приказом Минобрнауки России от 29 июня 2015 г. N 636 "Об утверждении порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры" (далее - ГИА, порядок проведения ГИА);

- приказом Минтруда России от 15 ноября 2016 г. N 649н "Об утверждении Порядка формирования и ведения реестра сведений о проведении независимой оценки квалификации и доступа к ним, а также перечня сведений, содержащихся в указанном реестре".

1.3. Основные понятия, используемые в настоящих Методических рекомендациях:

Федеральный государственный образовательный стандарт (далее - ФГОС) - совокупность обязательных требований к образованию определенного уровня и (или) к профессии, специальности и направлению подготовки, утверждаемых федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования, среднего профессионального образования и высшего образования;

Самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательные стандарты (далее - СУОС) - образовательные стандарты, самостоятельно разрабатываемые и утверждаемые образовательными организациями высшего образования в соответствии с частью 10 статьи 11 Закона об образовании;

Профессиональный стандарт - характеристика квалификации, необходимой для осуществления определенного вида профессиональной деятельности, в том числе выполнения определенной трудовой функции;

Образовательная программа - комплекс основных характеристик образования (объем, содержание комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты) и организационно-педагогических условий, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, оценочных и методических материалов, а также в предусмотренных Законом об образовании случаях в виде рабочей программы воспитания, календарного плана воспитательной работы, форм аттестации;

Образовательные программы высшего образования - программы бакалавриата, программы специалитета, программы магистратуры, программы подготовки научных и научно-педагогических кадров в аспирантуре (адъюнктуре), программы ординатуры, программы ассистентуры-стажировки;

Дополнительные профессиональные программы профессиональной переподготовки - образовательные программы, направленные на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретение новой квалификации;

Основные программы профессионального обучения - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих, программы переподготовки рабочих, служащих, программы повышения квалификации рабочих, служащих;

Квалификация - уровень знаний, умений, навыков и компетенции, характеризующий подготовленность к выполнению определенного вида профессиональной деятельности.