Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

95.5. Пояснительная записка

95.5. Пояснительная записка.

95.5.1. Программа по родной (якутской) литературе обеспечивает преемственность изучения родной (якутской) литературы на уровне среднего общего образования и построена на единой методической и дидактической основе с учетом психолого-педагогических особенностей восприятия художественной литературы обучающимися.

95.5.2. Родная (якутская) литература является духовным наследием якутского народа, отражающим его эстетические и этические ценности. Изучение родной (якутской) литературы направлено на духовное становление личности, формирование навыков творческого чтения и интерпретации художественного текста. Овладение способностями эстетического восприятия произведений искусства слова на родном (якутском) языке дает возможность духовного познания иноязычной литературы.

95.5.3. В основе изучения родной (якутской) литературы лежат общечеловеческие ценности, человеколюбие, духовность. В связи с этим как особый вид учебной деятельности выступает ценностно-смысловая коммуникация, в которой доминирует рефлексия как механизм воспитания и образования обучающихся. Одной из важнейших задач изучения родной (якутской) литературы выступает познание человека, системы ценностей, познание самого себя, своего места в современном динамическом мире.

95.5.4. В концентре образовательных задач программы - формирование способности творческого чтения, умений мыслить образами, осознать внутренний мир художественного образа. Стремление к овладению способностями творческого чтения обусловливает развитие у обучающихся навыков устной и письменной речи, аналитических умений и раскрытие их интеллектуальных, творческих возможностей.

95.5.5. Главная отличительная особенность программы заключается в стремлении формировать умение соотносить нравственные, духовные ценности родной литературы и литератур народов России. Становление творчески мыслящей, духовной личности россиянина возможно через освоение высоких духовно-нравственных ценностей родного народа в контексте выявления единства с истинными народными воззрениями литератур народов России.

95.5.6. Основными критериями отбора художественных произведений для изучения в школе являются их высокая художественная ценность, гуманистическая направленность, позитивное влияние на личность обучающегося, соответствие задачам его развития и возрастным особенностям, а также культурно-исторические традиции и богатый опыт отечественного образования. Приобщение обучающихся к богатствам отечественной и мировой художественной литературы позволяет формировать духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения, развивать эстетический вкус и литературные способности учащихся, воспитывать любовь и привычку к чтению.

В программе по родной (якутской) литературе художественные произведения представлены в ракурсе историко-литературного пути зарождения и развития якутской литературы, заложены основы систематического изучения историко-литературного курса якутской литературы. Теоретико-литературные понятия даны во взаимосвязи с анализом внутренней структуры художественного произведения.

95.5.7. Изучение родной (якутской) литературы направлено на достижение следующих целей:

воспитание духовно развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, способной освоить на эстетическом, личностно значимом уровне художественные произведения родной литературы, владеющей возможностями сопоставить идейно-нравственные ценности произведений родной литературы с образцами литератур народов Российской Федерации, обладающей гуманистическим мировоззрением и российским гражданским сознанием;

развитие читательской культуры обучающихся, их интеллектуальных, творческих способностей, навыков устной, письменной речи;

освоение знаний о родном (якутском) фольклоре и литературе: о выдающихся произведениях устного народного творчества и литературы, их духовно-нравственном и эстетическом значении, истории ее зарождения и этапах развития;

овладение умениями творческого чтения и анализа художественного произведения, навыками сопоставлять произведения родной и литератур народов России, умениями привлечения необходимых знаний по теории и истории литературы, умением выявлять в них общечеловеческое содержание и этнически, культурно обусловленные различия.

95.5.8. Общее число часов, рекомендованных для изучения родной (якутской) литературы - 68 часов: в 10 классе - 34 часа (1 час в неделю), в 11 классе - 34 часа (1 час в неделю).