Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

64.7. Содержание обучения в 11 классе

64.7. Содержание обучения в 11 классе.

64.7.1. Современный литературный процесс.

Общественно-политические и социально-экономические изменения в России в 1990-е годы. Их отражение на состоянии национальной литературы. Резкое снижение издаваемой книжной продукции, унизительное положение писателя, вынужденного самостоятельно оплачивать издательские расходы и распространять собственное сочинение. Появление низкопробных произведений как следствие прекращения рецензирования рукописей. Издательский всплеск 2010-х годов. Переиздания сборников абазинского фольклора "Абаза турыхква" ("Абазинские сказки"), "Абазашта алокIква" ("Сказки Абазашты"), романов И.А. Табулова "Азамат" ("Азамат"), Б.Х. Тхайцухова "Нышв напIыкI" ("Горсть земли"), П.К. Цекова "Ащхъаркт ащахахра" ("Месть горного аула"). Издание сборников произведений Р.М. Хужева "СазыпшгIун сыйачIва" ("В поисках своей звезды"), П.А. Дзугова "ЗымгIва ауагIа йырзыгIанхитI" ("Все остается людям"). Издание антологии абазинской поэзии XX века в 2-х томах (2007 г.), пятитомного собрания сочинений М.Х. Чикатуева (2011 г.), двухтомника поэтических произведений М.С.-Г. Тлябичевой (2012 г.), трехтомника произведений К.Л. Мхце (2009 - 2014 гг.).

Активизация переводческой деятельности с абазинского на русский язык: издания на русском языке сборников стихотворных произведений М.Х. Чикатуева "Поющее сердце" (2011 г.), Д.К. Лагучева "Эхо" (2007 г.), К.Л. Мхце "Возвращаюсь" (2018), сборников народных сказок "Абазинские сказки" (2014 г.), рассказов "Абазинская проза" (2011 г.), прозаических и драматургических произведений М. Дагужиева "Земфира" (2017 г.), романа К. Джегутанова "Золотой крест" (2016 г.). Публикации на немецком языке в немецких журналах "Георгика" произведений М.С.-Г. Тлябичевой, В.З. Копсергеновой, Ф.Н. Апсовой, Р.Х. Пазовой, Л.К. Шебзуховой (2008 г.), статьи П.К. Чекалова о поэзии К.Л. Мхце (2009 г.), в журнале "Бавюлон" - рассказов Ф.Н. Апсовой, Х.С. Аджибекова, П.К. Чекалова. Публикация в литературной газете Узбекистана "Книжный мир" цикла стихотворений К.Л. Мхце на узбекском языке (2019). Выход в Германии сборника произведений абазинских авторов "Абазинская проза" (2014) на немецком языке, в Турции - сборника "Абазинские народные сказки" (2013) на турецком языке.

Выход в свет общественно-литературного журнала "АбазгьргIа" ("Абазги") (2013 г., редактор - Р.Х. Пазова) на русском и абазинском языках, литературно-художественного журнала "Абазашта адзыхьква" ("Родники Абазашты") (2019 г., редактор - С.У. Пазов). Появление ряда изданий мемуарного характера на русском языке: "Упавшая пирамида" Р.Ш. Татаршао (2009 г.), "Легко ли быть абазином?" Ч.Х.-Б. Ионова (2009 г.), "Жизнь, посвященная сельскому хозяйству Ставрополья" И.Щ. Каблахова (2012 г.), "Оставить добрый след" Ш.М. Хужева (2012 г.), "Не просто быть врачом" А.А. Хуранова (2013 г.).

Периодизация истории абазинской литературы.

64.7.2. Современная абазинская литература.

64.7.2.1. Творчество М.З. Дагужиева.

Жизненный и творческий путь писателя. Проблемы современности в повестях "ХIатыр" ("Одолжение") и "ЪачIвагIа" ("Профессия") (1988 г.). Жизненность, правдивость, достоверность как характерные свойства прозы автора.

Вирус потребительства как главная тема одноактной пьесы "Тыдзталхьа" ("Новоселье") (1997 г.). Стремление к стяжательству и накопительству - смысл жизни Кахара и Зазуры. Основной принцип Джабара: жить по кодексу чести. Оппозиция: достоинство и торговля совестью.

Проблема противостояния личности и тоталитарной власти в драме "Ачарх ангIауысра" ("Когда накатит колесо") (2009 г.). Образ председателя аулсовета Даута Хурмата: зернышко, попавшее меж жерновов истории. Его жизненные принципы: прямодушие. Честность. Неподкупность, неспособность на предательство. Уполномоченный Губед Аграм как антипод Хурмата: карьерист, корыстолюбец, готовый на любую подлость. Символика образа колеса, его идейный смысл.

64.7.2.2. Творчество К.А. Баталова.

Жизненный и творческий путь писателя. К.А. Баталов как поэт, педагог, литературовед. Вклад в развитие абазинской культуры. Поэтические сборники "АгIвычIвгIвыс йыйачIва" ("Звезда человека") (1996 г.), "Скыт апсыхIва" ("Долина моего аула") (2014 г.). Тема малой родины: "Сара с-Гвым" ("Мой Гум"), "Схъвыцраква хIкытква йыртыситI) ("Мои мысли проходят по нашим аулам"), "ХIгвашвква рпны" ("У наших ворот"). Пейзажная лирика: "ГъынцIыхъва, гIапынхъа" ("Конец зимы, начало весны"), "ГIапын этюд" ("Весенний этюд"), "УгIайгва, агIапын" ("Наступающая весна"), "АгIапын амгIвала" ("Весенней дорогой"), "Абна саъапI" ("Я в лесу"), "Аква анасып" ("Счастливый дождь"), "Дзыхь шкIвокIва" ("Белый родник"), "Апсабара агара хIрыцIспI" ("Покачаем люльку природы"). Художественные особенности поэзии К.А. Баталова.

64.7.2.3. Творчество Е.М. Шхаевой.

Жизненный и творческий путь. Лирика: "Алахьква аныршуз" ("Когда раздавали судьбы"), "Гвыгъара" ("Надежда"), "Амш гIаталтI" ("День настал"), "Ашва схIвитI" ("Пою песню"). Образ матери: "Ан лылаква" ("Глаза матери"), "Ан лхъвыцраква" ("Думы материнские"), "Ан йылIгIазарквын" ("Если б спросили у матери"), "Сан дгIасгвалашвахуата" ("Вспоминая маму"). Пейзажная лирика: "Пхын щымтахъа" ("Летнее утро"), "Квашуа" ("Ливень"), "Адзын, адзын" ("Осень, осень"), "Адзын кIьаса" ("Поздняя осень"), "Абыгьь гIважьква" ("Желтые листья"), "Асы гIаситI" ("Падает снег").

Повесть "Лахьы" ("Судьба") (2018 г.) как новаторское произведение. Лиризм звучания как основная специфика произведения. Анафоры и лирические отступления как основные приемы лиризации. Внутренняя теплота и обаяние портретных характеристик (Марьят, Мухарби), психологизм образов Мурата и Зураба. Образ матери, поднявшей на ноги детей в невероятно трудных условиях, как главное действующее лицо произведения.

64.7.2.4. Творчество М.С.-Г. Тлябичевой.

Жизненный и творческий путь. Становление творческой личности. Вклад М.С.-Г. Тлябичевой в национальную поэзию: женское мироощущение и мировосприятие, женский взгляд на отношения влюбленных, нежность и неподдельная открытость миру. Образы и мотивы лирических сборников: "Азпшра" ("Ожидание") (1964 г.), "Йнашхыйу, йлашару сдуней" ("Мой тревожный и прекрасный мир") (1984 г.), "Ашахв сазпшуата" ("В ожидании рассвета") (1991 г.), "Ари адуней съадзакву" ("Пока живу я на земле") (1996 г.), "Сгвы ахацква" ("Нити сердца") (2006 г.). Любовная лирика: "СуызпшуаштI" ("Буду ждать тебя"), "Усальамшвъа" ("Твое письмо"), "Араса хъгIата угIасымпшын" ("Не смотри так сладко на меня"), "АхIврапшдзаква" ("Твои цветы"), "УсызгIайтI" ("Ты пришел ко мне"), "Бзибара" ("Любовь"), "Уахьыла снайитI) ("Иду к тебе"), "Уари сари" ("Ты и я"), "Уарадъагьи сбзазитI" ("Живу без тебя"). Малая родина: "Йынджьыгь, спсы йапшу Йынджьыгь" ("Инжич, душе моей подобный"), "Съатадрийыз" ("Там, где я родилась"), "ЙгIасгвалашватI сцри кыт" ("Соскучилась по родному аулу"), "Скыт амгIващква" ("Тропинки моего аула"), "Ащхъа дзыхьква" ("Горные родники"). Образ белой акации: "Сцри каца шкIвокIваква" ("Родные мои белые акации"), "Акацаква ужвы" ("Акации теперь"), "Акаца шкIвокIваква" ("Белые акации"), "Акацаква рфгIвы пшдза" ("Аромат акаций"). Жертвенное отношение к людям и миру: "ЙырзысшатI сгвы" ("Сердце свое раздала по частям").

64.7.2.5. Творчество А.К. Ионова.

Жизненный и творческий путь писателя. Стихотворные сборники: "Спсадгьыл ашваква" ("Песни моей земли") (1989 г.), "АгIвычIвгIвыси ахъацIари" ("Человечность и мужество") (2001 г.), "Нарт" ("Нарт") (2013 г.). Сатирические стихи: "Ахрат йгIатыцIыз асальамшвъа" ("Письмо с того света"), "АхъацIаныкъвагIв йымшгIвыра" ("Дневник женолюба"), "Данажвы адин йгIахъхыз агвнахIчы йызкьыр" ("Молитва состарившегося грешника"). Основные мотивы лирических миниатюр: "АгIвсатыркIква" ("Двустишия"), "АпщсатыркIква" ("Четырехстишия"), "АцсатыркIква" ("Шестистишия"). Поэма "Сосрыкъва НартыргIа амца шрызгIайгхыз" ("Как Сосруко вернул нартам огонь"). Фольклорная основа. Образ Сосруко как воплощение мужества и служения своему народу. Народность склада, теплота юмора, незлобивость сатиры как особенности творчества А.К. Ионова.

64.7.2.6. Творчество К.Л. Мхце.

Жизненный и творческий путь писателя. Тема служения своему народу: "Ай, йатаркIвах аква гIакIачIвитI" ("Ах, опять ливень"), "ХъвыжвчкIвын" ("Малая Кува"), "Щардазма йутахъыз уара" ("Желания моего сердца"), "ЙсыласхIвитI йшагIвсуа" ("Я чувствую, как жизнь моя проходит"), "СуагIа" ("Мой народ"), "Абазашта" ("Абазашта"), "ЙыздыритI - сыгьчкIвынхым" ("Знаю, не мальчик"), "Тынха" ("Наследие"), "Экзюпери" ("Экзюпери"). "Каскадер" ("Каскадер") как программное произведение поэта. Тема исторической судьбы абазинского народа в поэме "ГIагвалашвахра" ("Память") (1983 г.). Символическое значение образа дома в произведении. Мотив пути: "Асквшква сыта йгIаситI" ("Годы сыпятся снегом"), "АмгIвайсыгIв" ("Путник"), "Сбзазара" ("Моя жизнь"), "Сара сымгIва" ("Мой путь"), "АмгIва апны" ("В пути"). Драматизм любовной лирики: цикл стихотворений "Сбзазара балазма кIаран?" ("Была ли ты в жизни моей?") (сборник "Йара дунейкI апны" ("В одном мире") (1979 г.). Сборник "БжапхныркIвата-бжадзынхахьата" ("В миг полулета-полуосени") (1994 г.) как вершинное явление абазинской поэзии. Высочайший гуманизм, благородство, коленопреклоненное отношение к женщине в разделе "АхьыгIаква рдзыгIвбжьа лашара" ("Светлый остров болей"). Отражение судьбы лирического героя в цикле "АмшгIвыра абгъьыцква" ("Страницы дневника"). К.Л. Мхце как родоначальник абазинской философской лирики: "Сквшызкь щарда цIитI..." ("Много тысячелетий мудрецы..."), "АгIвычIвгIвыс йызцауата" ("Человеческий разум"), "ЙхIвалун Будда" ("Говорил Будда"), "Атыдзква" ("Дома"), "Джьугьальа" ("Перекати-поле"), "Экспромт" ("Экспромт"), "Хъвыцра" ("Раздумье"), "ИгIайитI ахъвлапын..." ("Приходит вечер"), "Йгьсылшум йгIасгвынгIвныс" ("Не пойму"), "ХIара хIбзазара" ("Наша жизнь"), "Борч" ("Долг"), "Сынасып атшгIва" ("Очаг счастья"), "Амызи апсри" ("Луна и смерть"), "Араъа сгIайтI..." ("Сюда пришел я..."), цикл "ХъвыцраквакI" ("Несколько мыслей"), цикл "Агватраква" ("Заметки сердца"), К.Л. Мхце и традиции мировой лирики.

64.7.2.7. Творчество Ф.Н. Апсовой.

Жизненный и творческий путь. Стихотворные сборники: "Сара сашва" ("Моя песня") (2005 г.), "Уара йгьухъазым араъа..." ("Здесь ты не один...") (2011 г.), "Сгвыгъа лашара" ("Свет надежды") (2016 г.), "Сцри бызшва - сара сылахь" ("Родной язык - моя судьба") (2020 г.). Основные темы, мотивы и образы. Образ лирической героини в стихотворениях "Сара с-ЗулипI" ("Я - Зули"), "НагIлат" ("Проклятие"), "Среволюция" ("Моя революция"). Образ малой родины: "Сырхъа" ("Мое поле"), "Къарапагва" ("Кара-Паго"), "Къарапагва схъалитI" ("Поднимаюсь в Кара-Паго"), "Сыла йхъгIву скыт" ("Укрытый снегом мой аул"), "Йынджьыгь апсыхIва" ("Долина Инжича"). Пейзажная лирика: "ГIапын ква" ("Весенний дождь"), "Пхын квашуа" ("Летняя гроза"), "Адзын" ("Осень"), "Адзын кIьаса" ("Поздняя осень"), "Асы гIарыквситI адзын хIврапшдзаква" ("Падает снег на осенние цветы"), "Адзын абыгъь гIважьква" ("Желтые листья осени"). Любовная лирика: "Уарадъа сгьызбзазушым..." ("Без тебя не проживу..."), "Барадъа уыжвгIандзара спсуашын" ("Без тебя я умер бы давно..."), "Унысла" ("Ради тебя"). Философская лирика: "ЙыгIвитI адзыгIвква закI ахъазла..." ("Текут ручьи для чего-то..."), "АцхIаква" ("Мосты"), "АжвгIванд чIыхв хIагIара" ("Сияющая синь небосвода"), "АкIьанджьква" ("Куклы"). Актуальность и злободневность сатирических рассказов: "Сара стахтапI" ("Кресло"), "МатIутIа Адамович" ("Матута Адамович"), "Махъахъжва" ("Оборванец"), "Абазала хIшвырхIвахIв" ("Давайте тосты произносить по-абазински").

64.7.2.8. Творчество Х.С. Аджибекова.

Жизненный и творческий путь писателя. Многогранность творческой личности: поэт, прозаик, журналист, переводчик, собиратель и публикатор фольклорных произведений. Образ лирического героя в стихотворениях "Саргьи" ("И я"), "Сара сцIабырг" ("Моя правда"), "ЙгIамыздитI адуней" ("Странствую по свету"), "Абзазара адзын" ("Осень жизни"). Тематические стихи о зиме и осени: "Адзын аладзква" ("Слезы осени"), "Бзила, адзын!" ("До свиданья, осень!"), "Гъын уахъ" ("Зимняя ночь"), "АсрычвхIва" ("Метель"), "Гъын уарад" ("Зимняя песня"). Стихи-посвящения: "Ерыжв Зули" ("Зули Ерижева"), "АкIомбат МухIамад" ("Комбат Мухамад"), "Аджьбакь Зауаль сйызхъвыцуата" ("Думы о Зауале Аджибекове"), "ХIвран ШахIамби дгIасгвалашвахуата" ("Вспоминая Шахамби Хуранова"). Любовная лирика: "Гъын кIьасата йхIызгIайыз абзибара" ("Любовь, пришедшая зимою поздней"), "БъанызлакIгьи" ("Где б ты ни была"), "БгIасгвалашвапхьадзагьи" ("Каждый раз, как я тебя вспоминаю"), "АкъвыцIхра" ("Расставание"). Тематика, проблематика, образная система поэм "АхIвссаква рхIатшпы" ("Пещера женщин"), "Швапача" ("Воровской промысел"), "АгIвычIвгIвысагIа адерсква" ("Уроки человечности"). Новаторство в области стихотворных форм: развитие трехсложных размеров (дактиль и амфибрахий), введение в национальную поэзию строфы из 14 строк, образование своеобразного венка сонетов из семи стихотворений, в котором следующий сонет начинается предпоследней строкой предыдущего. Создание романа в стихах "Наследие царя абазов" (2019 г.).

64.7.2.9. Творчество Л.К. Шебзуховой.

Жизненный и творческий путь. Образ лирической героини в стихотворениях: "Хъвыцра" ("Мысль"), "Сныбыжь" ("Мой возраст"), "ЙынсцIитI сынцIра" ("Проживаю свою судьбу"). Любовная лирика: "УкъагIа, абзибара" ("Расцветай, любовь!"), "Уари сари" ("Ты и я"), "УгIайх" ("Возвращайся"), "Алахь акачкIра" ("Игра судьбы"), "Бзибара" ("Любовь"), "ЦIыпх" ("Прошлый год"), "ЙратытI... ПстхIвахатI сынцIра" ("Растаяла... Превратилась в туман..."). Тема малой родины, народа, родного языка: "Абазашта" ("Абазашта"), "УацIыхъвангьи, уацIыхъвангьи..." ("И все-таки, все-таки..."), "Къвбина" ("Кубина"), "Къвбина апны" ("В Кубине"), "Сара с-Къвбина" ("Моя Кубина"), "СуагIа" ("Мой народ"), "Ей, АбазаргIа!" ("Эй, абазины!"), "ХIымгIва хъада" ("Наша главная дорога"), "ХIыкIьадыгв апхIвысква" ("Соседские женщины"), "Сыбызшва" ("Мой язык"), "ХIыбызшва ашвындыкъвара" ("Сундук нашего языка"). Тема поэта и поэзии: "Антенна" ("Антенна"), "АуысагIв" ("Поэт"), "АршIыйара ахв" ("Цена творчества"). Стихотворные посвящения: "Агырба Юра йызцауата" ("Юрию Агирбову"), "Шамба Тарас йызцауата" ("Тарасу Шамба"), "Эгьзакь Муса хIйыладухитI" ("Гордимся Экзековым Мусой"), "Огвыз МухIамад йызцауата" ("Мухамеду Огузову"), "Чагва Мамруз йызцауата" ("Мамрузу Чагову"), "ЕмгIвыкъва Уали йызцауата" ("Уали Евгамукову"), "МакьарргIа" ("Мекеровы"), "Апхъагылара абазгьргIа йырцIаспI" ("Первенство - в традициях абазгов").

64.7.2.10. Творчество А.Х. Курумбаева.

Жизненный и творческий путь писателя. Публицистика. Повести "Алахь адамыгъа" ("Тамга судьбы"), "ДжьахIанам акъалагIвыр" ("Часовой ада"): основная тематика, образы, изобразительные средства. Значение творчества писателя для развития абазинской литературы.

64.7.2.11. Творчество В.З. Копсергеновой.

Жизненный и творческий путь. Творчество. Современная женщина с ее болями и бедами, ощущением и восприятием изменяющегося мира в произведениях В.З. Копсергеновой. Задушевность и лиризм как основные черты повествования рассказа "ЙснапIыцIпссгIатI ахIвыхIв" ("Улетел с моих ладоней голубь"). Драматизм судьбы девушки, мечтавшей о сцене и выданной замуж за нелюбимого. Простота и изящество языка произведения. Атмосфера жизни и быта абазинского аула послевоенных лет в рассказе "Алыгажви апстыхгIви" ("Старик и ангел смерти"). Психологическая достоверность в изображении мыслей и поведения умирающего человека.

64.7.2.12. Творчество Р.Х. Пазовой.

Жизненный и творческий путь. Повседневная жизнь земляков в рассказах Р.Х. Пазовой. Жизненная основа литературных сюжетов. Индивидуальные черты персонажей и ментальные качества народа в целом. Правдивость описаний, жизненность характеров, подлинность чувств.

64.7.3. Теория литературы.

Стих и проза: отличительные признаки. Ритм, стопа: пиррихий, спондей. Рифма: точная и неточная. Рифмовка: парная, перекрестная, кольцевая, вольная. Строфа. Основные виды строф: двустишие, трехстишие, четверостишие, пятистишие, шестистишие. Нетождественные строфы.

Звукопись: анафора, эпифора, аллитерация, ассонанс.

Основы стихосложения. Полиметрические формы абазинского фольклорного и письменного стиха 1930 - 1960-х годов. Абазинское силлабо-тоническое стихосложение. Тоническое стихосложение. Белый стих. Свободный стих. Сонет.