Подготовлены редакции документа с изменениями, не вступившими в силу

80.6. Содержание обучения в 10 классе

80.6. Содержание обучения в 10 классе.

80.6.1. На пути к литературе: мифология и устно-поэтическое творчество.

Роль письменности в зарождении мордовской литературы.

80.6.1.1. Задачи изучения литературы в 10 классе.

Историко-литературная основа построения курса, его цели и содержание.

Теория литературы: художественная словесность, ее сущность, понятие о литературном процессе.

80.6.1.2. Мордовская мифология.

Генезис, жанрово-тематическое и сюжетное разнообразие мордовской мифологии, ее отражение в образцах устно-поэтического творчества. Мифология как источник творчества, ее воздействие на формирование эпической поэмы и литературной сказки.

Теория литературы: понятие о мифологии и мифотворчестве писателей.

"Масторава: Мордовский народный эпос". Отображение исторической судьбы (от зарождения древнемордовской государственности на рубеже I - II тысячелетий нашей эры до взятия Казани русскими войсками с участием мордвы в 1552 году) и мировоззрения мордовского народа. Основное содержание шести песен: "Рождение земли", "Поиски счастья", "Правление Тюшти", "Выборы нового правителя", "Годы бед и страданий", "Воссоединение".

Теория литературы: эпическая поэма, эпический герой.

80.6.1.3. Роль первых опубликованных фольклорных произведений в формировании письменных традиций на мордовских (мокшанском и эрзянском) языках.

80.6.1.4. Мордовская крестьянская литература сказительского типа. Рассказы и жизнеописания Р.Ф. Учаева и В.С. Саюшкина, воспоминания и различного рода истории И.А. Цыбина, Т.Е. Завражного и С.А. Ларионова, поэмы-сказы И.Т. Зорина.

Теория литературы: крестьянская литература сказительского типа.

80.6.2. Мордовская литература на этапе ее становления (конец XIX - 1930-е годы).

80.6.2.1. Периодизация мордовской литературы.

Первые известные писатели - выходцы из мордвы. Основные причины создания ими художественных произведений на русском языке.

Теория литературы: художественная литература как искусство слова. Понятие об историко-литературном процессе.

80.6.2.2. С.В. Аникин, его роль в процессе формирования дооктябрьской литературы мордвы.

Проявление мастерства пейзажиста в рассказе "Иможу сексе" (мокшанский), "Норовов сексь" (эрзянский) ("Плодная осень").

80.6.2.3. З.Ф. Дорофеев - поэт, переводчик, организатор просвещения мордовского народа.

Отражение национального менталитета мордвы, раздумий и устремлений народа в его поэзии. Тема школы ("Начальнай школаса экзамен" (мокшанский), "Начальной школасо экзамен" (эрзянский) ("Экзамен в начальной школе"), войны ("Тюрема" (мокшанский, эрзянский) ("Бой"), природы ("Кизонь шобдава" (мокшанский), "Кизэнь валске" (эрзянский) ("Летнее утро"), "Сексе" (мокшанский), "Сексь" (эрзянский) ("Осень"), "Вирь" (мокшанский, эрзянский) ("Лес") в стихотворениях З.Ф. Дорофеева. Выражение любви к простому человеку в рассказе "Мезе мон няень станцияса" (мокшанский), "Мезе мон неинь станциясо" (эрзянский) ("Что я видел на станции").

Теория литературы: традиции и новаторство в литературе.

80.6.2.4. А.И. Завалишин - прозаик, драматург, публицист.

Отображение противоречий постреволюционной действительности в трагикомедии "Партбилет". Идейно-художественный замысел, основной конфликт, сюжет и персонажи. Сценическая история произведения. Роль пьесы в трагической судьбе писателя.

80.6.2.5. Д.И. Морской - один из лучших лириков начала XX века, его вклад в развитие мордовской литературы.

Художественное своеобразие патриотической ("Арьсемат" (мокшанский), "Арсемат" (эрзянский) ("Думы") и любовной ("Цифтордома и цильф" (мокшанский), "Цитнема ды сулей" (эрзянский) ("Блеск и тень") лирики поэта.

80.6.2.6. Условия активного развития мордовской литературы в 1920 - 30-е годы на мокшанском и эрзянском языках.

Зависимость литературы от политических и идеологических задач государственного строительства советской России. Художественное отражение революционных преобразований, сопровождавшихся острой классовой борьбой в годы Гражданской войны (1917 - 1922 годы) и коллективизации сельского хозяйства. Роль первых национальных газет в формировании традиций письменной литературы. Литературные странички в газетах, их периодичность и особенности. Значение журналов "Валда ян" (мокшанский, 1928) ("Светлый путь", с 1932 года - "Колхозонь эряф" ("Колхозная жизнь") и "Сятко" (эрзянский, 1921 г.) ("Искра") в развитии мордовской литературы и культуры в целом. Освоение молодыми писателями ведущих жанров этого периода: стихотворения, басни, частушки, песни, короткого рассказа (миниатюры), очерка, одноактной пьесы. Публикация в 1930-е годы первых повестей, романа и драм на мокшанском и эрзянском языках.

80.6.2.7. М.И. Безбородов.

Формирование творчества поэта под влиянием идей и поэтики национального фольклора, свободолюбия русской классической поэзии. Художественные достоинства стихотворения "Ульсь пинге, церай" (мокшанский), "Ульнесь шка, церам" (эрзянский) ("Было время, сынок").

80.6.2.8. Т.А. Раптанов - создатель первого романа на эрзя-мордовском языке "Чихан панда ала" (мокшанский), "Чихан пандо ало" (эрзянский) ("Под Чихан-горой").

Воссоздание в произведении жизни мордовской деревни в постреволюционные годы, в период новой экономической политики, борьбы за коренные преобразования действительности, ее социальное и духовное обновление, показ формирования характеров молодых людей.

Теория литературы: реализм как литературное направление, формирование реалистических традиций в мордовской литературе.

80.6.2.9. А.И. Мокшони - автор очерков и рассказов, известный ученый и педагог.

Проблематика произведений, вошедших в сборники "Од эряф" (мокшанский), "Од эрямо" (эрзянский) ("Новая жизнь") и "Виде киге" (мокшанский), "Виде киява" (эрзянский) ("По верному пути").

Теория литературы: автобиографическая повесть.

80.6.2.10. А.В. Дуняшин.

Инициатор издания первого сборника мордовской литературы "Васень цяткт" (мокшанский), "Васень сяткт" (эрзянский) ("Первые искры") (1929 г.) и автор предисловия к нему. Рассказ "Од кямот" (мокшанский), "Од кемть" (эрзянский) ("Новые сапоги"), пафос трагизма и познавательная роль рассказа. Умение писателя отображать злободневные проблемы. Вклад А.В. Дуняшина в освоение и развитие жанра фельетона на родном языке. Осмеяние некачественного перевода с русского на эрзя-мордовский язык в произведении "Кальдяв он" (мокшанский), "Апаро он" (эрзянский) ("Плохой сон").

Теория литературы: фельетон как литературно-публицистический жанр.

80.6.3. Достижения мордовской литературы в 1940 - 1950 годы.

80.6.3.1. Особенности развития мордовской прозы, поэзии и драматургии в 1940 - 50-е годы.

Роман "Лавгинов" В.М. Коломасова как показатель значительного уровня развития мордовской литературы в начале 1940-х годов. Сатирическое отображение проблем мордовской деревни, обусловленных новыми социокультурными условиями.

Отражение высокого уровня патриотизма и национального самосознания народа в мордовской литературе периода Великой Отечественной войны.

Тематика произведений послевоенного периода: возвращение защитников Отечества к мирной жизни, защита мира, укрепление колхозов, борьба за рост материального благосостояния народа. Главные достижения национальной литературы, особенности развития поэзии, прозы, драматургии.

80.6.3.2. П.С. Кириллов - известный поэт, прозаик, драматург, критик.

Отображение идей русско-мордовской дружбы и борьбы за социальную справедливость в драме "Учительница" (мокшанский, эрзянский). Воспевание подвига советского народа в битве с немецко-фашистскими захватчиками в сборниках стихотворений "Войнань киге" (мокшанский), "Войнань киява" (эрзянский) ("По дорогам войны").

80.6.3.3. М.А. Бябин (М. Бебан) - поэт, прозаик, баснописец.

Отражение послеоктябрьской жизни мордовской деревни в его поэзии. Гражданско-патриотическая лирика Бебана. Сборник "Лаймоса толхт" (мокшанский), "Лаймесэ толт" (эрзянский) ("Огни в долине"). Бебан как известный баснописец.

80.6.3.4. Творчество мордовских писателей, отдавших жизнь за Родину на фронтах Великой Отечественной войны.

Вклад в развитие национальной литературы П.П. Батаева, В.И. Водясова, Ф.С. Дурнова, Г.И. Ельмеева, А.Ф. Зинькова, П.Д. Кономанина, А.В. Рогожина, С.И. Родькина, А.М. Сафронова (Юргая) и других.

Теория литературы: лирический герой и лирический персонаж, общее и особенное в понятиях.

80.6.3.5. Артур Моро (А.М. Осипов).

Своеобразие его лирики (опора на поэтику и эстетику национального фольклора, патриотический пафос, благозвучие и отточенность стиха). Раскрытие темы любви к родине в стихотворениях "Мокшэрзянь мастор" (мокшанский, эрзянский) ("Мордовская земля"), "Инь оцю Волга" (мокшанский), "Ине Рав" (эрзянский) ("Великая Волга"). Осмысление событий Великой Отечественной войны в поэтическом сборнике "Моран эряфть" (мокшанский), "Моран эрямонть" (эрзянский) ("Воспеваю жизнь").

Теория литературы: своеобразие мордовской системы стихосложения.

80.6.3.6. А.С. Малькин, его вклад в развитие мордовской литературы.

Основные темы, раскрываемые в книгах "Ялгань вал" (мокшанский, эрзянский) ("Слово товарища"), "Славань киге" (мокшанский), "Славань киява" (эрзянский) ("По пути славы"), "Кельгома стирти" (мокшанский), "Вечкевикс тейтерентень" (эрзянский) ("Любимой девушке"). Выражение любви к родине в стихотворении "Россия, кельгома Россия" (мокшанский), "Россия, вечкевикс Россия" (эрзянский) ("Россия, милая Россия"). Своеобразие лирического героя Малькина. Есенинские традиции в его поэзии. Раскрытие морально-этических проблем в рассказах "Мзярда эряй буря" (мокшанский), "Зярдо эрси буря" (эрзянский) ("Когда бывает буря") и "Верочка".

80.6.3.7. Т.А. Кирдяшкин - известный прозаик, автор первого романа на мокша-мордовском языке.

"Кели Мокша" (мокшанский), "Келей Мокша" (эрзянский) ("Широкая Мокша") - роман-хроника о жизни мордовского народа на рубеже XIX - XX веков, историко-революционная художественная летопись. Правдивое изображение событий в романе, интерес к внутреннему миру героев, стремление к воссозданию национальных черт характеров, творческое использование фольклорных традиций мордвы. Воплощение в центральных образах романа - Тихона Черемшина и Марии - лучших качеств мордовского народа.

Теория литературы: понятие о национальном характере, способах его отражения в произведениях художественной литературы.

80.6.3.8. А.Д. Куторкин - один из известных мордовских романистов.

Трилогия "Комболды Сура" (мокшанский), "Лажныця Сура" (эрзянский) ("Бурливая Сура"), художественное воплощение в ней исторического опыта мордовского народа в период коренной ломки общественно-политической жизни России конца XIX - первой трети XX веков. Правдивый показ традиций и быта мордвы в первой книге трилогии "Валдаевть" (мокшанский, эрзянский) ("Валдаевы").

Теория литературы: роман-трилогия.