МИНИСТЕРСТВО ТРАНСПОРТА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПИСЬМО

от 5 июля 2023 г. N Исх-28312/02

ИНФОРМАЦИЯ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ПОЛЕТОВ N 7 <1>

--------------------------------

<1> Информация по безопасности полетов выпускается с целью проведения корректирующих мер или действий, направленных на повышение безопасности полетов. В информации по безопасности полетов могут приводиться сведения о предварительных результатах расследования авиационных событий, которые уточняются и дополняются в ходе дальнейшего расследования. Ни при каких обстоятельствах эта информация не может предоставляться или обсуждаться с неуполномоченными лицами, чтобы не повредить процессу расследования.

Наземное обслуживание гражданского воздушного судна - комплекс работ по обеспечению прибытия воздушного судна на аэродром и его вылета с аэродрома, за исключением обслуживания воздушного движения. Наземное обслуживание гражданского воздушного судна не включает в себя его техническое обслуживание.

Эксплуатант воздушного судна должен организовать наземное обслуживание, необходимое для обеспечения вылета воздушного судна или завершения полета по прибытии на аэродром (аэропорт) или посадочную площадку, за исключением обслуживания воздушного движения и технического обслуживания, включающего обслуживание пассажиров, обработку багажа, груза и почты, обслуживание и загрузку воздушного судна, контроль загрузки, заправку топливом и анти/противообледенительную обработку воздушного судна.

Статистические данные о безопасности полетов за период 2020 - 2022 годов свидетельствует о том, что при наземном обслуживании на местах стоянок (до начала запуска двигателей или буксировки) ежегодно происходит, в среднем, до 50% повреждений воздушных судов. Повреждения воздушных судов на местах стоянок происходят вследствие столкновения с автотранспортом (70% событий) и средствами наземного обслуживания (трапы, багажные тележки, погрузчики, источники электропитания и т.п.) (30% событий).

Повреждения воздушных судов на местах стоянок происходили из-за нарушения правил подъезда/отъезда автотранспорта. Подобные события обуславливаются нарушением безопасного маршрута и скорости подъезда/отъезда, отсутствием взаимодействия водителя автомобиля и руководителя подъездом/отъезда (отвлечение внимания, несвоевременная подача команд на остановку, бесконтрольное движение автомобиля по стоянке). При расследовании повреждений, связанных с нарушениями правил подъезда/отъезда автотранспорта, отмечались нарушения наземным персоналом разработанных поставщиком наземного обслуживания технологий обслуживания, а также несогласованность действий специалистов обслуживающей компании и представителя авиакомпании (если представитель авиакомпании участвует в наземном обслуживании).

Повреждения при отъезде средств наземного обслуживания, предварительно не отсоединенных от воздушного судна (источники электропитания, обогреватели), происходили из-за поспешности действий и невнимательности наземного персонала. Отмечалось также недостаточное взаимодействие между специалистами по наземному обслуживанию, выполняющими различные технологические операции (например, буксировка источника электропитания и обеспечение запуска двигателей).

Нарушения стандартных процедур эксплуатации средств наземного обслуживания воздушных судов присущи большинству случаев повреждений воздушных судов. Факторами, способствовавшими повреждениям, являлись нарушение последовательности операций по управлению средством обслуживания, поспешность и несогласованность решений с другими участниками наземного обслуживания или экипажем воздушного судна, оставление средства наземного обслуживания без присмотра.

Неучет специфики или недостаточный опыт наземного персонала при обслуживании грузовых самолетов, приводил к повреждениям при работе с грузом внутри воздушного судна. Факторами таких событий являлись невнимательность наземного персонала к содержанию инструктажа, предварительно проводимого представителем эксплуатанта воздушного судна, а также невнимательность при взаимодействии с руководителем работ на самолете.

В ходе расследований выявлялись случаи использования неисправных средств наземного обслуживания вследствие непринятия должных мер, исключающих допуск к обслуживанию выведенного из эксплуатации оборудования.

По результатам ряда расследований обращалось внимание на недостатки эргономики рабочего места оператора средства наземного обслуживания, способствовавшие перепутыванию органов управления или самопроизвольному срабатыванию механизмов.

На причины повреждений воздушных судов оказывали влияние внешние факторы, такие как состояние искусственного покрытия места обслуживания (непросматриваемая разметка, наличие льда или снежных брустверов), выпадение осадков, освещенность места обслуживания.

Примеры результатов расследований повреждений воздушных судов на местах стоянок приведены в приложении к настоящей информации по безопасности полетов.

До разработки нормативных правовых актов, устанавливающих правила наземного обслуживания, при реализации мероприятий по предотвращению повреждений воздушных судов организациям, осуществляющим наземное обслуживание, следует поддерживать постоянное взаимодействие с эксплуатантами воздушных судов и оператором аэродрома, с целью учета при подготовке персонала и разработке технологических документов требований и особенностей, связанных с проведением различных видов работ по наземному обслуживанию и их влиянием на безопасность полетов.

В связи с этим целесообразно использовать рекомендации, содержащиеся в Руководстве по организации наземного обслуживания (документ ИКАО N 10121). С учетом приведенных в приложении к настоящей информации по безопасности полетов примеров повреждений воздушных судов, организациям, оказывающим услуги по наземному обслуживанию, при разработке и реализации профилактических мероприятий необходимо дополнительно обратить внимание на факторы, указанные в добавлении G "Человеческий фактор: "Грязная дюжина" к документу ИКАО N 10121.

Кроме того, при реализации мероприятий, направленных на предотвращение авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий при наземном обслуживании воздушных судов, следует учитывать, что в данной информации по безопасности полетов рассматриваются только случаи повреждений воздушных судов на стоянке. Вопросы наземного обслуживания, связанные противообледенительной обработкой, буксировкой, предотвращением травмирования людей на земле включены в другие информационные документы Росавиации, в том числе:

травмирование людей, находящихся вне воздушного судна (информация по безопасности полетов N 10 за 2011 год);

некачественное выполнение работ по наземному обслуживанию (информации по безопасности полетов N 21 за 2013 год и N 8 за 2017 год);

повреждения при буксировке воздушных судов (информации по безопасности полетов N 12 за 2015 год и N 16 за 2021 год);

использование неисправных пассажирских трапов (информации по безопасности полетов N 15 за 2017 год и N 3 за 2019 год);

некачественная противообледенительная обработка воздушных судов (информация по безопасности полетов N 23 за 2021 год).

Информационные и другие документы по вопросам обеспечения безопасности полетов при проведении наземного обслуживания воздушных судов размещаются в электронном архиве материалов расследований инцидентов и производственных происшествий Росавиации (категория RAMP).

Предлагаю:

Руководителям территориальных органов Росавиации:

1. Довести настоящую информацию по безопасности полетов с приложением до организаций гражданской авиации и организаций, оказывающих услуги по наземному обслуживанию воздушных судов, осуществляющих деятельность на подконтрольной территории.

2. Рекомендовать руководителям организаций, оказывающих услуги по наземному обслуживанию воздушных судов:

2.1. Изучить настоящую информацию по безопасности полетов со специалистами, участвующими в наземном обслуживании воздушных судов.

2.2. Принять организационные (административные) меры неукоснительного соблюдения положений руководств по организации наземного обслуживания воздушных судов эксплуатантов, в том числе соблюдения правил подъезда/отъезда спецтехники к воздушным судам.

2.3. С целью снижения вероятности нештатных ситуаций при обслуживании воздушных судов и обеспечения эффективного взаимодействия с эксплуатантами воздушных судов и оператором аэродрома, предусмотреть необходимость внедрения принципов управления безопасностью полетов с учетом рекомендаций Руководства по организации наземного обслуживания (документ ИКАО N 10121) и Руководства по управлению безопасностью полетов (документ ИКАО N 9859).

2.4. Предусмотреть регулярную оценку актуальности программ первоначальной, дополнительной и периодической подготовки персонала по наземному обслуживанию с целью учета в этих программах мероприятий по безопасности полетов, требующих реализации в связи с результатами расследований авиационных происшествий, инцидентов и производственных происшествий, в том числе в части:

осведомленности персонала о происходивших авиационных событиях и их причинах;

правил безопасности полетов и их связи с работами по наземному обслуживанию воздушных судов;

взаимодействия с представителями эксплуатанта воздушного суда, оператора аэродрома и, если применимо, другого поставщика наземного обслуживания (командная работа);

поведения в сбойных и нестандартных ситуациях (управление угрозами и ошибками);

факторов, влияющих на причины ошибочных действий и их избежание (дефицит времени, усталость или утомление, режим труда и отдыха и т.п.).

3. Рекомендовать эксплуатантам воздушных судов убедиться в том, что соответствующие положения руководства по производству полетов или руководства по наземному обслуживанию и вносимые в них изменения своевременно доводятся до организаций, осуществляющих наземное обслуживание воздушных судов, и контролируются в соответствии с требованиями раздела VII Федеральных авиационных правил "Требования к юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, осуществляющим коммерческие воздушные перевозки. Форма и порядок выдачи документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил. Порядок приостановления действия, введения ограничений в действие и аннулирования документа, подтверждающего соответствие юридического лица, индивидуального предпринимателя требованиям федеральных авиационных правил", утвержденных приказом Минтранса России от 12.01.2022 N 10.

4. Обеспечить безусловный контроль выполнения организациями гражданской авиации рекомендаций, изложенных в настоящей информации по безопасности полетов, под персональную ответственность.

А.В.НЕРАДЬКО