6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов

6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Форма реализации мероприятия

Социально-педагогическая диагностика

Первичная социально-педагогическая диагностика

- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключение тифлопедагога, дефектолога и других специалистов);

- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования, включая адаптированные анкеты (в том числе в электронно-цифровом формате при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля) с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.), при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- проведение педагогического (дефектологического) обследования, направленного на определение степени сформированное учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе, при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения (очки, электронные лупы, дистанционные лупы и др.), а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала (отрицательная контрастность (60 - 100%), увеличенный размер изображений (с учетом возможностей остаточного зрения и возраста ребенка-инвалида) и др.) с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие:

Индивидуальная

-

уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости) (в соответствии с возрастом);

-

уровня общей осведомленности и познавательной активности;

-

уровня обучаемости и усвоения новой информации ребенком-инвалидом;

-

предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;

-

уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

умения пользоваться компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих (при необходимости);

-

уровня владения ребенком-инвалидом рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.;

- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:

- оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

- оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

- разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах тифлопедагога, а также в использовании ТСР и ассистивных технологий и др.

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика

- анкетирование и опрос ребенка-инвалида, включая адаптированные анкеты с использованием оптических средств коррекции слабовидения, при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- проведение педагогического (дефектологического) обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"); при необходимости с использованием оптических средств коррекции слабовидения, а также с применением вербальных или адаптированных форм диагностического материала с опорой на слухоречевое и тактильное восприятие:

Индивидуальная

-

уровня развития у ребенка-инвалида базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, счета, письма и правильного чтения (с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости)));

-

уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);

-

уровня владения ребенка-инвалида коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня общей осведомленности и познавательной активности;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

умения пользоваться компьютерными технологиями для слепых или слабовидящих (при необходимости);

-

уровня владения ребенком-инвалидом рельефно-точечным шрифтом Брайля (при необходимости);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида и др.;

- беседа с ребенком-инвалидом и/или родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;

- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида, а также о возможности получения образования по специализированным образовательным программам: адаптированной образовательной программе (АОП), адаптированной основной общеобразовательной программе (АООП) для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, специальной индивидуальной программе развития (СИПР) и др.);

- об организациях, осуществляющих образовательную деятельность, в том числе обучение рельефно-точечному шрифту Брайля;

- об ассистивных технологиях для обучения и ТСР, в том числе приобретаемых за счет средств семьи ребенка-инвалида

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Консультирование

Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- подбора и использования специальных учебных пособий, ТСР и вспомогательных устройств для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования;

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;

- профилактики формализма и вербализма знаний;

- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (коррекции чтения, письма и др.), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;

- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;

а также по различным вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Практические коррекционно-развивающие занятия

- достижение сотрудничества с ребенком-инвалидом и установление руководящего контроля во взаимодействии с ним;

- формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и др.);

- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, чтение и письмо с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости));

- обучение и отработка навыков использования рельефно-точечного шрифта Брайля, в том числе с использованием компьютерных технологий;

- развитие общей и мелкой моторики;

- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;

- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, устной и письменной речи с использованием рельефно-точечного шрифта Брайля (при необходимости);

- обучение и отработка навыков использования ТСР (устройства вербального дублирования информации, устройства сканирования текста с речевым выводом и др.) и ассистивных технологий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- обучение пользованию современной мобильной техникой без зрительного контроля (невизуальная доступность приложений прослушивания книг в текстовом и аудиоформате, социальных сетей, мессенджеров и др.);

- обучение пользованию компьютерными технологиями для слепых и слабовидящих, в том числе электронными ресурсами (например, государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой) и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

18

Диапазонный показатель

10 - 26

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

22

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

14 - 30