6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет)

6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по профессиональной ориентации детей-инвалидов (с 14 лет):

Наименование реабилитационного мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Форма реализации мероприятия

Профориентационная диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях по профессиональной реабилитации и/или абилитации (профессиональной ориентации) в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) с целью выявления психофизиологических особенностей ребенка-инвалида;

- изучение медицинской документации с целью оценки состояния здоровья, наличия сопутствующих заболеваний (клинико-функциональный диагноз, степень выраженности ОЖД, функциональных нарушений и т.д.);

- тестовые задания для оценки степени сформированности профессионально-значимых качеств и готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Главные сферы жизни"), а именно:

Индивидуальная

-

исследование психологического статуса ребенка-инвалида - состояние когнитивной, эмоционально-волевой и личностно-мотивационной сфер, особенности нейродинамики психических процессов и умственной работоспособности с целью оценки сформированности необходимых для будущей профессии профессионально-значимых качеств (с учетом результатов социально-психологической диагностики);

-

выявление уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида в различных профессиональных сферах;

-

исследование готовности к осознанному выбору профессии;

-

исследование профессиональных установок, интересов, желаний, индивидуальных предпочтений;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения степени сформированности профессионально-значимых качеств, готовности к осознанному выбору профессии, адекватности профессиональных интересов и предпочтений у ребенка-инвалида;

- формирование заключения по результатам профориентационной диагностики, которое должно содержать, в том числе:

-

оценку сформированности готовности к осознанному выбору профессии.

-

оценку адекватности/неадекватности профессиональных интересов и предпочтений исходя из особенностей психофизического состояния;

-

оценку сформированности профессионально-значимых качеств исходя из интересов, склонностей и предпочтений к будущей профессии;

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

рекомендации по профориентации (профориентационное консультирование, профориентационная коррекция);

-

разработку индивидуального плана профориентации с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и ассистивных технологий и др.

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Профориентационное информирование

Информирование ребенка-инвалида и/или родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о различных профессиях (в том числе посредством использования профессиограмм) (инженер по нормированию труда, мастер по ремонту обуви, овощевод, пекарь, техник и др.);

- о состоянии рынка труда (востребованные профессии);

- об организациях, осуществляющих профессиональное обучение и переподготовку, в том числе для лиц с преимущественными комбинированными нарушениями сенсорных функций (слуха и зрения);

- о профессиональных стандартах и требованиях к различным профессиям;

- об особенностях трудоустройства (составление резюме, необходимые документы и т.д.);

- о способах получения профессии;

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий с целью расширения представлений о возможностях профессиональной самореализации в сферах культуры, искусства и креативных индустрий, в том числе с учетом возможности их рыночной реализации (как достижения экономической независимости ребенка-инвалида);

- о требованиях к оснащению (оборудованию) специальных рабочих мест для инвалидов с комбинированными нарушениями сенсорных функций с учетом выполняемой трудовой функции (тактильные тифлотехнические устройства для беспрепятственного нахождения рабочего места, электронные тифлотехнические средства функционального назначения, устройства телетайпной связи, подсоединяемые к брайлевскому дисплею, тифлоорганайзеры, с использованием дополнительных периферийных устройств и электронных тифлотехнических средств функционального назначения и т.д.)

- о возможностях самостоятельного поиска вакансий посредством различных интернет-ресурсов (сайты по поиску работы, например, hh.ru, Работа.ги, SuperJob.ru), тематических ярмарок вакансий, средств массовой информации (газет, журналов) и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Профориентационное консультирование

Консультирование по вопросам:

- рационального (адекватного) профессионального самоопределения (выявление имеющихся проблем в области профессионального самоопределения);

- разработки образовательного маршрута (получения профессионального образования);

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и с оптимальной транспортной доступностью;

- мотивации к повышению деловой активности и участию в реализации трудовых установок (включая трудоустройство, освоение навыков самопрезентации при трудоустройстве и др.), а также по различным вопросам профессиональной ориентации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

Индивидуальная

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Профориентационная коррекция

- формирование психологической готовности к выбору профессии;

- коррекция неадекватного профессионального выбора;

- формирование, коррекция и развитие профессионально-значимых качеств, необходимых для будущей профессии;

- обучение навыкам самопрезентации при трудоустройстве (составление резюме, оформление пакета документов, прохождение собеседования и т.д.) и др.

Индивидуальная

Итого по мероприятию

7

Диапазонный показатель

5 - 9

Профотбор

- определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности, в том числе с учетом заключения врачебной комиссии медицинской организации;

- выполнение целевых профессиональных проб в формате серии последовательных имитационных (деловых) игр; творческих заданий исследовательского характера (например, задание по изучению предложенных материалов (статьи, видеоролики и др.) по теме конкретной профессии с последующим докладом об изученном)

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Профподбор

- составление рекомендаций и перечня профессий, исходя из интересов, склонностей и предпочтений ребенка-инвалида, состояния рынка труда в субъекте Российской Федерации; определение степени профессиональной пригодности к конкретной профессии, специальности с учетом медицинского аспекта;

- оценка нуждаемости в обеспечении специальных условий на предполагаемом в дальнейшем рабочем месте: оснащение вспомогательными (рабочими) средствами и ТСР, приспособление рабочего места с учетом ведущего нарушения;

- составление заключения о результатах профориентации с рекомендациями в части подходящих для освоения ребенку-инвалиду профессий

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

12

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

10 - 14