6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов

6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социокультурной реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Форма реализации мероприятия

Социокультурная диагностика

Первичная социокультурная диагностика

- анализ сведений по определению нуждаемости в мероприятиях социокультурной реабилитации и/или абилитации в ИПРА ребенка-инвалида;

- сбор социокультурного анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования родителя/законного представителя/уполномоченного представителя;

- выявление уровня сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, а также оценки уровня развития духовно-нравственных ценностей ребенка-инвалида в соответствии с возрастом;

- определение уровня общей осведомленности родителя/законного представителя/уполномоченного представителя ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере и искусстве;

- выявление актуального уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду;

- выявление существующих возможностей/барьеров для ребенка-инвалида в посещении организаций культуры (музеи, театры, клубы, дома творчества и т.д.);

- выявление интересов и предпочтений ребенка-инвалида в культурно-досуговой сфере;

- определение культурных потребностей ребенка-инвалида;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом;

- формирование заключения по результатам первичной социокультурной диагностики, содержащего в том числе:

Индивидуальная

-

оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида как возможности полноценного взаимодействия в социокультурной среде, рационального проведения досуга (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

разработку индивидуального плана социокультурной реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в стационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, необходимости использования ТСР и вспомогательных технических устройств, а также определение нуждаемости ребенка-инвалида в услугах сопровождения и др.

Итого

1

Повторная (контрольная) социокультурная диагностика

- тестовые задания для оценки степени сформированности навыков эффективной коммуникации, планирования досуга, уровня развития духовно-нравственных ценностей и др. (МКФ "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни", "Жизнь в сообществах, общественная и гражданская жизнь"), в соответствии с возрастом ребенка-инвалида;

- выявление неустраненных препятствий и барьеров в социокультурной жизнедеятельности (в культурно-досуговой сфере) у ребенка-инвалида;

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций в части повышения уровня включенности ребенка-инвалида в культурно-досуговую среду, развития его духовно-нравственных ценностей, а также в вопросах планирования досуга семьи в целом;

- беседа с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем с целью определения уровня самооценки удовлетворенности качеством полученных реабилитационных мероприятий по социокультурной реабилитации;

- формирование заключения по итогам повторной социокультурной диагностики ребенка-инвалида, содержащего, в том числе:

Индивидуальная

-

оценку социокультурного статуса ребенка-инвалида

(сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социокультурной реабилитации и абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социокультурной диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социокультурной реабилитации и абилитации, информационной поддержке культурно-досуговой деятельности (нуждается/не нуждается);

-

оценку удовлетворенности родителя/законного представителя/уполномоченного представителя ребенка-инвалида реализованными мероприятиями по социокультурной реабилитации и абилитации

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирован не

Информирование родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о цели, задачах, содержании мероприятий, ожидаемых результатах социокультурной реабилитации и абилитации для детей-инвалидов;

- о доступных для ребенка-инвалида видах культурно-досуговой деятельности (посещение театров, концертов, зоопарков, экскурсий и т.д.);

- о доступных для ребенка-инвалида видах творческой, в том числе публичной, деятельности (пение, танцы и др.);

- о различных видах народного и декоративно-прикладного искусства, которыми может заниматься ребенок-инвалид по месту жительства;

- об организациях, в которых ребенок-инвалид может получить мероприятия по социокультурной реабилитации и абилитации, в том числе о работе кружков по интересам, творческих мастерских, театральных студий и т.д.;

- о деятельности сети инклюзивных творческих лабораторий;

- о возможностях участия (посещения) ребенка-инвалида в выставках, ярмарках, мероприятиях самодеятельного народного творчества, играх и др. (с учетом возможностей ребенка-инвалида);

- об организациях, осуществляющих деятельность в сфере безбарьерного туризма;

- о предстоящих культурно-досуговых мероприятиях регионального, Всероссийского, международного уровней и т.д.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Консультирование

Проведение консультирования родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- проведения досуга (содействие в выборе театров, концертов, мероприятий), доступного для ребенка-инвалида;

- процедуры получения услуг по проведению досуга (запись в группы по интересам, выбор организации для досуговой деятельности и т.д.);

- определения интересов ребенка-инвалида и связанных с ними направлений творческой деятельности;

- реализации творческой продукции собственного изготовления (продажи изделий, публикации стихов, рассказов, выступлений и т.д.);

- самостоятельного планирования путешествий (в том числе рекреационного туризма): покупке путевок, самостоятельному бронированию билетов, отелей, оформлению виз и загранпаспортов;

- особенностях использования ТСР и вспомогательных технических устройств для целей социокультурной реабилитации и абилитации;

а также по различным вопросам, относящимся к социокультурной реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Практические занятия

Проведение практических занятий, в том числе в формате тематических мастер-классов, в соответствии с возрастом ребенка-инвалида, направленных на:

- коррекцию психоэмоциональной и личностной сфер методами социокультурной реабилитации (арт-терапия, музыкотерапия, сказкотерапия, игровая терапия и др.);

- снижение и профилактику психоэмоционального напряжения ребенка-инвалида посредством самовыражения в творчестве (лепкой, песочная терапия, танцевально-двигательная терапия и др.);

- расширение опыта активного культурно-досугового поведения (обучение планированию и содержательному наполнению свободного времени ребенка-инвалида и членов семьи ребенка-инвалида);

- развитие интеллектуально-познавательной сферы (расширение общего кругозора) с учетом возможностей ребенка-инвалида посредством участия в доступных интеллектуально-досуговых мероприятиях (образовательных экскурсиях, литературных вечерах, тематических мероприятиях в планетариях, зоопарках, музеях и т.д.);

- развитие и отработку навыков коммуникации, а также на формирование адаптивного социально-ролевого поведения посредством участия в культурно-досуговых мероприятиях (социоролевые игры, творческие мастерские и клубы, и др.);

- активизацию и развитие творческих способностей и творческого потенциала ребенка-инвалида средствами социокультурной реабилитации (арт-терапии, народно-прикладного искусства, танцетерапии, музыкотерапии и т.д.);

- развитие творческих и ремесленных навыков у ребенка-инвалида с учетом его интересов и способностей, с целью создания материальных/нематериальных объектов (изделий, продуктов) и их рыночной реализации (как возможности достижения экономической независимости ребенка-инвалида);

- обучение пользованию вспомогательными технологиями для целей социокультурной реабилитации и абилитации и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

8

Диапазонный показатель

5 - 11

Организация посещения социокультурных досуговых мероприятий

Реализация разнопрофильных досуговых программ в соответствии с возрастом ребенка (информационно-образовательных, развивающих, художественно-публицистических, спортивно-развлекательных и т.п.) в целях:

- обеспечения активного досуга ребенка-инвалида посредством его участия в специально организованных мероприятиях, экскурсиях, выставках, а также посещения театров, океанариумов, зоопарков (в том числе контактных) (при необходимости с предоставлением услуг по сопровождению);

- творческой инициативы и самореализации ребенка-инвалида посредством занятий декоративно-прикладным искусством (лепка, создание аппликаций и т.д.);

- создания условий для возможности участия ребенка-инвалида в культурно-досуговых и массовых мероприятиях (праздниках, фестивалях, конкурсах);

- формирования (восстановления) коммуникативных навыков, приобретения/накопления/поддержания опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

Социокультурное просвещение

Социокультурное просвещение в формате лектория, беседы, литературных вечеров, просмотра кинофильмов по различным тематикам, наглядной информации (стенды, брошюры, проспекты, буклеты и др.), а также посредством обеспечения детей-инвалидов, родителей/законных представителей/уполномоченных представителей учебно-методической, справочно-информационной и художественной литературой, кинопродукцией (в соответствии с возрастом ребенка-инвалида) в целях:

- саморазвития, формирования реабилитационной приверженности, в том числе посредством знакомства с биографией людей с инвалидностью, достигнувших высоких результатов в различных сферах культурной, общественной, спортивной, трудовой жизни и т.д.;

- повышения мотивации к активному участию в культурной жизни общества, а также к изучению и освоению культурного наследия;

- патриотического воспитания посредством знакомства с биографией выдающихся исторических личностей и их достижениями;

- формирования экологической культуры;

- профилактики социальной дезадаптации посредством повышения у ребенка-инвалида и его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя культурной грамотности и социокультурной компетенции, а также формирования потребности (мотивации) использовать эти знания для личностного роста и коммуникативной направленности и т.д.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

1

Диапазонный показатель

1 - 2

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

14

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

11 - 17