6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов

6. Содержание, кратность и форма реализации мероприятий по социально-педагогической реабилитации и/или абилитации для детей-инвалидов:

Наименование реабилитационного мероприятия

Подвид мероприятия

Содержание мероприятия

Кратность мероприятия, ед.

Форма реализации мероприятия

Социально-педагогическая диагностика

Первичная социально-педагогическая диагностика

- анализ исходной документации ребенка-инвалида (заключение ПМПК, педагогическая характеристика, заключения сурдопедагога, тифлопедагога, логопеда, дефектолога и других специалистов);

- сбор педагогического анамнеза ребенка-инвалида посредством беседы, опроса, анкетирования (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя) (адаптированные анкеты, в том числе в электронно-цифровой форме при наличии специализированной компьютерной программы, клавиатуры с рельефно-точечным шрифтом Брайля, при необходимости с использованием оптических средств коррекции (очки, видео- и электронные увеличители, лупы и др.));

- проведение педагогического обследования, направленного на определение степени сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе:

Индивидуальная

-

уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.) (в соответствии с возрастом);

-

уровня общей осведомленности у ребенка-инвалида и познавательной активности в целом;

-

уровня обучаемости и освоения новой информации ребенком-инвалидом;

-

предпочтений и интересов у ребенка-инвалида;

-

уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);

-

уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;

-

уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;

-

уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме;

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

уровня владения ребенком-инвалидом альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);

-

уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования жестовой речи и др.;

- формирование заключения по результатам первичной социально-педагогической диагностики, содержащего, в том числе:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида как возможности получения качественного образования (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку родительской компетенции по вопросам социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида;

-

оценку нуждаемости в специальных условиях получения образования;

-

разработку индивидуального плана социально-педагогической реабилитации и абилитации ребенка-инвалида в полустационарной форме с определением объема конкретных мероприятий, их количества, в том числе с определением нуждаемости ребенка-инвалида в услугах по тифлосурдопереводу и тифлопедагоге, а также в использовании ТСР и ассистивных технологий для целей обучения и др.

Итого

1

Повторная (контрольная) социально-педагогическая диагностика

- анкетирование и опрос (при необходимости с привлечением родителя/законного представителя/уполномоченного представителя);

- проведение педагогического (дефектологического и/или логопедического) обследования, направленного на определение сформированности учебных навыков и навыков организации социального общения и поведения в обществе (МКФ "Обучение и применение знаний", "Общие задачи и требования", "Общение", "Межличностные взаимодействия и отношения", "Главные сферы жизни"):

Индивидуальная

-

уровня речевого развития у ребенка-инвалида и базовых компетенций (навыков и умений), необходимых для обучения и социализации (имитирования и подражания, повторения в определенной последовательности, письма, счета, беглого и правильного чтения на языке письма и др.);

-

уровня сформированности навыков артикуляции (образования звуков речи);

-

уровня сформированности функций плавности и непрерывности речи;

-

уровня владения языком, в том числе уровня сформированности импрессивной и экспрессивной речи;

-

уровня развития мыслительных операций, в том числе посредством пересказа, формулирования выводов о прочитанном, изложения мыслей и др., как в устной, так и в письменной форме;

-

уровня владения коммуникативными и поведенческими навыками при взаимодействии в социуме;

-

уровня общей осведомленности и познавательной активности;

-

уровня развития общей и мелкой моторики у ребенка-инвалида;

-

уровня владения ассистивно-коммуникативными технологиями (интернет-мессенджеры, обеспечивающие текстовую, голосовую и видеосвязь);

-

уровня владения альтернативной и дополнительной коммуникацией (при необходимости);

- опрос родителей/законных представителей/уполномоченных представителей с целью определения уровня родительских компетенций, необходимых для воспитания, обучения и обеспечения здоровья ребенка-инвалида, знания и умения использования жестовой речи и др.;

- беседа с ребенком-инвалидом и/или с родителем/законным представителем/уполномоченным представителем ребенка-инвалида с целью определения уровня самооценки его удовлетворенности качеством реабилитационных мероприятий по социально-педагогической реабилитации;

- формирование заключения по итогам повторной (контрольной) социально-педагогической диагностики ребенка-инвалида, содержащего:

-

оценку социально-педагогического статуса ребенка-инвалида (сохранен/сформирован, нарушен, утрачен/не сформирован);

-

оценку уровня родительских компетенций и мотивации к их повышению;

-

оценку эффективности проведенного курса социально-педагогической реабилитации и/или абилитации (на основании анализа количественных и качественных показателей повторно проведенной социально-педагогической диагностики);

-

рекомендации по дальнейшей социально-педагогической реабилитации и абилитации (нуждается/не нуждается);

-

оценку удовлетворенности ребенка-инвалида или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя реализованными мероприятиями по социально-педагогической реабилитации и абилитации

Итого

1

Итого по мероприятию

2

Информирование

Информирование ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя:

- о целях, задачах, мероприятиях, ожидаемых результатах социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов;

- о различных вариантах получения общего и профессионального образования (в том числе с учетом заключения ПМПК, склонностей и интересов ребенка-инвалида);

- о видах и вариантах адаптированных образовательных программ для слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих:

- о современных ТСР и ассистивных технологиях для обучения, в том числе приобретаемых за счет средств ребенка-инвалида;

- об организациях, осуществляющих обучение русскому жестовому языку, рельефно-точечному шрифту Брайля и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

2

Диапазонный показатель

1 - 3

Консультирование

Проведение консультирования ребенка-инвалида и/или его родителя/законного представителя/уполномоченного представителя по вопросам:

- подбора и использования ТСР, вспомогательных технических устройств и специальных учебных пособий для целей получения образования;

- разработки образовательного маршрута (прохождения ПМПК, получения основного, общего и профессионального образования);

- выбора образовательной организации и формы получения образования в соответствии с интересами, склонностями, возможностями ребенка-инвалида и оптимальной транспортной доступностью;

- социально-педагогической реабилитации и абилитации в домашних условиях (самостоятельного развития речи, коррекции чтения и письма), в том числе с целью повышения педагогической компетенции родителей/законных представителей/уполномоченных представителей ребенка-инвалида, а также диапазона и широты их знаний и умений, необходимых для самостоятельного проведения обучающих занятий;

- духовного воспитания и развития ребенка-инвалида;

а также по другим вопросам, относящимся к социально-педагогической реабилитации и абилитации по запросу ребенка-инвалида (родителя/законного представителя/уполномоченного представителя)

Индивидуальная

Итого по мероприятию

5

Диапазонный показатель

4 - 6

Практические коррекционно-развивающие занятия

- формирование (восстановление) навыка произвольного поведения в процессе учебной деятельности (понимание и выполнение инструкций, выдерживание времени занятий в учебном режиме, длительного удержания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности и др.);

- формирование (восстановление) коммуникативных навыков, в том числе с использованием ТСР, обеспечивающих передачу информации на невербальной основе (средства статической и динамической проекции, видеотехника с видеоувеличителями, лазерные диски, кодирующие звуковые сигналы и др.), а также обучение русскому жестовому языку;

- формирование (восстановление) необходимых учебных навыков (счет, письмо, чтение и др., в том числе владение рельефно-точечным шрифтом Брайля, краткописью (по Гебольду) и др.), устной и письменной речи (в том числе обучение русскому жестовому языку с учетом возможностей остаточного зрения), невербальных коммуникативных навыков;

- формирование (восстановление) навыков длительного удерживания внимания, целенаправленной продуктивной учебной деятельности;

- обучение и отработка навыков организации социального общения и освоения социальных ролей в специально созданных педагогических ситуациях;

- отработка навыков использования русского жестового языка, рельефно-точечного шрифта Брайля, краткописи (по Гебольду), в том числе с использованием компьютерных технологий;

- проведение с ребенком-инвалидом логопедических занятий по коррекции речевых нарушений, нарушений чтения и письма, в том числе с использованием компьютерных технологий;

- отработка навыков пользования ассистивными технологиями (коммуникаторы, устройства сканирования текста с речевым выводом, видеоувеличители, лупы и др.);

- занятия по использованию ТСР (устройства визуального и вербального дублирования информации, коммуникаторы и др.) и ассистивных технологий для целей социально-педагогической реабилитации и абилитации;

- обучение пользованию ТСР для организации процесса обучения;

- обучение родителя/законного представителя/уполномоченного представителя методам социально-педагогической реабилитации и абилитации детей-инвалидов для самостоятельной организации занятий в домашних условиях;

- обучение пользованию компьютером, в том числе электронными ресурсами (государственными порталами "Госуслуги", "Росреестр", электронной медицинской картой и др.) и др.

Индивидуальная, групповая

Итого по мероприятию

14

Диапазонный показатель

9 - 19

ИТОГО МЕРОПРИЯТИЙ

23

ДИАПАЗОННЫЙ ПОКАЗАТЕЛЬ

16 - 30