1.1. Введение

Методология мотивирующего мониторинга деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, (далее - Мотивирующий мониторинг) представляет собой совокупность принципов, методов и процессов организации, сбора данных, первичной обработки собранной информации, ее систематизации, анализа и интерпретации для развития управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых.

Основная цель Мотивирующего мониторинга - информационное обеспечение управления системой общего образования, среднего профессионального образования, дополнительного образования детей и взрослых на основе объективного представления о ее состоянии и происходящих в ней количественных и качественных изменениях.

Совершенствование модели управления системой образования является одной из приоритетных задач, стоящих перед исполнительными органами субъектов Российской Федерации, осуществляющими государственное управление в сфере образования. Этот процесс обусловлен необходимостью развития эффективных механизмов управления, региональных практик управления сферой образования, а также необходимостью повышения культуры управления руководящих работников исполнительных органов субъектов Российской Федерации.

Вопрос повышения управленческой культуры руководителей сферы образования является одним из ключевых, так как непосредственно влияет на стабильность функционирования системы образования и эффективность ее дальнейшего развития. Это обусловило необходимость применения новых подходов к работе с управленческими кадрами субъектов Российской Федерации, которая проводится Министерством просвещения Российской Федерации совместно с подведомственными учреждениями.

Одно из ключевых мероприятий национального проекта "Образование" направлено на создание наиболее эффективных механизмов управления отраслью, результатом которого является формирование системы управления качеством образования на основе мониторинга данных о состоянии системы образования. Данное мероприятие предполагает формирование системы показателей и методов сбора данных, проведение мониторинга, осуществление анализа данных, разработку рекомендаций и принятие управленческих решений (в том числе разработку программных и/или проектных документов, "дорожных карт" и тому подобного), анализ эффективности принятых мер, адресную методическую поддержку руководителей сферы образования.

Мероприятия по формированию системы управления качеством образования имеют особую актуальность, так как с увеличением количества требований, предъявляемых к системе образования, растут и требования к руководителям, в задачи которых входит эффективное управление данной системой, что требует развития принципов подготовки и оценки управленцев сферы образования регионального уровня.

Реализация оценочных процедур в рамках формирования регионального кадрового резерва руководителей системы образования, а также реализация процедуры согласования назначения и оценки эффективности деятельности руководителей исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, должны опираться на результаты оценки региональных практик управления качеством образования.

В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 662 "Об осуществлении мониторинга системы образования" мониторинг системы образования осуществляется в целях информационной поддержки разработки и реализации государственной политики Российской Федерации в сфере образования, непрерывного системного анализа и оценки состояния и перспектив развития образования (в том числе в части эффективности деятельности организаций, осуществляющих образовательную деятельность), усиления результативности функционирования образовательной системы за счет повышения качества принимаемых для нее управленческих решений, включает в себя сбор информации о системе образования, обработку, систематизацию и хранение полученной информации, а также непрерывный системный анализ состояния и перспектив развития образования, выполненный на основе указанной информации.

С целью совершенствования управления в сфере образования, а также оценки вклада исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих государственное управление в сфере образования, в достижение национальной цели "Возможности для самореализации и развития талантов" Министерством просвещения Российской Федерации разработан Мотивирующий мониторинг, который является частью единой системы управления качеством образования, а также технологией совершенствования управления в сфере образования.