1. Специфика и сферы применения

Беспилотная авиация представляет собой развивающуюся отрасль экономики, связанную с разработкой, изготовлением и эксплуатацией беспилотных авиационных систем, в том числе в ходе выполнения авиационных работ (оказания услуг). Это направление в авиации, характеризующееся передачей от человека к бортовым и наземным автоматизированным системам рутинных функций получения, обработки, анализа полетной информации и выполнения управляющих команд. Поэтапное внедрение технологий для выполнения автоматизированных полетов воздушных судов наблюдается с самых ранних периодов развития мировой авиации.

Развитие технологий радиосвязи и микроэлектроники, миниатюризация устройств и компонентов, повышение их доступности в гражданском секторе привели к созданию нового класса воздушных судов, управляемых и контролируемых дистанционно, а также к появлению широкого спектра рыночного применения беспилотных авиационных систем и входящих в их состав беспилотных воздушных судов.

Под беспилотными авиационными системами понимается комплекс взаимосвязанных элементов, включающий в себя одно беспилотное воздушное судно или несколько таких судов, средства обеспечения взлета и посадки, средства управления полетом одного беспилотного воздушного судна или нескольких таких судов и контроля за их полетом.

Ключевой спецификой беспилотных авиационных систем является, во-первых, выполнение полетов без пилота на борту, что требует новых принципов и технологий взаимодействия с другими участниками воздушного движения, уклонение от столкновений с воздушными судами, которое ранее обеспечивалось правилами визуального полета, во-вторых, беспилотные воздушные суда отличает специфическая необходимость организации защищенной от несанкционированного вмешательства цифровой радиолинии связи, контроля и управления беспилотным воздушным судном.

Перемещение пилота из кабины воздушного судна на землю, с одной стороны, исключает необходимость наличия на воздушном судне систем жизнеобеспечения и спасания человека, с другой стороны, обусловливает необходимость наличия на борту более совершенных навигационных средств, способных к автономному самопозиционированию, комплекса производительных бортовых вычислителей, в том числе для работы с нейросетевыми алгоритмами, оптико-электронных систем и сенсоров высокой точности и чувствительности, а также систем автоматического управления полетом и автоматического предотвращения столкновений.

Важными ориентирами при формировании государственной политики в области беспилотной авиации являются международные стандарты и рекомендуемая практика, утверждаемые Советом Международной организации гражданской авиации в соответствии с положениями Конвенции о международной гражданской авиации.

Для реализации Стратегии необходимо провести оценку рынков беспилотной авиации с учетом типологии беспилотных авиационных систем, а также выделить области, подлежащие стратегическому планированию. В зависимости от типа беспилотного воздушного судна будет требоваться развитие определенной инфраструктуры. Целесообразно классифицировать беспилотные воздушные суда на:

беспилотные воздушные суда самолетного типа;

беспилотные воздушные суда самолетного типа вертикального (укороченного) взлета и посадки;

беспилотные воздушные суда вертолетного типа;

беспилотные воздушные суда мультироторного типа;

другие беспилотные воздушные суда.

Отрасль беспилотной авиации целесообразно рассматривать не только в разрезе рынка изготавливаемых беспилотных авиационных систем, но и рынка оказываемых с использованием беспилотных авиационных систем услуг. Накопленный опыт применения беспилотных авиационных систем показывает их высокую интеграцию в процессы производства, принятия управленческих решений и др. Существует 8 следующих основных направлений применения беспилотных авиационных систем:

"сбор и передача данных, дистанционный мониторинг" - направление включает виды работ, проводимые с применением оптических, радиолокационных, аэромагнитных, тепловизионных, мультиспектральных, измерительных и других средств сбора и передачи данных;

"проведение авиационной разведки и обеспечение охраны территории и объектов" - направление включает виды работ, аналогичных работам, определенным в рамках направления "сбор и передача данных, дистанционный мониторинг", осуществляемых в целях минимизации угроз безопасности лиц и имущества;

"внесение веществ" - направление включает работы в целях внесения распыляемых жидких, порошкообразных, газообразных веществ, биологических объектов, иных форм и средств защиты растений, связывания грунтов и нейтрализации разлива нефтепродуктов;

"аэрологистика" - направление включает работы по перевозке любого вида груза в фюзеляже беспилотного воздушного судна, во внешнем контейнере или на внешней подвеске;

"работы по обеспечению связью" - в направлении представлены такие работы, как оперативная организация фрагментов сетей подвижной радиосвязи, ретрансляция оптических сигналов и радиосигналов;

"образовательная и спортивная деятельность" - в направлении представлены беспилотные авиационные системы, применяемые для развития инженерных компетенций у школьников и студентов. В направление не входит применение беспилотных авиационных систем в процессе летной практики при обучении внешних пилотов;

"визуальные инсталляции" - направление включает применение беспилотных воздушных судов для одиночных и групповых полетов в целях демонстрации рекламных конструкций и создания визуальных эффектов, в том числе с применением пиротехнических средств;

"внешние работы" - направление включает работы, не вошедшие в другие направления применения беспилотных авиационных систем, в том числе строительно-монтажные работы, локальную защиту объектов, санитарную обрезку насаждений, мойку объектов, тушение пожаров, проведение аварийно-спасательных работ и акустическое вещание.

В будущем допускается возникновение направления "перевозка людей". Базовыми условиями для такого развития событий являются эффективная оптимизация нормативно-правового регулирования, рост интереса разработчиков и изготовителей к освоению сверхинновационных технологий, готовность общества к роботизации и перспективной аэромобильности. Тем не менее на этапе формирования Стратегии конкретизация задач и показателей, касающихся перевозок людей, считается преждевременной в связи с фактически не прогнозируемым сроком внедрения этих технологий в Российской Федерации.

Широта направлений определяет емкость рынка услуг, требующих применения беспилотных авиационных систем. На закупку таких услуг придется как минимум половина государственных закупок в 2023 - 2025 годах. В указанный временной промежуток их реализация подразумевает исключительно воздушные перевозки грузов и авиационные работы.

С учетом перспективы массового применения беспилотных авиационных систем требуются переосмысление подходов к организации воздушного движения и существенное расширение применения цифровых платформ и инструментов по организации допуска, контроля и навигации беспилотных авиационных систем в едином воздушном пространстве Российской Федерации.

Основу отрасли беспилотных авиационных систем составляют разработчики и изготовители, эксплуатанты беспилотных авиационных систем и инфраструктуры, персонал и система его подготовки, отраслевые научные и общественные организации.

Межотраслевой характер Стратегии подразумевает включение в стратегическое планирование разработчиков и производителей материалов, комплектующих изделий, программного обеспечения, полезной нагрузки и компонентов, обеспечивающих эксплуатацию беспилотных авиационных систем (далее - комплектующие), а также поставщиков сопутствующих услуг, включая услуги по подготовке персонала, созданию и эксплуатации инфраструктуры, обеспечению транспортной безопасности.

В числе ключевых категорий комплектующих для беспилотных авиационных систем в Стратегии рассматриваются:

электрические силовые установки;

источники питания электрических силовых установок;

двигатели внутреннего сгорания, гибридные силовые установки;

исполнительные механизмы;

защищенные спутниковые приемники;

бортовые системы альтернативной навигации;

крыло, поверхности управления, секции и другие элементы механизации крыла;

компоненты полезной нагрузки беспилотного воздушного судна;

защищенные системы связи и системы альтернативной навигации (в том числе такие элементы, как наземные и бортовые системы и (или) компоненты систем управления полетом беспилотного воздушного судна, включая системы навигации, наблюдения, связи и информационного обеспечения);

средства идентификации и определения текущего местоположения беспилотного воздушного судна;

бортовые системы и (или) компоненты систем обнаружения и автоматического уклонения от столкновений воздушных судов.

В число профильных технологий для беспилотных авиационных систем в Стратегии рассматриваются:

технологии зондирования и комплексной обработки информации для беспилотных воздушных судов (в том числе технического зрения);

технологии и средства связи, включая меры защиты информации;

технологии и средства интеграции беспилотных воздушных судов в единое воздушное пространство Российской Федерации;

технологии и средства моделирования, испытания и количественного измерения характеристик беспилотных воздушных судов.

Наземные и бортовые системы обеспечивают взлет, посадку, управление полетом и контроль за полетом беспилотных воздушных судов. Отдельного внимания заслуживают информационно-управляющие системы беспилотных авиационных систем, объединяющие системы обнаружения, распознавания и идентификации объектов в различных диапазонах (например, системы технического зрения, радиолокационные и гидроакустические станции), системы автоматического управления, системы поддержки принятия решений, навигации, оценки состояния бортового радиотехнического комплекса, системы диагностики и самодиагностики, контроля состояния бортового радиотехнического комплекса и окружающей среды, оценки внешних угроз и внутренних угроз от аварий на борту, например, объединенные в сеть интеллектуальные датчики облучения, давления, вибрации, пожара, обледенения, средства сбора и передачи телеметрической информации.

Доля отрасли беспилотной авиации в валовом внутреннем продукте Российской Федерации составляет менее 0,1 процента. Сегодня она представлена промышленными изготовителями беспилотных авиационных систем и комплектующих, научно-производственными, проектными и научными организациями, ассоциациями, отраслевыми организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и профессиональными объединениями, общее количество которых составляет до 200 организаций в 2023 году. Каждый третий участник рынка является разработчиком и (или) изготовителем беспилотных авиационных систем. Доля продаж продукции российских изготовителей в гражданском сегменте российского рынка, по оценкам экспертов, составляет 22 процента общего объема российского потребления. Объем экспорта беспилотных авиационных систем в 2018 - 2022 годах составил не более 600 млн. рублей.

В отрасли беспилотной авиации государственные корпорации и организации с государственным участием осуществляют деятельность преимущественно в роли заказчиков, негосударственные организации - в роли разработчиков и изготовителей. Именно первыми двумя категориями формируется государственный гражданский заказ на беспилотные авиационные системы и услуги. Основными заказчиками беспилотных авиационных систем являются Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, Федеральная служба войск национальной гвардии Российской Федерации, Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии, Министерство сельского хозяйства Российской Федерации, Министерство науки и высшего образования Российской Федерации и Министерство просвещения Российской Федерации.

Частный сектор представлен микропредприятиями, малыми, средними и (несколько реже) крупными предприятиями, расположенными в таких субъектах Российской Федерации, как г. Москва, Московская область, г. Санкт-Петербург, Удмуртская Республика (г. Ижевск), Республика Татарстан и др. В России, как и в мире, отмечается, что в разработке и производстве беспилотных авиационных систем микропредприятия и малые предприятия демонстрируют конкурентоспособность наравне с традиционными крупными игроками авиационной индустрии.

Российские организации отличаются стремлением к формированию полной цепочки добавленной стоимости в производстве беспилотных авиационных систем. Учитывая актуальные санкционные ограничения, российские организации зачастую собственными силами выстраивают полный цикл изготовления беспилотных авиационных систем (от разработки до эксплуатации) на своих площадках и участвуют в создании добавленной стоимости на всех этапах производства и оказания услуг с применением беспилотных авиационных систем. Уровень интеграции российских разработчиков и изготовителей беспилотных авиационных систем варьируется в зависимости от этапов производства, освоения технологий и отраслей. Ограниченное количество организаций обладает опытом выпуска двигателей для малого и среднего класса беспилотных авиационных систем, оптических сенсоров, компонентов полезной нагрузки, опытом внедрения инновационных программных и платформенных решений, что свидетельствует о существенной импортозависимости. Обозначенная бизнес-модель получила распространение на российском рынке за счет возможностей изготовителей адаптироваться к выпуску новых продуктов и решений.

В краткосрочной перспективе будут в первую очередь осуществляться совершенствование имеющихся разработок и концентрация на развитии узкоспециализированных компетенций. Укреплению роли существующих малых технологических предприятий в период реализации Стратегии будет уделено особое внимание институтов развития.

Существенная роль отводится и организациям - изготовителям комплектующих. Ожидается, что в период реализации Стратегии в их контур войдет 200 организаций, которые примут участие в реализации инновационных проектов, в том числе на условиях государственно-частного партнерства.