1. Противоречия и пробелы в законодательстве

Читинское областное управление инкассации обратилось с иском к госналогинспекции по Центральному району г. Читы о возврате взысканных в бюджет сумм неуплаченного в 1992 году НДС и финансовых санкций. Свои требования истец обосновал тем, что в соответствии со ст. 9 Закона РСФСР от 02.12.90 "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" Банк России и его учреждения освобождены от уплаты всех видов налогов, а также тем, что услуги инкассации - это операции, связанные с обращением денег, являющихся законными средствами платежа, которые в соответствии с подпунктом "ж" п. 1 ст. 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость" освобождаются от НДС.

Читинский областной арбитражный суд согласился с доводами истца и удовлетворил иск (аналогичные решения приняли арбитражные суды по искам Хакасского и Северо-Осетинского республиканских управлений инкассации).

Арбитражный суд не принял во внимание, что ст. 9 указанного Закона находится в явном противоречии с более поздним законодательством, регулирующим налоги и порядок предоставления налоговых льгот, в соответствии с которым Банк России и его учреждения не освобождены от уплаты НДС и других налогов. Что касается понятия инкассации, то в соответствии с письмом Министерства финансов Российской Федерации от 09.07.93 N 04-03-12, адресованным Председателю Центрального банка Российской Федерации, инкассация денег является специфической транспортной услугой, связанной с обеспечением сохранности денежной наличности, и поэтому должна облагаться налогом на добавленную стоимость.

Высший Арбитражный Суд Российской Федерации, рассмотрев в порядке надзора решение Читинского областного арбитражного суда, отменил его, тем самым подтвердив правомерность решения госналогинспекции и создав судебный прецедент по указанному вопросу.