II. Общие положения

2.1. Радиационная защита населения Российской Федерации в контролируемых ситуациях облучения строится путем, установления пределов дозы и соответствующих им пределов годового поступления радионуклидов. При нормальном режиме работы радиационных объектов пределы поступления рассчитаны из условия, что эффективная доза облучения лиц из критической возрастной группы населения не должна превышать 1 мЗв/год.

2.2. В случае радиационной аварии поступление радионуклидов в организм может происходить неконтролируемо, поэтому возникает необходимость ретроспективной оценки возможных отдаленных последствий облучения как отдельных возрастных групп населения, так и населения в целом. Количественными мерами последствий являются уровни риска возникновения злокачественных новообразований (далее - ЗНО) или смерти по причине ЗНО, а также риск наследственных эффектов.

2.3. При поступлении радионуклидов в организм распределение их по органам и тканям определяется особенностями метаболизма и дозы облучения отдельных органов могут быть существенно выше доз в других органах.

2.4. Период, в течение которого происходит формирование дозы внутреннего облучения от поступившего радионуклида, может завершиться как в течение короткого промежутка времени, так и продолжаться в течение всей предстоящей жизни с момента поступления. Вероятность последствий для здоровья выше, если формирование полной дозы произошло в раннем возрасте.

2.5. Коэффициенты радиационного риска, связывающие частоту отдаленных последствий облучения с эффективной дозой (ЗНО, наследственные повреждения), установленные в НРБ-99/2009 <2> для населения в целом или для его взрослой части, непригодны для оценки возможных последствий в отдельных возрастных группах, поскольку введены исключительно для целей нормирования.

--------------------------------

<2> СанПиН 2.6.1.2523-09 "Нормы радиационной безопасности (НРБ-99/2009)" (далее - НРБ-99/2009), утвержденные постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 07.07.2009 N 47 (зарегистрировано Минюстом России 14.08.2009, регистрационный N 14534).

Согласно Международной комиссии по радиационной защите (далее - МКРЗ) <3>, использование эффективной дозы как меры риска <4> для конкретной возрастной группы также является некорректным.

--------------------------------

<3> Публикация 103 МКРЗ. Рекомендации Международной Комиссии по Радиационной Защите от 2007 г.: пер. с англ./под общ. ред. М.Ф. Киселева, Н.К. Шандалы. - М.: Изд. ООО ПКФ "Алана", 2009. - 312 с.

<4> Отчет Научного комитета Организации Объединенных Наций по действию атомной радиации (англ. United Nations Scientific Committee on the Effects of Atomic Radiation) "Effects of Ionizing Radiation", официальный сайт UNSCEAR: www.unscear.org (в свободном доступе); отчет Национальной академии наук Соединенных Штатов Америки (англ. United States National Academy of Sciences) "Health risks from exposure to low levels of ionizing radiation; BEIR VII Phase 2", официальный сайт NAS: www.nasonline.org (в свободном доступе).

2.6. Для более корректных оценок возможных негативных последствий для здоровья разработаны специальные модели оценки радиационного риска, которые позволяют оценить риски последствий для отдельных возрастных групп.

2.7. Перечень радионуклидов, представленный в настоящих МР, определен радиологически значимыми радионуклидами, выброшенными в окружающую среду после аварии на Чернобыльской атомной электростанции (далее - ЧАЭС).