1. Основные положения

В современных условиях ОАО "РЖД" делегирует выполнение отдельных операций перевозочного процесса контрагентам или третьим лицам. Отношения в этом случае между сторонами в соответствии со статьей 307 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предусматривают возникновение обязательств, возникающих из договоров, вследствие причинения вреда или иных оснований. Договорные отношения между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД" или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов (далее - контрагентов и третьих лиц), предусматривают взаимную ответственность за исполнение условий договора. В случае, когда каждая из сторон договора несет обязательство в пользу другой стороны, в соответствии со статьей 308 ГК РФ она является одновременно должником в том, что обязана выполнить в пользу другой стороны, и кредитором в том, что имеет право требовать. Невыгодные имущественные последствия для кредитора, возникшие в результате нарушений условий договора должником, определяются ГК РФ, как убытки.

Согласно определению Федерального закона Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации", перевозочный процесс является совокупностью организационно и технологически взаимосвязанных операций. Несвоевременное или некачественное выполнение какой-либо из операций ведет к сбою во всей технологической цепочке. Ввиду того, что перевозка грузов или пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД" осуществляется в составе организованных поездов по установленному графику, неисполнение или ненадлежащее исполнение технологической операции, как правило, ведет к сбою, выражающемуся в форме инцидента, вызывающего нарушение графика движения поездов. В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 10 января 2003 г. N 18-ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" ОАО "РЖД", как перевозчик, несет ответственность перед грузоотправителем и грузополучателем, а перед компаниями-перевозчиками, в ведении которых находятся пассажирские перевозки, как владелец инфраструктуры. Одновременно ОАО "РЖД", в состав которого входят дирекции - филиалы, обеспечивающие большую часть функций перевозочного процесса, несет дополнительные расходы, вызванные задержками поездов.

В соответствии со статьей 15 ГК РФ лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков. Под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Настоящая Методика определения убытков ОАО "РЖД" от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов, на железнодорожных путях общего пользования, возникших по ответственности контрагентов и третьих лиц (далее - Методика) применяется для определения величины убытков ОАО "РЖД", включающих реальный ущерб и оценку сумм неполученных доходов (упущенной выгоды), от инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов на инфраструктуре ОАО "РЖД", за исключением случаев, классифицируемых как транспортные происшествия и события, связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в соответствии с приказом Минтранса России от 18 декабря 2014 г. N 344 "Об утверждении Положения о классификации, порядке расследования и учета транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта". В этом случае используются Методические рекомендации по расчету ущерба от транспортных происшествий и иных событий, связанных с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта в ОАО "РЖД", утвержденные распоряжением ОАО "РЖД" от 5 декабря 2018 г. N 2597/р.

В соответствии с требованиями стандарта СТО РЖД 02.046-2014 "Классификация инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов", утвержденного распоряжением ОАО "РЖД" от 19 мая 2014 г. N 1223р, причинами инцидентов являются отказы в работе технических средств и технологические нарушения.

Настоящая методика предназначена для определения величины убытков ОАО "РЖД" в результате нарушений графика движения поездов, вызванных отказами в работе технических средств и технологическими нарушениями, произошедшими по ответственности контрагентов и третьих лиц. Ответственность контрагентов и третьих лиц устанавливается по результатам расследования отказов в работе технических средств или технологических нарушений, которое проводится порядком, установленным Положением об учете, расследовании и анализе отказов в работе технических средств на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАС АНТ (далее - Положение по системе КАС АНТ) и Положением об учете, расследовании и анализе технологических нарушений в перевозочном процессе на инфраструктуре ОАО "РЖД" с использованием автоматизированной системы КАСАТ (далее - Положение по системе КАСАТ), утвержденных распоряжением ОАО "РЖД" от 6 сентября 2021 г. N 1915/р.

Методика позволяет на основании информации, связанной с инцидентами, в том числе, содержащейся в отраслевых автоматизированных системах и в установленных формах статистической отчетности, определить величину убытков, полученных ОАО "РЖД" от возникновения инцидентов, вызывающих нарушения графика движения поездов.

При предъявлении претензий, исков к контрагентам или третьим лицам о возмещении убытка необходимо прикладывать первичную документацию, подтверждающую реально понесенные расходы ОАО "РЖД", документы, доказывающие нарушение условий договора с контрагентами и третьими лицами и причинно-следственную связь между нарушением условий договора и возникновением убытков. При отсутствии подтверждающих документов указанные претензии и иски не предъявляются.

Применение настоящей Методики определяется требованиями договоров, заключаемых между ОАО "РЖД" и организациями, участвующими в перевозках пассажиров и грузов на инфраструктуре ОАО "РЖД", или являющимися поставщиками оборудования или услуг, используемых при организации и осуществлении движения поездов.

Если между ОАО "РЖД" и организацией, осуществляющей деятельность по перевозке пассажиров на инфраструктуре ОАО "РЖД", заключается (заключено) несколько договоров, в том числе договор на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, то применение настоящей Методики при осуществлении такой организацией деятельности по перевозке пассажиров определяется требованиями договора на оказание услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Взаимодействие с владельцами сопредельной инфраструктуры, в том числе с администрациями железных дорог сопредельных государств при расчете убытков от инцидентов, возникающих при осуществлении перевозок пассажиров, грузов, порожних вагонов, контейнеров, багажа, грузобагажа, в том числе в прямом и непрямом международном сообщении между Российской Федерацией и иностранными государствами, а также транзита по территории Российской Федерации определяется международными договорами и заключаемыми в соответствии с ними соглашениями.