5. Пример расчета убытков от инцидента, вызвавшего нарушение графика движения поездов

Рассмотрим пример расчета ущерба от инцидента, возникшего 22 января 2021 г. на участке 63 км-Мга на перегоне Мга-Назия Октябрьской железной дороги, в результате которого допущена задержка грузового поезда N 2623 (отказ 1 категории, зарегистрированный в системе КАС АНТ N 11636728).

Причиной инцидента послужило разрушение клеммы КС-046 Оренбургского завода, с последующим провисанием струны в габарит токоприемника (протокол совещания у начальника Мгинской дистанции электроснабжения от 25 января 2021 г. N ОктЭЧ14-24/пр).

В результате возникновения инцидента были задержаны: восемь грузовых поездов NN 2623, 2207, 1441, 2505, 2272, 9789, 9470, 2576, два пригородных поезда NN 7403 и 6415, два пассажирских поезда NN 77, 806. Данные о продолжительности задержек в результате данного инцидента приведены в таблице 5.1 в соответствии со справкой НКИ из системы КАС АНТ "Справка о задержанных поездах по причине инцидента, вызывающего нарушения графика движения поездов".

Таблица 5.1 - Продолжительность задержек поездов в результате инцидента, связанного с отказом в работе технических средств на переезде Мга-Назия Октябрьской железной дороги 22 января 2021 г.

Номера задержанных поездов

Категория задержанного поезда

Вид тяги

Продолжительность задержки, ч

1

2

3

4

2623

Грузовой

Электротяга

0,75

2207

Грузовой

Электротяга

0,45

7403

Пригородный

Электротяга

0,18

1441

Грузовой

Электротяга

0,37

77

Пассажирский

Электротяга

0,13

2505

Грузовой

Электротяга

1,3

2272

Грузовой

Электротяга

2,62

806

Пассажирский

Электротяга

0,1

6415

Пригородный

Электротяга

0,1

9789

Грузовой

Электротяга

0,6

9470

Грузовой

Электротяга

0,13

2576

Грузовой

Электротяга

1,02

Причиной задержки грузового поезда N 2623 послужило снятие напряжения контактной сети.

Величина ущерба Y1 связанного с восстановлением работоспособности подвижного состава, будет равна 0, так как инцидент не связан с нарушением работоспособности железнодорожного подвижного состава.

Электромеханики района контактной сети выехали на автомобиле на место происшествия в 15 часов 07 минут, в 15 часов 20 минут прибыли на место инцидента.

В 16 часов 05 минут бригадой электромехаников неисправность была устранена.

Таким образом, расходы на производство ремонтных работ по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры, определяемые по формуле 4.5, равны:

Рисунок 74 (руб.)

где

397,3

-

стоимость человека-часа (затраты ФОТ бригады электромехаников) работ для восстановления работоспособности объекта инфраструктуры, руб./чел-ч;

0,75

-

затраты человеко-часов для восстановления работоспособности объекта инфраструктуры, чел-ч;

1 674,33

-

стоимость машино-смены (использования автомобиля), руб./машино-смена;

0,44

-

количество машино-смен, связанных с восстановлением работоспособности объекта инфраструктуры, машино-смен.

Величина ущерба Y2, связанная с восстановлением работоспособности объекта инфраструктуры, определяемая по формуле 4.4, будет равна:

Y2 = 1 034,7 + 8 159,2 = 9 193,9 (руб.)

где

8 159,2

-

расходы на материалы и заменяемое оборудование, используемые при восстановлении работоспособности объекта инфраструктуры, руб.

Для определения составляющей Y3, связанной с задержками поездов (в случае наличия в договоре пункта об ответственности за нарушение графика движения поездов из-за отказов технических средств или технологических нарушений) воспользуемся сведениями из таблицы 5.1 о продолжительности задержек поездов и данными о величинах штрафов на 1 час простоя поездов на полигоне Октябрьской железной дороги в соответствии с приложением к договорам с контрагентами, представленным в Рекомендациях к редакции договоров с контрагентами, на которых распространяется ответственность за нарушения графика движения поездов из-за отказов технических средств или технологических нарушений (приложение N 2). Определяем составляющую штрафа, связанную с задержкой грузовых поездов:

Рисунок 75 (руб),

где

34 200,23

-

размер величины штрафа за 1 час простоя грузового поезда на территории Октябрьской железной дороги, руб./ч;

7,24

-

суммарная продолжительность задержек грузовых поездов, ч.

Определяем составляющую штрафа, связанную с задержкой пассажирских поездов в дальнем следовании:

Рисунок 76 (руб),

где

26 897,35

-

размер величины штрафа за 1 час простоя пассажирского поезда в дальнем следовании на территории Октябрьской железной дороги, руб./ч;

0,23

-

суммарная продолжительность задержек поездов в пассажирском движении в дальнем следовании, ч.

Определяем составляющую штрафа, связанную с задержкой пассажирских поездов в пригородном сообщении:

Рисунок 77 (руб),

где

15 445,44

-

размер величины штрафа за 1 час простоя пассажирского поезда в пригородном сообщении на территории Октябрьской железной дороги, руб./ч;

0,28

-

суммарная продолжительность задержки пассажирских поездов в пригородном сообщении, ч.

Таким образом, составляющая Y3, связанная с задержками поездов, определяемая по формуле 4.6, будет равна:

Рисунок 78 (руб.)

Анализируя данные системы ИХ АВГД, определяем, что продолжительность зарегистрированных задержек пассажирских поездов на ближайших станциях посадки-высадки пассажиров и на последующих станциях были менее 1 часа. В этой связи, составляющая ущерба Y4, связанная со штрафами за опоздание пассажирского поезда, равна нулю.

На основании данных системы ЕАСАПР СД НП определяем грузовые отправки, содержащиеся в составах грузовых поездов. Данные грузовые отправки прибыли на станции назначения без нарушения срока доставки, указанного в перевозочных документах. Таким образом, составляющая убытков, связанная с нарушениями срока доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров Y5, тоже равна нулю.

На основании данных системы ГИД "Урал-ВНИИЖТ" определяем, что в составе поездов N 2321 на момент возникновения инцидента отсутствовали вагоны, загруженные багажом. В этой связи составляющая убытков, связанная с нарушением сроков доставки багажа (грузобагажа), отсутствует, принимаем Y6 = 0.

Составляющая убытков, связанных с выявлением повреждения контактной сети, не рассчитывается, так как время на поиск причин отказа оборудования совпало со временем производства ремонтных работ по восстановлению работоспособности объектов инфраструктуры.

В нашем случае Y7 = 0 (руб.).

Итоговая величина ущерба от инцидента по формуле 4.1 составляет:

Yоб = Y1 + Y2 + Y3 + Y4 + Y5 + Y6 + Y7 =

= 0 + 9 193,9 + 258 120,77 + 0 + 0 + 0 + 0 =

= 267 314,67 (руб.)