2. Управленческие механизмы организации групп продленного дня

2. Управленческие механизмы организации групп

продленного дня

Организация деятельности ГПД должна опираться на комплекс организационно-управленческих мероприятий.

К числу организационно-управленческих мероприятий относятся: внесение изменений в локальные акты общеобразовательной организации (при необходимости); планирование и реализация мероприятий по обеспечению условий для организации ГПД (кадровых, материально-технических, финансовых, информационных и т.п.); организация работы методических служб по вопросам деятельности ГПД на региональном, муниципальном уровнях и уровне образовательной организации.

В организации ГПД могут принимать участие участники образовательных отношений соответствующей квалификации: заместители директора, учителя, педагоги дополнительного образования, советники директора по воспитанию, воспитатели, педагоги-организаторы, педагоги-психологи, учителя-логопеды, педагоги-библиотекари и т.д.

Организацию работы по осуществлению информационно-просветительской деятельности патриотической, нравственной и экологической направленности в ГПД целесообразно возложить на советников директора по воспитанию, учителей истории, обществознания, руководителей школьных музеев, воспитателей, педагогов-организаторов и т.д.

Вопрос финансирования ГПД решается в зависимости от того, каково содержание деятельности ГПД и как она соотносится с образовательной программой образовательной организации. При решении данного вопроса возможно два варианта.

1. Деятельность ГПД заключается только в обеспечении присмотра и ухода за обучающимися, то есть образовательная деятельность в ходе ее реализации не ведется.

Источники ее финансирования могут быть различными:

- если оказание такой услуги не включено в государственное (муниципальное) задание государственному (муниципальному) образовательному учреждению, финансирование данной деятельности будет осуществляться за счет платы, услуга будет оказываться как платная услуга. В такой ситуации финансирование присмотра и ухода, в том числе оплата труда педагогов, не может осуществляться за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания;

- бесплатное получение такой услуги может быть предусмотрено нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации или муниципального образования (например, как одна из форм социальной поддержки населения). В данном случае такая услуга может быть указана отдельной статьей в государственном (муниципальном) задании учреждению. В этой ситуации финансирование присмотра и ухода возможно осуществлять за счет средств, полученных из бюджета в форме субсидии на финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания. При этом общий принцип распределения средств данной субсидии таков, что общий размер субсидии предоставляется учреждению на выполнение всего объема государственного (муниципального) задания, т.е. в рамках распределения средств на выполнение задания учреждение может свободно распределять весь объем субсидии на различные составные части задания, независимо от того, какие средства рассчитал учредитель на каждую составную часть задания при формировании общего объема субсидии.

2. Деятельность ГПД по своему содержанию включает в себя наряду с присмотром и уходом образовательную деятельность, т.е. в ходе нее фактически осуществляется образовательный процесс (например, внеурочная деятельность). В этом случае вопрос финансирования решается в зависимости от того, является ли эта образовательная деятельность частью основной образовательной программы, реализация которой финансируется за счет средств бюджета. Данная образовательная деятельность может являться составной частью реализации основной образовательной программы (например, ведение индивидуальной работы с обучающимися, предусмотренной программой, подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные, воспитательные и культурные мероприятия и др.). В случае если она входит в реализуемую программу, финансирование указанной деятельности может осуществляться за счет средств субсидии, предоставленной на реализацию соответствующей основной образовательной программы. В случае если указанная образовательная деятельность не входит в качестве составной части в основную образовательную программу, она должна быть оформлена как платные дополнительные образовательные услуги и финансироваться за счет средств физических лиц на основании договора оказания платных образовательных услуг. Указанная деятельность также может являться отдельной государственной (муниципальной) услугой по дополнительному образованию, финансирование которой будет предусмотрено за счет средств соответствующего бюджета и услуга будет включена в государственное (муниципальное) задание.

Функции и полномочия учредителя образовательной организации могут осуществлять органы государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере образования и органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в сфере образования. В связи с этим органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления, осуществляющие управление в сфере образования, разрабатывают нормативные акты, регулирующие деятельность ГПД в государственных (муниципальных) общеобразовательных организациях.

Локальные нормативные акты о регулировании деятельности в ГПД в общеобразовательных организациях могут содержать в том числе:

перечень мероприятий по присмотру и уходу за детьми в ГПД;

перечень направлений реализации в ГПД образовательной, просветительской и иной развивающей деятельности (например, ведение индивидуальной работы с обучающимися, предусмотренной программой, подготовка к учебным занятиям, физкультурно-оздоровительные, воспитательные и культурные мероприятия и др.);

финансово-экономические условия предоставления услуг по присмотру и уходу за детьми ГПД, в том числе методику расчета стоимости услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД (в случае, если данные услуги не могут быть оказаны бесплатно);

права и обязанности участников образовательного процесса группы продленного дня;

перечень льготных категорий родителей (законных представителей) несовершеннолетних обучающихся;

порядок снижения размера родительской платы для отдельных категорий родителей (законных представителей);

модель договора между общеобразовательной организацией и родителями (законными представителями) несовершеннолетних обучающихся о предоставлении услуг по присмотру и уходу за детьми в ГПД.