I. Основные направления и этапы развития информационной системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности

I. Основные направления и этапы развития информационной

системы "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности

В соответствии с Федеральным законом "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности" создана федеральная государственная автоматизированная информационная система "Одно окно" в сфере внешнеторговой деятельности (далее - система "Одно окно"), обеспечивающая взаимодействие в электронной форме участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти и организациями. Система "Одно окно" создана на базе платформы "Мой экспорт" акционерного общества "Российский экспортный центр".

Создание системы "Одно окно" является важным практическим этапом организации эффективной информационно-технологической инфраструктуры для сферы внешнеэкономической деятельности, функционирование и развитие которой нацелено на упрощение получения и расширение доступности услуг, направленных на повышение конкурентоспособности российских организаций, вовлеченных или заинтересованных во внешнеэкономической деятельности, а также на повышение уровня прозрачности прохождения обязательных процедур при реализации внешнеторговых операций для участников.

В современных условиях наличие такой инфраструктуры, ее адаптивность и устойчивость являются важными факторами формирования благоприятных условий для развития предпринимательства в сфере внешнеэкономической деятельности и роста конкурентоспособности страны в целом.

Функционал системы "Одно окно" разрабатывается в рамках Концепции создания и развития информационных систем, обеспечивающих реализацию механизма "одного окна" на базе платформы "Мой экспорт", утвержденной протоколом заседания проектного комитета национального проекта "Международная кооперация и экспорт" от 21 декабря 2018 г. N 6.

По состоянию на январь 2023 г. в системе "Одно окно":

создано более 80 сервисов, из которых более 30 - в рамках реализации инициативы социально-экономического развития Российской Федерации до 2030 года "Цифровая экосистема "Одно окно" экспортера", предусмотренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 октября 2021 г. N 2816-р (далее - инициатива "Одно окно"). В число доступных с использованием системы "Одно окно" сервисов входят сервисы органов государственной власти по получению лицензий на экспорт отдельных видов товаров и разрешительных экспортных документов, меры государственной поддержки экспортеров, а также сервисы бизнес-услуг институтов развития экспорта и коммерческих организаций, в том числе сервисы по подбору электронных торговых площадок с последующим размещением товаров и возможностью организации доставки продукции до конечных покупателей, получению аналитических материалов и исследований рынков, услуг логистики и др.;

созданы личные кабинеты для пользователей системы "Одно окно", соответствующие их ролевым моделям участия в экосистеме (экспортер, получатель услуг, партнер, поставщик услуг, участник процесса предоставления услуг, сотрудник органа государственной власти), обеспечена возможность идентификации и аутентификации, в том числе с использованием федеральной государственной информационной системы "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме" (далее - единая система идентификации и аутентификации), а также использования электронных подписей для обеспечения юридической значимости взаимодействия с контрагентами в рамках процессов предоставления сервисов;

внедрена система сбора, анализа и обработки обратной связи и запросов экспортеров для подготовки принятия решений в рамках процессов управления изменениями, включая совершенствование работы как самой системы "Одно окно", так и бизнес-процессов и порядка оказания различных услуг;

организована оператором системы "Одно окно" техническая и экспертная поддержка пользователей на всех этапах использования сервисов системы "Одно окно", ведутся работы по совершенствованию и расширению экосистемы сервисов, включая создание функционала финансового взаимодействия между участниками системы "Одно окно" (платежные сервисы), реализованы удобные коммуникационные сервисы по обмену текстовыми сообщениями в режиме реального времени (чат-платформы и чат-бот).

Завершение реализации первого этапа развития системы "Одно окно", продолжавшейся с 2018 по 2022 год (от начала проектирования системы "Одно окно", определения исходной архитектуры и технологического обеспечения до завершения формирования управленческой и организационной модели функционирования, принятия комплекса нормативных правовых актов, определяющих порядок отбора и реализации сервисных предложений в системе "Одно окно"), и накопление необходимого технологического, кадрового и интеграционного потенциала создают объективные предпосылки к необходимости перехода к следующему этапу, предусматривающему качественное развитие системы "Одно окно".

В рамках второго этапа развития системы "Одно окно" необходимо на основе накопленного потенциала и сформированной узнаваемости системы "Одно окно" среди целевых аудиторий пользователей, а также следуя актуальным потребностям участников внешнеторговой деятельности, четко определить целевые векторы с учетом параметров инициативы "Одно окно" и комплекса внутренних и внешних вызовов для развития внешнеторговой деятельности, в том числе ориентируясь на актуальные перспективные тенденции цифровизации и информатизации осуществления и регулирования внешнеэкономической деятельности в целях повышения уровня конкурентоспособности страны.

Стратегическая цель на горизонте 2023 - 2026 годов - поэтапная трансформация системы "Одно окно" в систему, отвечающую требованиям и стандартам построения национального механизма "единого окна" в сфере внешнеэкономической деятельности, включающую не только экспортные, но и импортные торговые, административные и контрольные процедуры и операции в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации, договорно-правовой базы Евразийского экономического союза и международных договоров и стандартов, а также структурно встроенную в формируемую экосистему системы "Одно окно" с учетом дальнейшего развития сервисных предложений услуг институтов развития, финансовых, логистических и иных коммерческих организаций.

Основные направления развития системы "Одно окно" раскрывают подходы, направления и планы работ, которые предлагается реализовывать в 2023 - 2024 годах в рамках второго этапа развития системы "Одно окно" и подготовки к переходу на третий этап согласно обозначенной стратегической цели в 2025 - 2026 годах.

Первоочередными направлениями второго этапа развития системы "Одно окно" являются:

формирование единого каталога услуг и мер поддержки в сфере внешнеторговой деятельности, предоставляемых на федеральном и региональном уровнях (далее - единый каталог услуг), и совершенствование использования государственных информационных систем для доступа к услугам в сфере внешнеторговой деятельности;

развитие интеграции системы "Одно окно" с информационными системами органов государственной власти и организаций на федеральном и региональном уровнях, в том числе для предоставления заявителям информации о ходе и результатах оказания услуг в сфере внешнеторговой деятельности в рамках сформированного единого каталога услуг независимо от способа обращения за услугой;

реализация проактивных предложений о предоставлении услуг и мер поддержки в сфере внешнеторговой деятельности пользователям системы "Одно окно" на основе формирования цифровых досье организаций, моделирования жизненных ситуаций через объективные данные, доступные к получению с использованием интеграции системы "Одно окно" с другими информационными системами, в том числе государственными, содержащими сведения об организациях, а также использования общедоступных открытых данных;

создание нормативно-правовой и технологической основы функционирования централизованного канала взаимодействия участников внешнеторговой деятельности с органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации по вопросам получения услуг, включенных в единый каталог услуг, с наполнением первичного набора их функционала (например, обращения, разъяснения, жалобы и др.);

формирование единого реестра участников внешнеторговой деятельности с уникальными идентификационными признаками для целей ведения единого корневого реестра, формирующего основу функционирования интегрированной платформы участника внешнеторговой деятельности в рамках стратегического развития системы "Одно окно";

реализация возможности получения федеральными органами исполнительной власти необходимой им информации из единого реестра участников внешнеторговой деятельности, содержащегося в системе "Одно окно", осуществляемая в соответствии с законодательством Российской Федерации в рамках их компетенции и соответствующих соглашений об информационном взаимодействии между акционерным обществом "Российский экспортный центр" и федеральным органом исполнительной власти.

План мероприятий ("дорожная карта") по реализации основных направлений приведен в приложении.