Срок действия документа ограничен 1 марта 2029 года.

Приложение 2

к приказу АНО НАРК

от 21.03.2023 N 24/23-ПР

НАИМЕНОВАНИЯ КВАЛИФИКАЦИЙ И ТРЕБОВАНИЯ К КВАЛИФИКАЦИЯМ,

НА СООТВЕТСТВИЕ КОТОРЫМ ПРОВОДИТСЯ НЕЗАВИСИМАЯ ОЦЕНКА

КВАЛИФИКАЦИИ, ПРЕДСТАВЛЕННЫЕ СОВЕТОМ ПО ПРОФЕССИОНАЛЬНЫМ

КВАЛИФИКАЦИЯМ В СФЕРЕ БЕЗОПАСНОСТИ ТРУДА, СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

И ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

1. Наименование квалификации

Психолог-консультант по работе с трудовыми коллективами (6 уровень квалификации)

2. Номер квалификации

03.01800.02

3. Уровень (подуровень) квалификации

6

4. Область профессиональной деятельности

Социальное обслуживание

5. Вид профессиональной деятельности

Психологическое консультирование населения и трудовых коллективов

6. Реквизиты протокола Совета об одобрении квалификации

Протокол заседания СПК в сфере безопасности труда, социальной защиты и занятости населения от 14 декабря 2022 г. N 59

7. Реквизиты приказа Национального агентства об утверждении квалификации

от 21.03.2023 N 24/23-ПР

8. Основание разработки квалификации

Вид документа

Полное наименование и реквизиты документа

Профессиональный стандарт (при наличии)

"Психолог-консультант", приказ Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации 14.09.2022 N 537н "Об утверждении профессионального стандарта "Психолог-консультант", зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14.10.2022, регистрационный N 70506

Квалификационное требование, установленное федеральным законом и иным нормативным правовым актом Российской Федерации (при наличии)

-

Квалификационная характеристика, связанная с видом профессиональной деятельности

-

9. Трудовые функции (профессиональные задачи, обязанности) и их характеристики:

Код (при наличии профессионального стандарта)

Наименование трудовой функции (профессиональной задачи, обязанности)

Трудовые действия

Необходимые умения

Необходимые знания

Дополнительные сведения

(при необходимости)

A/01.6

Психологическое обследование населения и трудовых коллективов в соответствии с заявленными проблемами

Выявление первичных запросов граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью, и ранжирование тем консультирования

Выявлять потребности, запросы граждан и степень их значимости

Конституция Российской Федерации

Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации

Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности

Соблюдать требования профессиональной этики

Выявлять приоритетные темы психологического консультирования

Определение целей психологического консультирования

Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования

Использовать методы наблюдения, собеседования, письменного опроса, анкетирования, изучения документов, дискуссии по проблематике для экспресс-анализа ситуации и определения направлений работы психолога-консультанта

Подготовка и заключение договора об оказании консультационной психологической помощи

Подбор диагностических инструментов для проведения психологического обследования

Требования по защите персональных данных при обработке информации

Проведение комплекса мероприятий по психологическому обследованию трудового коллектива и обобщение полученной информации

Структура и содержание договора об оказании консультационной психологической помощи и порядок действий по его заключению

Проведение комплекса мероприятий по психологическому обследованию команд

Применять методы обработки информации, полученной в ходе подготовки к психологическому обследованию

Проведение комплекса мероприятий по психологическому анализу деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях

Основные понятия и положения социальной психологии

Оформлять договор об оказании консультационной психологической помощи

Основные понятия и положения психодиагностики

Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления

Использовать в работе психологические тесты и опросники для диагностики профессионально важных качеств граждан

Формирование мотивации к прохождению курса психологического консультирования у граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью

Основные понятия и положения психологии управления конфликтами

Подбирать и применять комплекс диагностических методик для проведения психологического обследования граждан и трудовых коллективов в соответствии с содержанием их психологических проблем и целями психологического консультирования

Подготовка рекомендаций по направлению граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам (по необходимости)

Требования, предъявляемые к условиям и особенностям проведения консультативной беседы

Типы организационных структур и стадии развития организаций

Выявление необходимости рекомендовать гражданину обратиться на консультацию к врачу-психиатру

Методы исследования социально-психологического климата в трудовых коллективах

Применять методы изучения социально-психологического климата в трудовом коллективе

Выявление необходимости рекомендовать гражданину обратиться в органы социальной защиты населения или в правоохранительные органы

Методы исследования уровня развития команд

Выявлять психологические факторы, влияющие на трудовую деятельность работников трудового коллектива

Составление заключения по результатам психологического обследования

Психологические проблемы межличностных отношений в трудовых коллективах и методы их выявления

Применять методы изучения уровня развития команд

Психодиагностические методы, предназначенные для диагностики интересов, склонностей, способностей, особенностей личности и профессионально важных качеств

Применять методы анализа деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях

Методы диагностики стресса, трудностей социальной, профессиональной и личностной адаптации

Выявлять основные факторы, влияющие на мотивацию граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, в соответствии с целями психологического консультирования

Методы анализа деятельности профессионала на личностно-мотивационном, компетентно-целевом, информационном, структурно-функциональном и индивидуально-психологическом уровнях Факторы, условия возникновения, виды и негативные последствия психологических травм

Выявлять причины для направления граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, к смежным специалистам

Методы обработки информации (количественной и качественной), полученной в процессе проведения психологического обследования

Выявлять у гражданина признаки трудной жизненной ситуации, угрозы жизни и здоровью

Применять в работе необходимые компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования

Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы

Правила и порядок ведения делопроизводства и электронного документооборота (далее - ЭДО), порядок и сроки представления отчетности

A/02.6

Подготовка к проведению мероприятий психологического консультирования населения и трудовых коллективов

Выбор эффективных методов психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов

Подбирать эффективные методы психологического консультирования для решения заявленных проблем граждан и трудовых коллективов

Конституция Российской Федерации

Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации

Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности

Соблюдать требования профессиональной этики

Разрабатывать программы и графики мероприятий психологического консультирования граждан и трудовых коллективов

Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования

Разработка графика мероприятий психологического консультирования граждан и трудовых коллективов, его согласование

Подготовка предложений о процессе, планируемых результатах и распределении ответственности при проведении мероприятий психологического консультирования

Требования по защите персональных данных при обработке информации

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов

Основные понятия и положения общей психологии и психологии личности, возрастной психологии и психологии развития

Предоставление информации об избранном методе психологического консультирования и графике проведения мероприятий гражданам, обратившимся за консультационной психологической помощью

Применять в работе компьютерные программы, информационно-коммуникационные технологии, системы онлайн-консультирования

Основные понятия и положения социальной психологии

Основные понятия и положения психодиагностики

Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления

Основные понятия и положения психологии семьи, семейных отношений, психологические проблемы современной семьи

Основные понятия и положения психологии управления конфликтами

Теория процесса психологического консультирования и методы психологического консультирования

Порядок оказания консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам

Основные понятия и положения профориентации и профессионального консультирования

Методы проектирования деятельности профессионала, критерии оптимальности и методы оценки проекта деятельности профессионала

Виды ограничений к применению методов психологического консультирования

Методы обработки информации (количественные и качественные), полученной в процессе проведения психологического обследования

Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

A/03.6

Проведение мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи населению и трудовым коллективам

Реализация программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи

Использовать методы и приемы психологического консультирования в процессе оказания консультационной психологической помощи

Конституция Российской Федерации

Соблюдать конфиденциальность в отношении полученной информации

Гражданское, семейное, трудовое, административное право в объеме, необходимом для профессиональной деятельности

Поддержание контакта с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью, в процессе психологического консультирования

Соблюдать требования профессиональной этики

Применять методы проектирования деятельности профессионала и методы ее оценки на основе критериев оптимальности

Нормативно-правовые документы, регламентирующие профессиональную деятельность в сфере психологического консультирования

Оценка и обеспечение психологической безопасности граждан в процессе проведения мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи

Поддерживать контакт с гражданином, обратившимся за консультационной психологической помощью, в процессе работы

Требования по защите персональных данных при обработке информации

Поддержание мотивации к достижению целей психологического консультирования у гражданина, обратившегося за консультационной психологической помощью

Основные понятия и положения психологии труда, организационной психологии и психологии управления

Соблюдать психологическую безопасность гражданина, обратившегося за получением консультационной психологической помощи, в процессе проведения мероприятий

Оказание консультационной психологической помощи гражданам, переживающим психологический кризис и дистресс

Основные понятия и положения психологии управления конфликтами

Оказание консультационной психологической помощи гражданам в решении психологических проблем профессиональной ориентации и профессионального развития, сопровождение трудовой деятельности

Формировать у граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, мотивацию к достижению целей психологического консультирования

Теория процесса психологического консультирования и методы психологического консультирования

Виды ограничений к применению методов психологического консультирования

Оказание консультационной психологической помощи руководителям трудовых коллективов в решении психологических проблем, возникающих в трудовых коллективах

Применять методы саморегуляции психических состояний для преодоления дистресса

Типы организационных структур и стадии развития организаций

Обучать навыкам психологической саморегуляции психических состояний

Причины и этапы межличностных конфликтов в организации, способы их разрешения

Оценка промежуточных результатов реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи

Обучать поведению, предотвращающему возникновение стресса

Коррекция программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи в соответствии с полученными промежуточными результатами

Требования охраны труда и пожарной безопасности

Способы, средства и порядок взаимодействия с государственными органами, общественными организациями, профессиональными союзами, коллегиальными органами работников, с представителями трудовых коллективов, смежными специалистами по вопросам осуществления профессиональной деятельности

Оказывать консультационную психологическую помощь гражданам в профессиональной ориентации, выборе индивидуальных путей профессионального развития, трудовой деятельности

Обработка информации, полученной в процессе проведения мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи

Разработка профессиональных рекомендаций в соответствии с целями психологического консультирования и запросами граждан и трудовых коллективов, обратившихся за консультационной психологической помощью

Оказывать консультационную психологическую помощь гражданам в профессиональной адаптации и социальной самореализации

Методы определения потребности в работниках для оказания консультационной психологической помощи

Завершение программ мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам

Анализировать результаты реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам

Основные принципы и методы управления

Техники проведения деловых переговоров и приемы публичных выступлений

Корректировать программы мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам в соответствии с промежуточными результатами

Особенности менеджмента в сфере психологического консультирования

Современные средства информационно-коммуникационных технологий и необходимые компьютерные программы

Применять методы обработки информации (количественной и качественной), полученной в процессе реализации мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи гражданам и трудовым коллективам

Правила и порядок ведения делопроизводства и ЭДО, порядок и сроки представления отчетности

Составлять профессиональные рекомендации в соответствии с целями психологического консультирования и запросами граждан, обратившихся за консультационной психологической помощью, и трудовых коллективов

Осуществлять выход из мероприятий по оказанию консультационной психологической помощи

Вести документацию и служебную переписку в соответствии с требованиями локальных нормативных актов

10. Возможные наименования должностей, профессий и иные дополнительные характеристики:

Связанные с квалификацией наименования должностей, профессий, специальностей, групп, видов деятельности, компетенций и т.п.

Документ, цифровой ресурс

Код по документу

(ресурсу)

Полное наименование и реквизиты документа (адрес ресурса)

Психолог-консультант

Психолог-консультант трудового коллектива

Психолог-профконсультант

ОКЗ

2634

Психологи

ОКВЭД

70.10

Деятельность головных офисов

70.22

Консультирование по вопросам коммерческой деятельности и управления

88.99

Предоставление прочих социальных услуг без обеспечения проживания, не включенных в другие группировки

ОКПДТР

25883

Психолог

ЕКС

-

Психолог

ОКСО

5.37.03.01

Психология

6.44.03.02

Психолого-педагогическое образование

5.37.04.01

Психология

6.44.04.02

Психолого-педагогическое образование

5.37.05.01

Клиническая психология

5.37.05.02

Психология служебной деятельности

11. Основные пути получения квалификации:

Формальное образование и обучение (тип образовательной программы, при необходимости - направление подготовки/специальность/профессия, срок обучения и особые требования, возможные варианты):

Высшее образование - специалитет, магистратура

или

Высшее образование - бакалавриат и дополнительное профессиональное образование по программе профессиональной переподготовки в области психологического консультирования.

Опыт практической работы (стаж работы и особые требования (при необходимости), возможные варианты): -

Неформальное образование и самообразование (возможные варианты): -

12. Особые условия допуска к работе: -

13. Наличие специального права в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, необходимого для выполнения работы (при наличии): -

14. Перечень документов, необходимых для прохождения профессионального экзамена по квалификации:

Документ, подтверждающий наличие высшего образования (специалитет, магистратура) по профилю деятельности

или

Документ, подтверждающий наличие высшего образования (бакалавриат) по профилю деятельности

и

Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области психологического консультирования

или

Документ, подтверждающий наличие высшего образования (непрофильного)

и

Документ, подтверждающий наличие дополнительного профессионального образования по программе профессиональной переподготовки в области психологического консультирования.

15. Срок действия свидетельства: 3 года.