34.2. Принципы и подходы к формированию ФАОП НОО (вариант 1.4) и СИПР

34.2. Принципы и подходы к формированию ФАОП НОО (вариант 1.4) и СИПР.

Глухой обучающийся, имеющий умеренную, тяжелую и глубокую умственную отсталость (интеллектуальные нарушения), тяжелые множественные нарушения развития (далее - ТМНР), получает образование по адаптированной основной образовательной программе (вариант 1.4), на основе которой образовательная организация разрабатывает специальную индивидуальную программу развития, учитывающую его общие и специфические образовательные потребности.

СИПР составляется на ограниченный период времени (полгода, один год), который определяется решением ППк образовательной организации. В ее разработке принимают участие все специалисты, работающие с обучающимся в образовательной организации, при участии его родителей (законных представителей).

Принципы и подходы к построению АООП для глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), ТМНР (вариант 1.4) предполагают учет их особых образовательных потребностей, которые проявляются в большом разнообразии возможностей освоения содержания образования. Разработка СИПР базируется на следующих положениях:

учет типологических и индивидуальных особенностей развития обучающихся; особых образовательных потребностей;

обеспечение образования вне зависимости от тяжести нарушений развития, вида образовательного учреждения; создание образовательной среды в соответствии с возможностями и потребностями обучающихся;

введение в содержание обучения специальных разделов, не присутствующих в АООП для глухих обучающихся (варианты 1.2, 1.3);

необходимость использования специальных методов, приемов и средств обучения, обеспечивающих реализацию "обходных путей" обучения;

адекватность программы возможностям глухих обучающихся с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми множественными нарушениями развития и умственной отсталостью, ее соответствие запросам семьи и рекомендациям специалистов;

неоднородность состава данной группы обучающихся; широкий диапазон возможностей освоения обучающимися АООП образовательных программ в различных условиях обучения;

иное соотношение "академического" и компонента "жизненной компетенции" в АООП для глухих обучающихся по варианту 1.4 по сравнению с вариантами 1.2 и 1.3;

направленность процесса обучения на формирование практических умений и навыков, способствующих нормализации и улучшению ежедневной жизни;

учет потенциальных возможностей обучающихся и "зоны ближайшего развития" использование сетевых форм взаимодействия специалистов общего и специального образования;

включение родителей (законных представителей) как участников образовательного процесса.

Разработка СИПР рассматривается как необходимое условие получения образования обучающимися с глухотой и другими тяжелыми нарушениями развития.