24.2. Содержание обучения

24.2. Содержание обучения:

24.2.1. Обучение восприятию музыки (с помощью индивидуальных слуховых аппаратов):

определение на слух начала и окончания звучания музыки (в исполнении педагогического работника и аудиозаписи);

различение и опознавание на слух (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи): громкой, тихой, негромкой музыки; быстрого, медленного, умеренного темпа, музыки двух-, трех- и четырехдольного метра (полька, вальс, марш), плавной и отрывистой музыки;

различение и опознавание на слух (в исполнении педагогического работника) регистров в музыкальном звучании, высотных соотношений двух звуков в среднем регистре (интервал не менее септимы), поступенного и скачкообразного звукорядов в первой октаве; поступенных восходящего и нисходящего звукорядов в первой октаве и многократное повторение одного и того же звука, мелодий (фрагментов из них) с опорой на графическую запись ритмического рисунка, состоящего из восьмых, четвертных и половинных длительностей, фрагментов мелодии (например, запев и припев в песне);

различение и опознавание на слух марша, танца и песни при выборе из трех пьес (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи); различение и опознавание на слух (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) маршей, танцев и песен различного характера при выборе из двух - трех пьес одного жанра (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи); распознавание (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) жанра - марш, танец, песня, характера - веселый, грустный, торжественный, спокойный, доступных средств музыкальной выразительности (примерный музыкальный материал: музыкальные пьесы, песни (или фрагменты из них - "Марш" С. Прокофьева, "Вальс" П. Чайковского из "Детского альбома", "Вальс B-dur" Ф. Шуберта, "Полька" С. Рахманинова, "Полька" М. Глинки, "Марш деревянных солдатиков" П. Чайковского из "Детского альбома", "Встречный марш" С. Чернецкого;

различение и опознавание на слух (при прослушивании музыки в исполнении педагогического работника и в аудиозаписи) частей пьесы Л. Бетховена "Веселая. Грустная", Д. Кабалевского "Три подружки"; различение и опознавание пьес из "Детского альбома" П. Чайковского ("Вальс", "Марш деревянных солдатиков", "Болезнь куклы", "Новая кукла", "Старинная французская песенка", "Итальянская песенка" "Песня жаворонка"); словесное определение в пьесах характера музыки (веселый, грустный, спокойный, песенный, танцевальный, маршевый) и доступных средств музыкальной выразительности;

знакомство с кратким содержанием музыкальной сказки, различение и опознавание на слух музыкальных фрагментов при выборе из 4 - 6 (в аудиозаписи);

знакомство с симфонической сказкой С. Прокофьева "Петя и волк", балетом и оперой на сказочный сюжет, например, балетом П. Чайковского "Щелкунчик", оперой Н. Римского-Корсакова "Сказка о царе Салтане"; различение и опознавание на слух фрагментов из данных произведений при выборе из двух - пяти (в аудиозаписи), словесное определение характера музыки и доступных средств музыкальной выразительности;

различение и опознавание солирующего голоса и хорового звучания при прослушивании вокально-инструментальной музыки; знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра и певческих голосов; различение и опознавание на слух коллективного и сольного, вокального, вокально-инструментального и инструментального исполнения;

прослушивание музыкальных произведений (фрагментов из них), объединенных по тематике, например, "Народная музыка", "Природа в музыке", "Музыка о детях и для детей"; словесное определение в прослушанной пьесе (фрагменте) характера и доступных средств музыкальной выразительности; различение и опознавание на слух фрагментов из музыкальных произведений разного характера при выборе двух - пяти;

прослушивание музыки в разном исполнении (фортепиано, скрипка, труба; симфонический оркестр, оркестр народных инструментов; мужской, женский, детский хор;

подбор к прослушанной музыке близких по настроению произведений изобразительного искусства, литературы; развитие представлений обучающихся о связи музыки с другими искусствами, их взаимосвязи с жизнью;

формирование элементарных представлений о выразительности и изобразительности в музыке, музыкальных жанрах (марш, танец, песня), об инструментальной и вокальной музыке, ее исполнении (хор, солист, симфонический оркестр, оркестр народных инструментов, ансамбль, отдельные музыкальные инструменты, певческие голоса); знакомство с авторами и исполнителями музыки.

24.2.2. Обучение движениям под музыку:

правильное, ритмичное, эмоциональное и выразительное исполнение гимнастических и танцевальных движений под музыкальное сопровождение педагогического работника и музыку в аудиозаписи;

совершенствование основных движений, овладение элементарными гимнастическими движениями, доступными обучающимся;

овладение простейшими построениями и перестроениями (в одну, две, три линии, в колонну, в шеренгу, в круг, свободное размещение), освоение перестроения группы (построение двух концентрических кругов, сужение и расширение круга, различные положения в парах, фигурная маршировка, сведение и разведение, змейка, построение цепочками и другие перестроения, доступные обучающимся и необходимые в разучиваемых танцевальных композициях);

овладение элементами танца и пляски (пружинное полуприседание и вставание на полупальцы, выставление ноги на пятку и носок, отведение ног вперед, назад, движения рук, принятые в разучиваемых танцевальных композициях, вращение кистей, сгибание и выпрямление рук, шаг галопа, хороводный шаг, шаг польки, поскоки, ходьба на полупальцах, кружение поскоками, шаг с притопом, повторные три притопа, выставление ноги на пятку с подпрыгиванием, повороты, наклоны, приставные шаги с поворотом, тройной ход, тройной ход с ударом, переменный ход, притоп, вальсовая дорожка (вперед, назад в паре), вальсовые повороты, припляс, присядка, упражнения с предметами и другие танцевальные движения, доступные обучающимся);

разучивание несложных плясок, хороводов, танцевальных композиций (народных, бальных и современных танцев), доступных обучающимся; знание названий исполняемых танцев (отдельных движений), овладение умением характеризовать музыку, сопровождающую танец;

импровизация музыкально-ритмических движений в соответствии с характером музыки;

изменение заданных движений, ориентируясь на начало и конец музыки, на музыкальный акцент, смену музыкальной динамики (громкая, тихая, негромкая музыка), темп (быстрый, медленный, умеренный), регистры в музыкальном звучании (высокий, низкий, средний), смену частей музыкальной пьесы, чередование сольного и коллективного, вокального, вокально-инструментального и инструментального исполнения;

фиксирование движениями сильной и слабой доли такта в музыке двух-, трех- и четырехдольного метра в умеренном, медленном и быстром темпе; исполнение руками (хлопками) несложного ритмического рисунка мелодий, состоящих из восьмых, четвертных и половинных длительностей (2 - 8 тактов); дирижирование по двух-, трех и четырехдольной сетке; определение движением руки высотного положения двух и более звуков внутри первой октавы;

оценка собственного исполнения и исполнения других обучающихся, внесение исправлений в исполнение под руководством педагогического работника и самостоятельно.

24.2.3. Обучение декламации песен под музыку:

эмоциональная и выразительная декламация текста песен под аккомпанемент и управление педагогического работника, воспроизведение в достаточно внятной и естественной по звучанию речи (при реализации произносительных возможностей) несложного ритмического рисунка мелодии в умеренном, умеренно-быстром и умеренно-медленном темпе, динамических оттенков, характера звуковедения (плавно, отрывисто), выделение логического ударения во фразе; декламация напевных песен - мягко, спокойно, плавно; песен энергичных, бодрых - более твердо, легко;

понимание основных дирижерских жестов, включая "внимание", "дыхание", "начало", "окончание", "логическое ударение";

инсценирование песен.

24.2.4. Обучение игре на элементарных музыкальных инструментах в ансамбле:

эмоциональное исполнение ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне;

одновременное и поочередное исполнение на музыкальных инструментах в ансамбле ритмического аккомпанемента к музыкальной пьесе или песне (ритмический рисунок одинаковый для всех инструментов или разный для каждого инструмента, в том числе фиксирование сильной и каждой доли такта при сопровождении музыки двух-, трех- и четырехдольного метра);

исполнение ведущей партии обучающимися на инструментах с диатоническим или хроматическим звукорядом (металлофон, ксилофон, флейта, гармоника), а также на электромузыкальных инструментах.

24.2.5. Автоматизация произносительных навыков (с использованием фонетической ритмики и упражнений под музыку):

развитие речевого дыхания, слитное воспроизведение слов и коротких фраз, деление более длинных фраз паузами на синтагмы (по подражанию взрослому и самостоятельно);

развитие голоса нормальной высоты, силы и тембра; развитие восприятия на слух и воспроизведение модуляций голоса по силе и высоте при сохранении нормального тембра (в естественном диапазоне его звучания), в том числе нормальный голос - более громкий - более тихий; постепенное усиление (тихо - громче - громко) и ослабление голоса (громко - тише - тихо); произнесение речевого материала шепотом (в том числе в зависимости от особенностей коммуникативной ситуации, требований соблюдения тишины); голос нормальный по высоте - более высокий - более низкий, базовые мелодические модуляции голоса в пределах его естественного диапазона (ровная интонация, повышение от среднего уровня, понижение от высокого и среднего уровней в пределах естественного диапазона);

закрепление правильного воспроизведения в речевом материале звуков и их сочетаний, усвоенных обучающимися; предупреждение возможных отклонений от нормального произнесения родственных по артикуляции звуков в слогах, словах, фразах;

закрепление нормального темпа речи, развитие восприятия на слух и воспроизведения изменений темпа речи (нормальный, медленный, быстрый);

развитие умений восприятия на слух и воспроизведение ударения в двух-, трех-, четырех- и пятисложных словах;

развитие умений восприятия на слух и воспроизведения фразового ударения, по возможности, восприятия на слух и воспроизведения мелодической структуры фраз;

закрепление умений восприятия на слух и внятного, достаточно естественного воспроизведения отработанного речевого материала при передаче в речи и с помощью естественных невербальных средств коммуникации (мимики лица, позы, пластики) повествовательной, восклицательной и вопросительной интонации, эмоционального содержания высказывания;

реализация сформированных произносительных умений в самостоятельной речи.

Используемый на занятиях речевой материал отбирается с учетом знакомости обучающимся, необходимости в общении, соответствии фонетической задаче занятия, включает фразы, слова, словосочетания, слоги, слогосочетания, отдельные звуки, а также короткие тексты (чаще микродиалоги), стихотворения или фрагменты из них.