23.2. Содержание обучения

23.2. Содержание обучения.

23.2.1. Развитие речевого слуха:

1. Первоначальный период развития речевого слуха, слухозрительного восприятия устной речи у глухих обучающихся:

различение и опознавание слухозрительно и на слух слов при выборе из двух (типа "мяч - бумага"; "ручка - тетрадь"); трех (типа "дом - ручка - карандаш"; "бумага - книга - тетрадь"); четырех (типа "ручка - тетрадь - карандаш - бумага"); пяти (типа "ручка - тетрадь - карандаш - бумага - книга"), их достаточно внятное воспроизведение при реализации произносительных возможностей;

различение и опознавание слухозрительно, затем на слух фраз из двух - трех слов, необходимых в учебной и внеурочной деятельности - поручения, вопросы, сообщения;

развитие слухозрительного восприятия текстов (микродиалогов, коротких монологических высказываний), состоящих из фраз, которые обучающиеся научились различать и опознавать слухозрительно и на слух; опознавание на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку; ответы на вопросы по тексту и выполнение заданий.

2. Основной период развития речевого слуха у глухих обучающихся:

распознавание обучающимися на слух речевого материала (фраз, слов и словосочетаний), незнакомого по звучанию, но знакомого по значению;

различение и опознавание на слух фраз, слов и словосочетаний при постепенном увеличении количества речевых единиц, расширении лексического состава речевого материала, усложнении грамматических и синтаксических конструкций фраз (с учетом уровня слухоречевого развития каждого обучающегося);

развитие восприятия на слух коротких текстов диалогического и монологического характера при постепенном увеличении их объема с учетом слухоречевого развития каждого обучающегося (к 4 классу - до 50 - 60 слов), расширении лексического состава, усложнении грамматических и синтаксических конструкций фраз, а также постепенном включении незнакомых по звучанию слов и фраз, которые обучающиеся могут повторить правильно, ориентируясь на смысловой контекст и воспринятые элементы речи; опознавание на слух предложений, слов и словосочетаний из данных текстов, предъявленных вразбивку и в разных сочетаниях; ответы на вопросы и выполнение заданий по тексту, предъявленных на слух; участие в беседе по содержанию текста; пересказ текста.

В процессе обучения используется знакомый и необходимый обучающимся в общении речевой материал по темам: "В классе", "Я и моя семья", "Завтракаем, обедаем, ужинаем", "Здоровье", "Каникулы", "Времена года", "Мои друзья", "Школьная жизнь", "Спорт", "В гостях", "Речевой этикет (знакомство, приветствия, прощание)", "Изучаем школьные предметы (знакомая лексика по организации учебной деятельности, тематическая и терминологическая лексика учебных предметов)".

23.2.2. Развитие произносительной стороны речи:

развитие у обучающихся умений правильно пользоваться речевым дыханием, воспроизводить слитно на одном выдохе слова и короткие фразы, членить фразы на смысловые синтагмы;

формирование и развитие у обучающихся умений пользоваться голосом нормальной высоты и силы, без грубых отклонений от нормального тембра, развитие модуляций голоса по силе и, по возможности, по высоте;

формирование и развитие у обучающихся умений правильного воспроизведения звукового состава речи (при реализации концентрического метода обучения произношению с использованием сокращенной системы фонем);

формирование и развитие у обучающихся слухового восприятия и воспроизведения основных интонационных структур - паузации, темпа, громкости, ритмической структуры слов, ритмической и, по возможности, мелодической структуры фраз;

формирование и развитие у обучающихся умений воспроизведения слов в нормальном темпе, слитно, без призвуков, сохраняя звуковой состав (в начале школьного обучения - точно или приближенно (с использованием регламентированных и допустимых замен), соблюдая ударение и орфоэпические правила;

формирование и развитие у обучающихся умений воспроизведения фраз в нормальном темпе, слитно (на одном выдохе) или деля фразу паузами на синтагмы, соблюдая логическое и синтагматическое ударения, по возможности, мелодический контур фраз, наиболее полно реализуя возможности воспроизведения слов;

формирование самоконтроля произносительной стороны речи;

развитие естественной манеры речи, умения пользоваться при передаче речевой информации соответствующими естественными неречевыми средствами - мимикой лица, позой, пластикой.

23.2.3. Планируемые результаты освоения коррекционного курса "Формирование речевого слуха и произносительной стороны речи".

Результатами освоения курса являются:

желание и умение обучающихся вступать в устную коммуникацию в процессе учебной и внеурочной деятельности, в знакомых жизненных ситуациях;

стремление к овладению восприятием и воспроизведением устной речи;

желание и умения пользоваться индивидуальными слуховыми аппаратами (с учетом аудиолого-педагогических рекомендаций);

умения слухозрительного восприятия речевого материала разговорного, учебно-научного и учебно-делового характера, используемого ими в типичных ситуациях общения в учебной и внеурочной деятельности;

умения восприятия на слух (распознавания, различения и опознавания) речевого материала (фраз, слов, словосочетаний), знакомого обучающемуся по лексическому значению и грамматической структуре, необходимого в общении в учебной и внеурочной деятельности;

умения восприятия на слух коротких текстов диалогического и монологического характера, отражающих типичные ситуации общения в учебной и внеурочной деятельности, опознавания на слух основного речевого материала (отдельных предложений, слов, словосочетаний) из данных текстов, предъявленных вразбивку, а также умения отвечать на вопросы по тексту, выполнять задания, участвовать в диалоге по теме текста;

при затруднении в восприятии устной речи реализация умений вероятностного прогнозирования речевой информации на основе воспринятых элементов речи и с учетом коммуникативной ситуации, речевого и внеречевого контекста;

выражение непонимания в устных высказываниях при затруднении в восприятии речевой информации;

умения произносить отработанный речевой материал внятно (понятно для окружающих) и достаточно естественно при использовании в процессе устной коммуникации естественных невербальных средств (соответствующей мимики лица, позы, пластики);

умения реализовывать сформированные произносительные умения в самостоятельной речи и при чтении, применять сформированные навыки самоконтроля произношения;

умения реализовывать сформированные коммуникативные действия, а также знакомые правила речевого этикета в процессе овладения восприятием и воспроизведением устной речи, а также в процессе устной коммуникации в учебной и внеурочной деятельности.