73.12. Коррекционно-развивающая область "Предметно-пространственная ориентировка"

73.12. Коррекционно-развивающая область "Предметно-пространственная ориентировка":

1. Развитие сохранных анализаторов. Развитие сохранных анализаторов, комплексное использование сохранных анализаторов в пространственной ориентировке. Звуковая картина мира. Использование в качестве ориентиров характерных свойств и признаков предметов (запахи, звуки, характер поверхности). Прогнозирование ориентиров по их словесному описанию.

2. Развитие навыков ориентировки в микропространстве.

Обучение ориентировке на рабочем месте, в учебнике, в тетради, на доске, за столом. Правильное понимание и использование в речи пространственной терминологии: слева, справа, над, под, впереди, сзади, между, из-за, из-под, через, вокруг, выше, ниже, рядом. Пространственные направления слева направо, справа налево, сверху вниз, снизу вверх, наискось - для двухмерного и трехмерного пространства. Ориентировка на рельефных планах и макетах замкнутого и свободного пространства. Условные изображения на рельефных планах.

3. Формирование предметных и пространственных представлений. Представление о предметах, наполняющих замкнутое пространство (класс, спальню, столовую, квартиру): мебель, посуда, одежда. Использование предметно-пространственных представлений в практической деятельности и при ориентировке. Соотнесение реальных предметов с их моделями, макетами и рельефными изображениями. Представления о предметах, наполняющих пришкольный участок и их пространственном местоположении: деревья, кусты, газоны, площадки. Формирование представлений об объектах в городе: улице, тротуаре, проезжей части, светофоре, подземных и наземных переходах, остановке, жилых домах, киосках, магазинах, расположенных вблизи школы; городском транспорте (троллейбусе, трамвае, автобусе, маршрутном такси, машинах, метро). Конкретизация предметно-пространственных представлений в условиях ориентировки на местности. Формирование представлений о крупных культурно-бытовых учреждениях города (населенного пункта) и об их предметном наполнении.

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений. Ориентировка в знакомом замкнутом пространстве на основе чувственного восприятия по типу "карта - путь". Перенос топографических представлений обучающихся на реальное замкнутое пространство и ориентировка в нем. Самостоятельная ориентировка в школе, на пришкольном участке. Правила перехода улицы. Формирование обобщенных представлений о своем городе (населенном пункте) с использованием рельефных планов и макетов. Составление плана замкнутого пространства по словесному описанию. Освоение нескольких маршрутов в пределах города. Освоение различных видов городского транспорта. Изучение нескольких значимых для обучающегося маршрутов городского транспорта.

5. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров. Поза обучающегося в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле, при ходьбе в паре, при самостоятельном передвижении вдоль постоянного ориентира (стены, перил лестницы). Правильная поза при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости (на столе, парте). Поза при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий. Поза при ходьбе парами, друг за другом. Формирование правильного жеста, указывающего направление. Поза при обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося. Поза при выходе и входе обучающегося в транспортное средство. Поза обучающегося при передвижении в пространстве без постоянного ориентира. Поза и жесты при знакомстве, приветствии, прощании и разговоре со сверстниками и взрослыми. Поза при совместной ориентировке со зрячими и при самостоятельной ориентировке в помещениях школы, на пришкольном участке, на улицах города, в транспорте. Поза при самостоятельной свободной ходьбе в знакомом и незнакомом свободном пространстве. Поза при отыскивании упавших предметов.

6. Совместная ориентировка со зрячими. Положение слепого и зрячего при ходьбе в паре со сверстником и взрослым. Совместная ориентировка обучающихся в учебной, игровой и трудовой деятельности. Моделирование ситуаций из жизни. Правила поведения обучающегося в общественных местах. Культура поведения, общения и ориентировки со зрячими сверстниками и родителями (законными представителями) (в городском транспорте, театре, кафе, парке, в гостях). Ориентировка обучающегося в магазине: обращение к продавцу, кассиру, покупка продуктов. Ориентировка на почте: отправление писем, посылок. Обращение за помощью к незнакомому человеку.

7. Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки. Значение белой трости в ориентировке слепого, функции трости, виды тростей, способы индивидуального подбора трости. Способы ориентировки с тростью: правильный захват и удерживание трости, техника безопасности при обращении с тростью. Приемы ходьбы с тростью: маятниковый, диагональный, приемы протяжки и скольжения. Подъем и спуск по лестнице с помощью трости. Обращение с тростью в зданиях и помещениях, в транспорте, при ходьбе со зрячим провожатым; обнаружение препятствий с помощью трости. Обращение с тростью при переходе через улицу.

73.12.1. Планируемые результаты освоения коррекционного курса.

Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевают элементарными умениями и навыками предметно-пространственной ориентировки в микро- и макропространстве. Осознают значимость овладения навыками пространственной ориентироваться для дальнейшего развития самостоятельности, независимости от помощи зрячего. У обучающихся будет формироваться потребность в самостоятельной ориентировке, в преодолении страха пространства и неуверенности в своих силах. Обучающиеся смогут научиться использовать информацию, поступающую с сохранных органов чувств для ориентировки в пространстве; самостоятельно ориентироваться в знакомом замкнутом и свободном пространстве. Обучающиеся получат возможность развивать основные умения и навыки ориентировки в пространстве, посредством ознакомления с населенным пунктом, в котором они проживают, основными достопримечательностями и памятниками архитектуры. Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладеют техникой, способами и приемами пользования тростью. Обучающиеся будут овладевать навыками совместного передвижения с сопровождающим, научатся обращаться за помощью к знакомым и незнакомым людям в различных коммуникативных ситуациях, соблюдая правила речевого этикета. Слепые обучающиеся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) приобретут первичные умения работы с прибором "Ориентир", смогут находить и использовать информацию для практической ориентировки. К концу обучения в начальной школе у слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) будет сформирована потребность в необходимости в активном познании окружающего пространства и переноса имеющихся навыков в самостоятельную ориентировочную деятельность.

Слепой обучающийся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) овладевает определенной системой умений и навыков:

1. Развитие сохранных анализаторов: умением совершать мелкие точные координированные движения с предметами, необходимыми в быту и в учебной деятельности; умением узнавать и локализовывать в пространстве звуки живой и неживой природы, голоса людей; умением оценивать удаленность, направленность источника звука в свободном пространстве; умением узнавать предметы окружающего пространства по их характерным запахам; умением узнавать с помощью остаточного зрения контуры и силуэты окружающих предметов.

2. Развитие навыков ориентировки в микропространстве: умением свободно ориентировать "на себе"; умением ориентироваться в микропространстве - на столе, в брайлевском приборе, азбуке-колодке по брайлю (колодке шеститочия); умением ориентироваться в рядах и столбцах рассыпной азбуки; умением ориентироваться на приборе "ориентир".

3. Формирование предметных и пространственных представлений: умением узнавать предметы, наполняющие знакомое окружающее пространство; умением узнавать предметы и объекты, наполняющие пришкольный участок и определять их пространственное местоположение.

4. Обучение ориентировке в замкнутом и свободном пространстве, формирование топографических представлений: умением самостоятельно ориентироваться в небольшом знакомом замкнутом пространстве; умением самостоятельно ориентироваться в школе и на пришкольном участке.

5. Формирование правильной позы и жеста при обследовании предметов и ориентиров: умением занимать правильную позу в положении стоя, сидя за партой, столом, в кресле; при чтении, письме, обследовании предметов на горизонтальной плоскости; умением занимать правильную позу при обследовании больших предметов, обнаружении и обходе препятствий, обследовании предметов, находящихся выше или ниже роста обучающегося, при выходе и входе в транспортное средство; умением занимать правильную позу при поиске упавшего предмета.

6. Совместная ориентировка со зрячим: умением соблюдать позу при совместном передвижении; умением передвигаться совместно со сверстником и (или) взрослым в школе при проходе в двери помещения, при спуске и подъеме по лестнице; умением передвигаться с сопровождающим в незнакомом свободном пространстве, используя трость; умением обращаться за помощью к педагогическим работникам, другим обучающимся, не имеющих нарушений зрения.

7. Обучение пользоваться тростью и другими тифлотехническими средствами ориентировки: умением обращаться с тростью в помещениях школы, на пришкольном участке; умением использовать трость при подъеме и спуске с лестницы.