71.6. Особые образовательные потребности слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)

71.6. Особые образовательные потребности слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).

Недоразвитие познавательной, эмоционально-волевой и личностной сфер слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) проявляется не только в качественных и количественных отклонениях от нормы, но и в глубоком своеобразии их социализации. Они способны к развитию, хотя оно и осуществляется замедленно, атипично, а иногда с резкими изменениями всей психической деятельности обучающегося. При этом, несмотря на многообразие индивидуальных вариантов структуры данного нарушения, перспективы образования слепых обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) детерминированы в основном степенью выраженности недоразвития интеллекта, при этом образование, в любом случае, остается нецензовым.

Для слепых обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) характерны следующие специфические образовательные потребности:

учет в организации обучения и воспитания определенных факторов: при наличии остаточного зрения необходим учет: зрительного диагноза (основного и дополнительного), возраста и времени нарушения зрения, состояния основных зрительных функций, возможность коррекции зрения с помощью оптических приспособлений, (рекомендуемая оптическая коррекция и приборы для улучшения зрения), режима зрительной и (или) тактильной, физической нагрузок; в условиях светоощущения и тотальной слепоты - возраста, в котором произошла утрата (потеря) зрения, времени осуществления жизнедеятельности на суженой сенсорной основе, рекомендуемого режима тактильных и физических нагрузок;

выделение пропедевтического периода в образовании, обеспечивающего преемственность между дошкольным и школьным этапами; раннее получение специальной помощи средствами образования;

обязательность осуществления непрерывности коррекционно-развивающего процесса, реализуемого, как через содержание образовательных областей, так и в процессе индивидуальной работы;

овладение разнообразными видами, средствами и формами коммуникации, обеспечивающими успешность установления и реализации социокультурных связей и отношений обучающегося с окружающей средой; развития приемов полисенсорного восприятия предметов и объектов окружающего мира; доступность содержания познавательных задач, реализуемых в процессе образования;

систематическая актуализация сформированных знаний и умений; специальное обучение их "переносу" с учетом изменяющихся условий учебных, познавательных, трудовых и других ситуаций;

целенаправленное формирование компенсаторных способов действия; познавательных действий и ориентировки в микро-, макропространстве; умений и навыков социально-бытовой ориентировки;

использование преимущественно позитивных средств стимуляции деятельности и поведения обучающихся, демонстрирующих доброжелательное и уважительное отношение к ним;

широкое использование специальных приемов организации учебно-практической деятельности (алгоритмизация, работа по инструкции); индивидуальных пособий, выполненных с учетом возможностей осязательного и зрительно-осязательного восприятия;

обеспечение доступности учебной информации для зрительно-осязательного (для слепых с остаточным зрением) и осязательного (для тотально слепых) ее восприятия обучающимися;

специальная организация (с учетом особых образовательных потребностей) пространственно-развивающей среды;

активное использование в учебно-познавательной деятельности речи как средства компенсации нарушенных функций, коррекция речевых нарушений, направленных на профилактику и устранение вербализма и формализма речи; коррекция нарушений в двигательной сфере;

психологическое сопровождение, оптимизирующее взаимодействие обучающегося с педагогическими работниками и обучающимися; направленное на установление взаимодействия семьи и образовательной организации.