68.12. Программа коррекционной работы

68.12. Программа коррекционной работы.

68.12.1. Цель: оказание помощи слепым обучающимся в освоении АООП НОО, коррекция недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, их социальная адаптация.

68.12.2. Задачи:

создание образовательной среды, обеспечивающей максимально благоприятные условия для личностного развития каждого слепого обучающегося;

создание условий для формирования у слепых умений и навыков, способствующих их социальной адаптации и интеграции;

профилактика возникновения вторичных отклонений в развитии, коррекция физического развития;

оптимизация процесса освоения слепыми обучающимися АООП НОО;

оказание педагогическим работникам, родителям (законным представителям) консультативной помощи по вопросам обучения и воспитания слепых обучающихся.

68.12.3. Программа коррекционной работы направлена на:

выявление особых образовательных потребностей обучающихся;

реализацию курсов коррекционно-развивающей области и осуществление индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими индивидуальные особые образовательные потребности;

корректировку организационно-содержательных характеристик программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

закрепление и развитие сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы специальных знаний и умений в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

повышение компетентности всех участников образовательного процесса, включая родителей (законных представителей) по вопросам воспитания и обучения слепых обучающихся.

68.12.4. Программа коррекционной работы предусматривает:

проведение обследования слепых обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей и имеющихся у них трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

реализацию групповой и индивидуальной коррекционной работы (в том числе и логопедической) с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

осуществление мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся;

осуществление текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса обучающихся, продвижении слепых обучающихся в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

корректирование программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

обеспечение непрерывности коррекционной поддержки обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни;

оценку достижения планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

68.12.5. Направления коррекционной работы и их содержание:

1. Диагностическое направление предполагает как проведение диагностических процедур, так и анализ их результатов с целью учета полученных данных в организации и реализации коррекционной работы и реализуется посредством:

изучения и анализа данных, представленных психолого-педагогической комиссией на каждого обучающегося;

изучения социальной ситуации развития и условий семейного воспитания слепого обучающегося;

наблюдения за слепым обучающимся с целью выявления трудностей адаптации к условиям образовательной организации;

проведения обследования слепых обучающихся с целью выявления особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей;

осуществления текущей диагностики, позволяющей получать информацию о состоянии психоэмоционального статуса слепых обучающихся, о его продвижении в овладении специальными знаниями, умениями и навыками;

мониторинга достижений планируемых результатов обучающихся в освоении курсов коррекционно-развивающей области.

2. Коррекционно-развивающее направление предполагает обеспечение благоприятных условий для личностного развития каждого обучающегося, овладение специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для социальной адаптации и интеграции, коррекцию недостатков физического развития и профилактику вторичных отклонений в развитии, что реализуется посредством:

создания образовательной среды, способствующей личностному развитию каждого обучающегося;

обогащения чувственного опыта, активного и систематического включения в деятельность слепых обучающихся сохранных анализаторов;

проведения групповой коррекционной работы посредством реализации курсов коррекционно-развивающей области ("Социально-бытовая ориентировка", "Предметно-пространственная ориентировка", "Охрана, развитие остаточного зрения и зрительного восприятия", "Развитие осязания и мелкой моторики", "Развитие коммуникативной деятельности", "Ритмика", "Тифлотехника") с учетом особых образовательных потребностей обучающихся;

проведения индивидуальной коррекционной работы с обучающимися, имеющими наряду с типологическими индивидуальные особые образовательные потребности;

закрепления сформированных в процессе групповой и индивидуальной коррекционной работы знаний, развития умений, способов деятельности в урочной, внеурочной и внешкольной деятельности;

реализации мероприятий, способствующих социальной адаптации и интеграции слепых обучающихся;

корректирования программы коррекционной работы с учетом результатов диагностических исследований;

реализации комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по вопросам обучения и воспитания слепого обучающегося.

3. Консультативное направление обеспечивает непрерывность коррекционной поддержки слепых обучающихся в образовательном процессе и повседневной жизни, что реализуется посредством:

взаимодействия с родителями (законными представителями) по вопросам обучения и воспитания слепых (в том числе и по вопросам создания необходимых офтальмо-гигиенических условий для обучения и воспитания слепых с остаточным зрением);

проведения специалистами (педагогами-психологами, учителями-дефектологами) консультаций педагогических работников по вопросам организации и содержания коррекционной поддержки слепых обучающихся;

разработки комплексных (с учетом данных, полученных от различных специалистов) рекомендаций по удовлетворению особых образовательных (в том числе и индивидуальных) потребностей слепого обучающегося и оказание консультативной поддержки родителям (законным представителям), педагогическим работникам в их реализации.

Информационно-просветительское направление предусматривает повышение компетентности всех участников образовательного процесса по вопросам воспитания и обучения слепых, что реализуется посредством обеспечения педагогических работников и родителей (законных представителей) необходимыми знаниями и умениями. Реализация данного направления предусматривает использование различных форм работы: лекций, бесед, тренингов, семинаров.

68.12.6. Планируемые результаты освоения программы коррекционной работы:

освоение образовательной среды, повышение возможностей в предметно-пространственной и социально-бытовой ориентировке;

совершенствование навыков ориентировки в микропространстве и формирование умений в ориентировке в макропространстве;

расширение круга предметно-практических умений и навыков;

использование в учебной деятельности и повседневной жизни всех сохранных анализаторов, средств оптической коррекции и тифлотехнических средств;

использование освоенных ориентировочных умений и навыков в новых (нестандартных) ситуациях;

осуществление учебно-познавательной деятельности с учетом имеющихся противопоказаний и ограничений;

овладение эффективными компенсаторными способами учебно-познавательной и предметно-практической деятельности;

сформированность самостоятельности и мобильности в учебной деятельности и повседневной жизни;

повышение познавательной и социальной активности;

развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками, не имеющими ограничений по возможностям здоровья, в различных социальных ситуациях;

овладение вербальными и невербальными средствами общения;

расширение представлений о широком социуме;

освоение педагогическими работниками, родителями (законными представителями) знаний о консультативной помощи по вопросам обучения, воспитания слепых.

Механизм взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы.

Основой реализации механизма взаимодействия специалистов, работающих в образовательной организации, по реализации программы коррекционной работы выступает комплексный междисциплинарный подход. Данный подход предполагает при разработке организационно-содержательных характеристик коррекционной работы учет данных:

комплексного (обследование всеми специалистами: медицинскими работниками, педагогами-психологами, педагогическими работниками) обследования обучающегося;

всестороннего и целостного (исследование познавательной деятельности, состояния эмоционально-волевой сферы, поведения обучающегося) изучения слепого обучающегося.

Эффективность механизма взаимодействия специалистов по реализации программы коррекционной работы слепых обучающихся во многом зависит от уровня развития социального партнерства. Социальное партнерство предполагает сотрудничество с образовательными организациями, различными организациями (государственными и негосударственными) и ведомствами, занимающимися вопросами образования и семьи; общественными организациями инвалидов и родительскими ассоциациями, родительской общественностью.

Федеральная рабочая программа воспитания представлена в разделе LXXXVIII Федеральная рабочая программа воспитания ФАОП НОО для обучающихся с ОВЗ.