См. обновленную версию рекомендаций от 27.09.2023.

6.2. Правила информирования пациента по телефону

!

Стоит помнить о том, что ключевая задача медицинского и немедицинского персонала (п. 7.5) состоит в решении медицинской проблемы пациента

Решение этой задачи следует начинать с момента обращения пациента через канал записи

Этот принцип должен соблюдаться на всех этапах реализации настоящих методических рекомендаций.

Стоит помнить о том, что ключевая задача медицинского и немедицинского персонала (п. 7.5) состоит в решении медицинской проблемы пациента. Решение этой задачи следует начинать с момента обращения пациента через канал записи. Этот принцип должен соблюдаться на всех этапах реализации настоящих методических рекомендаций.

При общении с пациентом необходимо использовать скрипты разговора или речевые модули, что позволяет грамотно выстроить ответы на любые возражения, четко и убедительно сформулировать преимущества того или иного предложения, легко и безболезненно работать с жалобами. В описании рекомендуемых приемов общения оператора колл-центра настоящие рекомендации ограничиваются тем, чего говорить не следует. Рекомендуемые речевые обороты следует основывать на процессах системы здравоохранения каждого отдельного региона. Специфика общения с пациентом заключается в том, что заучивание и каждодневное использование стандартных модулей неэффективно в случае наличия у оператора колл-центра глубоких ошибок в общении. Такими ошибками является использование фраз-провокаторов, которые нельзя употреблять в общении.

Таблица 9 - Примерный перечень фраз-провокаторов

Фразы-провокаторы

Рекомендуемая замена

- Девушка

- Женщина

- Молодой человек

- Мужчина

- Обращайтесь к пациенту по имени, на "Вы" или нейтрально.

Например, "Скажите, пожалуйста..."

- Нет

- Нельзя ("так оформлять нельзя")

- Не получится ("завтра не получится")

- Не принимает ("завтра доктор не принимает")

- Невозможно

- Но

- Я предлагаю...

- Можно ("можно оформить по-другому")

- Получится, только если...

- В нашем с Вами случае возможно только...

- Доктор принимает...

- В данной ситуации...

- Тем не менее, вместе с тем, с другой стороны, наилучший вариант - это...

- Ваша проблема

- Этот вопрос...

- Наш вопрос...

- Наша с вами ситуация...

- Уменьшительно-ласкательные слова: минуточку, секундочку, договорчик, звоночек

- Одну минуту, пожалуйста...

Договор, звонок

- Вы не поняли

- Вы меня не слышите

- Наверно, я не точно выразился...

- Я хочу сказать...

- Я имею в виду...

- Простите за беспокойство

- Уточните, пожалуйста...

- Я не знаю

- Я думаю, что...

- Наверное...

- Скорее всего...

- У меня нет такой информации

- Одну минуту, пожалуйста, я уточню...

- Я уточню этот вопрос, и мы с Вами обязательно свяжемся...

- Ничего не можем сделать для Вас

- Не могу Вам ничего предложить

- Ничем не могу вам помочь

- Ничего не могу обещать

- Это от нас не зависит

- В этом случае Вам следует...

- Вы можете сделать...

- Я Вам рекомендую...

- Я могу предложить...

- Вы должны...

- Вам придется...

- Давайте мы с Вами сделаем следующее...

- Естественно

- Конечно же

- Само собой разумеется

- И так понятно, что...

- Вы сказали все верно

- Вы правильно все поняли

- Главный врач (заведующий отделением, мой руководитель) сейчас не может (не сможет) с Вами поговорить

- Решение этого вопроса находится в моей компетенции

- Давайте посмотрим, что можно сделать

- А мы-то здесь при чем?

- Это же не я Вас неправильно проконсультировал(а)

- Не знаю, кто Вам такое сказал

- Мы разберемся в сложившейся ситуации

- Приношу Вам свои извинения

- Приносим извинения

- Мы этого не делаем (не предоставляем)

- Мы делаем только...

- Этим вопросом занимается другой специалист. Я сейчас Вам скажу время его приема.

- Этого не может быть

- Вы что-то путаете

- Давайте уточним

- Точных сроков сказать не могу

- Точные сроки сейчас назвать трудно

- Точные сроки будут известны позже. Позвоните, пожалуйста...

- Это Ваша вина

- Это не наша вина, что...

- Я могу предложить...

- Что Вас еще не устраивает?

- Я могу помочь Вам в сложившейся ситуации?

- А зачем Вы это сделали?

- Я правильно Вас понял(а)?

- Вообще-то...

- Могу отметить, что

- Вы меня, конечно, извините, но...

- Хочу обратить Ваше внимание на то, что...

- Я Вам уже говорил(а)

- Хочу обратить Ваше внимание на то, что...

Таким образом, недопустимы в употреблении фразы и интонации:

- демонстрирующие безучастность и безразличие;

- трактуемые как попытка уйти от ответственности или прямо говорящие о безответственности;

- отражающие безынициативность или нежелание помочь;

- любые оценочные суждения, прямые или завуалированные оскорбления;

- фразы, не несущие конкретного смысла.