Рекомендации по производству работ при ремонте на переходах через железные и автомобильные дороги I - IV категорий

Рекомендации по производству работ при ремонте на переходах

через железные и автомобильные дороги I - IV категорий

77. Мероприятия к подготовке и производству работ при ремонте переходов через железные и автомобильные дороги I - IV категорий устанавливаются в документации на ремонт перехода и разработанной на ее основе рабочей документации и ППР.

78. Перед ремонтом перехода через железные и автомобильные дороги вызывается представитель эксплуатирующей организации для отсоединения кабеля контрольно-измерительных пунктов, станций катодной защиты или станций дренажной защиты от МН (МНПП) и вынесения его в безопасную зону.

79. После выполнения ремонта на переходе, в месте размещения электрохимической защиты, производится подключение к МН (МНПП) катодного вывода станций катодной защиты или дренажного кабеля станций дренажной защиты, а также восстанавливается электрохимическая защита.

80. Технологическая последовательность производства работ при ремонте перехода с ремонтом трубопровода методом шлифовки, заварки, установки муфты с вскрытием защитного футляра состоит из следующих операций:

вскрытие трубопровода на глубину 0,6 м от нижней образующей кожуха;

демонтаж части защитного кожуха;

снятие изоляции в зоне дефекта;

устранение дефекта;

проведение дефектоскопии отремонтированного участка;

восстановление изоляции трубопровода;

восстановление защитного кожуха;

засыпка котлована;

восстановление земляного полотна автодороги и покрытия;

выполнение рекультивационных мероприятий.

81. Для вскрытия трубопровода разработка ремонтного котлована производится с использованием бульдозера и экскаватора. Разработка грунта экскаватором допускается на расстоянии не менее 0,2 м от боковой и от верхней стенки трубопровода (кожуха). Оставшийся грунт разрабатывается вручную без применения ударных инструментов и с принятием мер, исключающих повреждения сетей инженерно-технического обеспечения.

Допускается переработка рабочего котлована на величину не более 0,2 м.

При разработке котлована обеспечивается уклон откосов в соответствии со сводом правил "СП 86.13330.2014. Свод правил. Магистральные трубопроводы. СНиП Ш-42-80*", утвержденным приказом Госстроя России от 25 декабря 2012 г. N 107/ГС.

82. Выполнение работ демонтажа части защитного кожуха осуществляется в следующей последовательности:

приварка ребра жесткости из листовой стали к наружной поверхности кожуха для предотвращения деформации во время резки на две половины;

резка трубы прерывистыми надрезами длиной не более 250 мм с разрывом между надрезами не более 50 мм. Надрезы с одной стороны трубы располагаются в шахматном порядке с надрезами с другой ее стороны. После остывания тела трубы срезаются оставшиеся перемычки между надрезами;

продольные кромки обеих половинок трубы обрабатываются шлифовальной машинкой для снятия оставшихся после резки брызг, неровностей, выступающих острых частей и придания фаски для последующей сварки.

83. Снятие изоляции для ремонта методом шлифовки или заварки выполняется с помощью шлифовальной машинки с металлической щеткой, ручных металлических щеток и скребков на участке трубопровода длиной более 0,4 м длины дефекта. Допускается производить снятие изоляции механизированным способом, дробеструйной обработкой. Снятая изоляция складируется в специальный контейнер и удаляется из рабочей зоны.

Очистка проводится без повреждения стенки трубы, нанесения царапин, рисок, сколов основного металла или срезания сварных швов. Очистка в зоне дефекта производится ручной металлической щеткой.

84. Устранение дефекта производится методом, определенным в документации.

85. Дефектоскопия отремонтированного участка выполняется методами и в объемах, определенных в документации.

86. Восстановление изоляции выполняется в соответствии с инструкцией на применяемое изоляционное покрытие.

87. Работы по монтажу кожуха выполняются в следующей последовательности:

приварить подкладные кольца и пластины с внутренней стороны полукожухов из листовой стали толщиной 2 мм для предупреждения возможного попадания искр на действующий трубопровод при сварке половинок кожуха. Приварку подкладных пластин и колец выполнить прерывистым швом длиной до 50 мм с расстоянием между швами до 100 мм, обеспечив при этом плотное прилегание колец и пластин к внутренней части трубы в разрывах между швами;

смонтировать опорно-направляющие кольца;

подвести под трубу нижнюю половину кожуха и поднять до полного упора в опорно-направляющие кольца без нарушения существующего положения трубопровода. Положение кожуха зафиксировать установкой инвентарных опор под его концы;

смонтировать верхнюю половину кожуха на нижнюю;

выполнить сварку сначала короткими швами (50 мм), а затем на всю длину, исключая деформацию кожуха;

выполнить контроль качества сварки продольных и кольцевых стыковых швов кожуха;

срезать ребра жесткости;

зачистить трубу кожуха шлифовальной машинкой в месте приварки ребер жесткости;

нанести изоляцию на кожух;

смонтировать герметизирующие манжеты на концы кожуха;

выполнить подсыпку грунта с послойным уплотнением под трубу кожуха;

демонтировать инвентарные опоры кожуха.

88. Засыпка котлована производится в течение суток после оформления актов на скрытые работы экскаватором из временных отвалов грунта с использованием временных переездов для техники.

Засыпка изолированной трубы грунтом производится с обеспечением сохранности покрытия.

Последовательность работ при засыпке котлована:

произвести подсыпку грунта под отремонтированный трубопровод и его уплотнение вручную;

произвести присыпку трубопровода экскаватором мягким разрыхленным грунтом на высоту выше на 0,2 м от верхней образующей трубопровода (в слое присыпки допускается наличие фракций размером до 30 мм в поперечнике до 35% от объема присыпки);

засыпать котлован экскаватором;

спланировать поверхность бульдозером;

провести рекультивацию.

Перед засыпкой трубы мерзлым грунтом производится предварительная подсыпка мягким минеральным грунтом.

Котлован засыпается с запасом по высоте на величину осадки.

На участках с недостаточным заглублением трубопровода выполняется подсыпка дополнительного грунта в виде валика, обеспечивающего нормативное заглубление трубопровода.

Засыпку котлована в зимнее время выполняют непосредственно вслед за изоляционными работами. При длительных перерывах в работе слой мерзлого грунта с поверхности отвала рекомендуется удалить.

При наличии грунтового валика на участке производства работ при обратной засыпке следует предусмотреть его восстановление.

89. Технологическая последовательность производства работ при ремонте перехода с заменой дефектного участка на новый внутри старого защитного футляра состоит из следующих операций:

уточнение положения трубопровода;

снятие плодородного слоя почвы с прилегающих сторон к переходу, перемещение его во временный отвал и планировка полосы трассы в зоне движения машин и механизмов;

сооружение рабочего и приемного котлованов;

подготовка новой плети (очистка, сварка, изоляция по стыкам, контроль в базовых условиях и ее транспортировка, контроль изоляции);

остановка перекачки нефти (нефтепродукта);

отсечение участка задвижками;

опорожнение от нефти (нефтепродукта);

вырезка дефектной плети (за 24 часа до начала вырезки дефектной плети отключаются станции катодной и дренажной защиты МН (МНПП) на расстоянии не менее 10 км в обе стороны от места производства работ);

демонтаж дефектной плети;

герметизация внутренней полости трубопровода;

гидравлические испытания плети нового трубопровода на прочность и герметичность;

подготовка концов плети нового трубопровода под монтаж и сварку;

протаскивание плети нового трубопровода внутри защитного футляра;

подгонка новой плети к основному трубопроводу;

приварка нового трубопровода в приемном котловане;

вварка нового трубопровода в рабочем котловане;

нанесение защитного антикоррозионного покрытия на участках приварки;

уплотнение концов защитного футляра;

устройство уплотнений колодца отводной канавы;

гидравлические испытания плети нового трубопровода на прочность и герметичность одновременно с прилегающими участками трубопровода;

засыпка участков трубопровода, прилегающих к переходу;

рекультивация земель.

90. Технологическая последовательность производства работ при ремонте перехода с заменой дефектного участка на новый внутри эксплуатируемого защитного футляра и ремонтом старого футляра состоит из следующих операций:

уточнения положения трубопровода;

снятия плодородного слоя почвы с обеих сторон участков, прилегающих к переходу, перемещение его во временный отвал и планировка трассы в зоне движения машин и механизмов;

сооружения рабочего и приемного котлованов;

вскрытия автодорожного покрытия;

подготовки новой плети (очистка, сварка, изоляция, контроль) на бровке траншеи или в базовых условиях;

вскрытия рабочей траншеи;

остановки перекачки нефти (нефтепродукта);

отсечения участка задвижками;

вырезки дефектной плети;

демонтажа дефектной плети;

герметизации внутренней полости МН (МНПП);

ремонта защитного футляра (снятие старой изоляции, очистка), ремонт стенки трубы кожуха с применением сварки, нанесение и контроль новой изоляции;

подготовки концов плети под монтаж и сварку;

протаскивания рабочего трубопровода внутри защитного футляра;

подгонки новой плети к основному МН (МНПП);

приварки рабочего трубопровода в приемном котловане;

сварки кольцевых стыков рабочего трубопровода в котловане;

уплотнения концов защитного футляра;

устройства уплотнений колодца отводной канавы с присыпкой и подбивкой грунта;

засыпки траншеи;

восстановления участка полотна автодороги гравием с послойным уплотнением;

восстановления конструкции автомобильной дороги (покрытия, насыпи);

рекультивации плодородного слоя почвы участков с прилегающих сторон перехода.

91. Технологическая последовательность производства работ при ремонте перехода (открытым способом в той же траншее) с заменой дефектного трубопровода и защитного футляра состоит из следующих этапов:

уточнение положения трубопровода;

снятие плодородного слоя почвы с прилегающих сторон к переходу, перемещение его во временный отвал и планировка полосы трассы в зоне движения машин и механизмов;

сооружение приемного котлована;

вскрытие дорожного покрытия;

подготовка новой плети трубопровода и нового защитного футляра (очистка, сварка, изоляция) на бровке траншеи или в базовых условиях;

остановка перекачки нефти (нефтепродукта);

отсечение участка задвижками;

опорожнение от нефти (нефтепродукта);

демонтаж защитного футляра;

вырезка дефектного участка;

герметизация внутренней полости трубопровода;

подготовка концов трубопровода под монтаж и сварку;

установка и монтаж нового защитного футляра;

протаскивание (прокладка) плети нового трубопровода с помощью роликовых опорных устройств (или опорно-направляющих колец) внутри защитного футляра;

подгонка новой плети к основному трубопроводу;

приварка нового трубопровода в приемном котловане;

вварка нового трубопровода в рабочем котловане;

устройство уплотнений колодца, отводной канавы;

присыпка с подбивкой грунта защитного кожуха;

уплотнение концов защитного футляра;

засыпка траншеи;

восстановление участка полотна автомобильной дороги гравием с послойным уплотнением;

восстановление конструкции автомобильной дороги (покрытия, насыпи);

рекультивация плодородного слоя почвы с прилегающих сторон перехода.

92. Месторасположение рабочего котлована и его расстояние от подошвы насыпи земляного полотна железных дорог рекомендуется устанавливать таким образом, чтобы обеспечить безопасность движения поездов.

Размеры рабочего котлована определяются необходимостью размещения в нем машин и механизмов и выполнения работ, связанных с вытаскиванием поврежденного трубопровода из футляра и прокладкой трубопровода внутри футляра.

93. Размеры приемного котлована определяются необходимостью выполнения демонтажа поврежденного участка трубы, сдвига поврежденного участка МН (МНПП) относительно футляра при заклинивании, монтажа (приварки) плети, герметизации футляра и трубы.

94. Демонтаж поврежденного участка трубы из футляра производится тросами методом протаскивания. Количество тросов и их характеристики определяются необходимым тяговым усилием.

Если невозможно произвести демонтаж поврежденного участка МН (МНПП) из защитного футляра или значительного сдвига его вместе с футляром производят ремонт посредством сооружения нового перехода.

95. Перед вырезкой дефектного участка, во избежание создания опасной разности потенциалов между концами разрезаемого МН (МНПП), последние шунтируются перемычкой. При вырезке необходимо следить за тем, чтобы перемычка не нарушалась.

96. При ремонте переходов через автомобильные и железные дороги применяются трубы с изоляционными покрытиями, нанесенными в заводских условиях. Изоляционные работы в этом случае заключаются в нанесении покрытий в зоне сварных стыков и ремонте участков изоляции, поврежденных при погрузочно-разгрузочных, транспортных и монтажных работах.

Сварочные и изоляционные работы выполняются в соответствии с нормативной и технической документацией.

97. Испытания перехода на прочность и герметичность, а также испытания футляра проводят в соответствии с проектной документацией, техническими регламентами, а также нормативной и технической документацией.