42.5. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа
Цель педагогической деятельности: способствовать развитию слабовидящим дошкольником компенсации трудностей зрительного отражения действительности.
42.5.1. Развитие слуха и слухового восприятия.
Развитие зрительно-слухо-двигательной координации, слухового пространственного восприятия с повышением способности к ориентировочно-поисковой, информационно-познавательной, регулирующей и контролирующей основ движений, действий, деятельности. Обогащение опыта слухового восприятия с развитием дифференциации звуков по их предметно-объектной отнесенности, по психофизической характеристике - громкость, высота, по пространственной ориентации - сторона и удаленность от источника звука. Обогащение опыта восприятия звуков и шумов действительности с эмоциональным реагированием и осмысленностью их отражения и актуализацией зрительного внимания на объектах восприятия. Обогащение опыта восприятия звуков живой и неживой природы: звуки дождя, скрип снега, пение птиц, голоса животных. Развитие полимодальности предметного восприятия с актуализацией слухового восприятия.
Способствовать запоминанию и умению правильно произносить имена окружающих (ближайший социум).
42.5.2. Развитие осязания и моторики рук.
Развитие и обогащение тактильных ощущений ладоней и пальцев рук. Развитие тактильного образа восприятия с развитием предметно отнесенных ощущений на захватывание, перехватывание, вкладывание, со зрительным контролем действий, повышать умения узнавать предметы на ощупь.
статического (умение выполнять позы);
динамического со способностью к переключению с одного действия на другое, выполнения цепочки действий;
конструктивного (умений выкладывать, копировать из палочек фигуры).
Формирование представлений о кисти, пальцах, умений их дифференцировать (называть, показывать). Развитие мелкой моторики рук, мышечной силы кистей и пальцев.
Развитие действий с дидактическими игрушками с актуализацией зрительных впечатлений, с осуществлением зрительного контроля точности выполнения. Развитие умений перекладывать мелкие предметы из емкости в емкость с постепенным уменьшением диаметра отверстия.
Развитие точных, тонко координированных движений кистью и пальцами в обследовательских действиях, орудийных действиях; "обслуживающих" познавательную деятельность (перелистывание, раскладывание, перемещение на ограниченной плоскости). Повышение подвижности кисти и пальцев рук. Развитие опыта ощупывания и осязания предметов действительности с их узнаванием на основе зрительно-двигательных ощущений. Развитие орудийных тонко координированных действий на основе и под контролем зрения, востребованных в продуктивных видах деятельности.
42.5.3. Развитие основ невербальных средств общения.
Обогащение опыта восприятия и воспроизведения разных положений частей лица, их движений:
губы в улыбке, губы широко разомкнуты, губы сомкнуты; губы искривлены и их уголки оттянуты назад (радость); приоткрытый рот имеет округленную форму; нижняя губа выпячена; открыть рот широко, приоткрыть рот, выпятить нижнюю губу, сжимать губы, вытянуть губы, показать и убрать язык, шлепание губами; обычное положение щек, щеки надуты; зажмуривание; поднимание и опускание бровей.
Формирование жестовых умений: узнавать и показывать жестами приветствие, прощание, запрет, удивление.
Обогащение опыта восприятия и воспроизведения по подражанию мимики, жестов, движений и действий, востребованных в общении, совместных играх. Развитие интереса к собственным мимическим и жестовым проявлениям в условиях восприятия их зеркального отражения.
42.5.4. Развитие умений и навыков пространственной ориентировки.
Формирование практических умений пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности в Организации (помещения): освоение предметно-пространственной организации групповой, спальной, туалетной комнат, раздевалки; развитие опыта свободного передвижения в знакомых помещениях с выполнением ориентировочно-поисковой деятельности. Развитие способности к осмыслению пространственной организации помещений в Организации.
Формирование умений и навыков пространственной ориентировки на плоскости листа. Развитие умений ориентироваться в книге: способности к локализации частей (обложка, листы), умений перелистывать страницы.
Формирование навыков пространственной ориентировки на листе бумаги: умения выделять (показывать, называть) стороны, углы (вершины), центр листа разной площади, протяженности; умения класть лист перед собой; умения выкладывать на лист бумаги предметы в заданном порядке; умения воспроизводить линии со зрительной локализацией заданного места воспроизведения.
Формирование представлений о клеточном и линейном полях (листы) с развитием опыта выполнения слабовидящим ребенком графических заданий под контролем зрения (для части слабовидящих с высоким слабовидением - линейное поле).
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875