Приказ Минпросвещения России от 24.11.2022 N 1022 "Об утверждении федеральной адаптированной образовательной программы дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" (Зарегистрировано в Минюсте России 27.01.2023 N 72149)
- Приказ
- Федеральная адаптированная образовательная программа дошкольного образования для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
- I. Общие положения
- II. Целевой раздел Программы
- III. Содержательный раздел Программы
- 11. Пояснительная записка
- 12. Описание образовательной деятельности обучающихся с нарушениями слуха в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 13. Описание образовательной деятельности обучающихся с нарушением зрения в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 13.1. Младенческий и ранний возраст. Слепые обучающиеся
- 13.2. Младенческий и ранний возраст. Слабовидящие и обучающиеся с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения)
- 14. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся: коррекционно-развивающая программа для слепых обучающихся младенческого и раннего возраста "Развитие у слепого ребенка слухового восприятия"
- 14.2. Возможные трудности ребенка в развитии слухового восприятия (при сохранном физическом слухе) в период детства
- 14.3. Достижения ребенка в развитии слухового восприятия в условиях реализации программы
- 14.4. Стратегии работы с ребенком
- 14.5. Стимульные источники звука (аудио-активаторы)
- 14.6. Словарь педагогического работника
- 14.7. Содержание адаптивной компенсаторно-развивающей программы
- 15. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся: компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся младенческого и раннего возраста "Развитие тактильных ощущений у слепого ребенка"
- 15.2. Достижения ребенка
- 15.3. Стратегия работы с ребенком
- 15.5. Словарь педагогического работника
- 15.6. Содержание адаптивной компенсаторно-развивающей программы. Уровневый подход к развитию тактильной сферы слепого ребенка младенческого и раннего возраста
- 16. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся: компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся младенческого и раннего возраста "Развитие чувственной основы и социальных движений рук"
- 16.2. Стратегия работы с ребенком
- 16.3. Развитие чувственной и познавательной основы ориентировочно-поисковой деятельности, предметно-пространственной ориентировки. Освоение слепым ребенком востребованных в ориентировочной деятельности положений тела и его отдельных частей
- 16.4. Развитие чувственной основы и способов познавательной деятельности. Освоение слепым ребенком востребованных в познавательной деятельности положений тела и его отдельных частей в статических упражнениях
- 16.5. Развитие чувственной и познавательной основы предметной, предметно-бытовой и предметно-игровой деятельности
- 16.6. Развитие чувственной и познавательной основы орудийной деятельности и действий
- 16.7. Развитие чувственной и познавательной, основы коммуникативной деятельности - невербальных средств общения
- 17. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся: коррекционно-развивающая программа для слепых обучающихся младенческого и раннего возраста "Развитие двигательной сферы"
- 18. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа для слепых обучающихся: коррекционно-развивающая программа для слепых обучающихся младенческого и раннего возраста "Развитие остаточного зрения"
- 18.4. Основные этапы последовательной актуализации зрительных возможностей у ребенка с нарушениями зрения
- 18.6. Объективные показатели к освоению программы
- 18.7. Программные задачи
- 18.8. Организационное обеспечение развития остаточного зрения и глубоко нарушенных зрительных функций в детстве
- 19. Адаптивная коррекционно-развивающая программа для слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся младенческого и раннего возраста: коррекционно-развивающая программа для слабовидящих "Развитие зрительного восприятия" (уровневая)
- 19.4. Организационное обеспечение развития зрения и нарушенных зрительных функций в детстве
- 19.5. Стратегии работы с ребенком
- 19.6. Программные задачи
- 20. Абилитационная программа Организации для слепых обучающихся (реализуется службой ранней помощи)
- 20.2. Задачи реализации абилитационной программы
- 20.3. Принципы и подходы к формированию абилитационной программы соответствуют методологии и требованиям
- 20.5. Характеристика планируемых результатов
- 20.6. Содержание абилитационной программы
- 21. Абилитационная программа дошкольной образовательной организации для слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся. Абилитационная программа реализуется службой ранней помощи
- 21.5. Характеристика планируемых результатов
- 21.6. Ожидаемые результаты психолого-педагогического сопровождения специалистами слабовидящего и с пониженным зрением ребенка
- 21.7. Содержание абилитационной программы
- 21.8. Психологическое сопровождение семьи слабовидящего и с пониженным зрением ребенка (реализуется педагогом-психологом)
- 21.9. Педагогическая деятельность Организации. Педагогическое сопровождение семьи специалистами по вопросам развития и воспитания слабовидящих и с пониженным зрением обучающихся
- 22. Социально-коммуникативное развития слепых обучающихся дошкольного возраста
- 22.6. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Социально-коммуникативное развитие" с развитием у слепого ребенка на основании адаптационно-компенсаторных механизмов освоения новых социальных и предметных сред и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
- 22.7. Обеспечение слепому ребенку социально-предметной адаптации в образовательной среде Организации, накопление им знаний, полимодальных представлений и опыта практического взаимодействия с предметными объектами образовательного пространства, формирование умений и навыков их использования
- 22.8. Развитие трудовых действий и деятельности
- 22.9. Развитие личностной готовности к обучению в общеобразовательной организации
- 22.10. Виды детской деятельности
- 23. Познавательное развитие. Слепые обучающиеся
- 23.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Познавательное развитие" с развитием у слепого ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов познавательной деятельности с освоением новых социальных и предметных сред в ее компонентах: способы приема, переработки и хранения информации; аффективно-мотивационной сферы познавательной деятельности: познавательной активности и интересов, чувства нового и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
- 23.3. Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в образовательной организации
- 23.4. Виды детской деятельности в условиях непосредственно образовательной деятельности с обеспечением познавательного развития слепого обучающегося
- 23.5. Виды детской деятельности в условиях образовательной деятельности, осуществляемой в режимных моментах с актуализацией познавательного развития слепого обучающегося
- 24. Речевое развитие слепых обучающихся
- 25. Художественно-эстетическое развитие слепых обучающихся
- 25.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие"
- 25.3. Виды детской деятельности
- 26. Физическое развитие слепых обучающихся
- 27. Социально-коммуникативного развития слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся
- 28. Познавательное развитие слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся
- 28.3. Обогащение чувственного опыта с повышением способности к тонкой дифференциации зрительных ощущений, развитием осмысленности зрительного восприятия
- 28.4. Предметно-познавательное развитие, повышение перцептивно-интеллектуального и моторно-поведенческого потенциала познания
- 28.7. Развитие и обогащение познавательных чувств и эмоций
- 28.8. Развитие регуляторного компонента познавательной деятельности
- 28.9. Формирование интеллектуальной и специальной готовности к обучению в образовательной организации
- 28.10. Виды детской деятельности
- 29. Речевое развитие слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся
- 29.3. Обогащение речевого опыта. Развитие чувственно-моторной основы речевой деятельности
- 29.4. Развитие номинативной функции речи
- 29.5. Развитие коммуникативной функции речи
- 29.6. Формирование основ речевого познания
- 29.7. Развитие готовности к обучению в образовательной организации
- 29.8. Виды детской деятельности
- 30. Художественно-эстетическое развитие слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся
- 30.2. Программные коррекционно-компенсаторные задачи образовательной области "Художественно-эстетическое развитие" с развитием у слабовидящего ребенка компенсаторно-адаптивных механизмов самовыражения и самопрезентации, освоения новых социальных и предметных сред через приобщение к общечеловеческим ценностям, развитие склонности к наблюдению (восприятию) окружающего, формирование положительного отношения к миру, к себе и удовлетворением особых образовательных потребностей по направлениям педагогической деятельности
- 30.3. Формирование моторно-поведенческого и речевого потенциала слабовидящего ребенка в художественно-эстетической деятельности
- 30.4. Формирование основ организации собственной творческой деятельности
- 31. Физическое развитие слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) обучающихся
- 31.3. Повышение двигательного потенциала и мобильности
- 31.4. Поддержание психоэмоционального тонуса (бодрого состояния) ребенка с нарушениями зрения
- 31.5. Поддержание и укрепление здоровья (физического, психического и соматического)
- 31.6. Развитие физической готовности к обучению в образовательной организации
- 31.7. Виды детской деятельности
- 32. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 33. Описание образовательной деятельности обучающихся с НОДА в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 33.1. Младенческий возраст (2 - 12 месяцев)
- 33.2. Ранний возраст (1 - 3 года)
- 33.3. Дошкольный возраст
- 34. Описание образовательной деятельности обучающихся с ЗПР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 34.1. Образовательная деятельность с детьми раннего возраста с задержкой психомоторного и речевого развития
- 34.2. Образовательная деятельность с детьми второго года жизни во взаимосвязи с коррекцией недостатков в развитии
- 34.3. Образовательная деятельность с детьми третьего года жизни во взаимосвязи с коррекцией недостатков в развитии
- 34.4 Содержание образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста с ЗПР
- 35. Описание образовательной деятельности обучающихся с РАС в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 36. Описание образовательной деятельности обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 36.1. Социально-коммуникативное развитие
- 36.2. Познавательное развитие
- 36.4. Художественно-эстетическое развитие
- 37. Описание образовательной деятельности обучающихся с ТМНР в соответствии с направлениями развития ребенка, представленными в пяти образовательных областях
- 38. Взаимодействие педагогических работников с детьми
- 39. Взаимодействие педагогического коллектива с родителями (законными представителями) обучающихся
- 39.1. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушениями слуха
- 39.2. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с нарушением зрения
- 39.3. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТНР
- 39.4. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с НОДА
- 39.5. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ЗПР
- 39.6. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с РАС
- 39.7. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- 39.8. Особенности взаимодействия педагогического коллектива с семьями дошкольников с ТМНР
- 40. Программа коррекционно-развивающей работы
- 40.1. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха. Программа коррекционно-развивающей работы с глухими и со слабослышащими и позднооглохшими детьми
- 40.2. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с КИ
- 41. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушением зрения
- 41.1. Описание коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями слепых обучающихся (программа коррекционной работы тифлопедагога). Коррекция и развитие ориентировочно-поисковых действий и умений
- 41.2. Развитие сенсорных способностей
- 41.3. Развитие умений выполнять действия соотнесения: "положить на, в", "наложения", "совмещения", "раскладывания в ряд, по кругу"
- 41.4. Развитие умений, обогащение опыта выполнения действий пальцами рук с мелкими предметами: "продвижение" мелкого предмета (шарик, бусинка, пуговица), помещенного внутрь соединенной ткани (простроченной так, чтобы образовалась дорожка-лабиринт), "проталкивание", "перемещение" мелкого предмета указательным пальцем; умений пальцами (двумя, тремя, щепотью) захватывать, удерживать, пересыпать крупы, горох, фасоль
- 41.8. Развитие слухового пространственного восприятия
- 41.9. Развитие умений поиска и подбирания предметов: с развитием слухо-двигательных связей (рука или руки направляются точно в сторону звука от упавшего предмета), слухо-осязательных связей (единый двигательно-мышечный и слуховой образ предмета) и без ориентировки на звук
- 41.10. Развитие и коррекция способов познавательной деятельности, формирование сенсорно-перцептивных умений и навыков
- 41.13. Развитие способности организовывать обследовательские движения кисти и пальцев в системе координат "рука в руке", "рука на руке". Учить понимать и действовать по инструкции педагогического работника
- 41.17. Развитие образов восприятия предметов, формирование связи "целое - часть", умений их устанавливать. Формирование алгоритма осязательного обследования объемного предмета двуручным способом (координированные движения двух рук)
- 41.19. Развитие представлений, расширение знаний о внешнем облике человека (пол, возраст, занятия). Совершенствование схемы тела. Формирование представлений о мимических и пантомимических выражениях базовых эмоций, развитие умений их воспроизводить, расширение знаний о социальных ситуациях проявления их человеком. Развитие мимической подвижности лица: надувание и (или) втягивание щек, вытягивание и (или) растягивание губ, поднимание и (или) опускание бровей, гримасы. Формирование первичных представлений об акустическом облике
- 41.21. Подготовка к освоению рельефно-точечного шрифта, письму и чтению по системе Брайля
- 41.22. Развитие тактильных ощущений подушечек пальцев, повышение тактильной чувствительности к различению рельефных точек, их комбинаций. Развитие умений, обогащение опыта прослеживания рельефных линий разных форм
- 41.23. Развитие остаточного зрения. Первый уровень
- 41.24. Развитие остаточного зрения. Второй уровень
- 41.25. Развитие остаточного зрения. Третий уровень
- 41.26. Основные направления программы психокоррекции и психологического сопровождения
- 41.27. Основные направления программы речевого развития
- 42. Описание коррекционно-образовательной деятельности в соответствии с особыми образовательными потребностями слабовидящих и с пониженным зрением (амблиопией и косоглазием, функциональными расстройствами и нарушениями зрения) дошкольников
- 42.1. Коррекционно-развивающая программа "Развитие зрительного восприятия" (коррекционно-развивающая деятельность тифлопедагога)
- 42.4. Стратегии работы с ребенком
- 42.5. Адаптивная компенсаторно-развивающая программа
- 43. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТНР
- 43.2. Задачи программы
- 43.9. Специальные условия для получения образования детьми с тяжелыми нарушениями речи
- 43.10. Содержание дифференциальной диагностики речевых и неречевых функций обучающихся с тяжелыми нарушениями речи
- 43.11. Осуществление квалифицированной коррекции нарушений речеязыкового развития обучающихся с ТНР
- 44. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с НОДА
- 44.3. Развитие двигательной деятельности (общей моторики и функциональных возможностей кистей и пальцев рук)
- 44.4. Развитие навыков самообслуживания и гигиены
- 44.5. Развитие игровой деятельности
- 44.6. Формирование конструирования и изобразительной деятельности
- 44.7. Развитие всех сторон речи и коррекция речевых нарушений
- 44.8. Расширение запаса знаний и представлений об окружающем мире
- 44.9. Развитие сенсорных функций
- 44.13. Развитие пространственных представлений
- 44.14. Формирование временных представлений
- 44.15. Формирование элементарных математических представлений
- 44.16. Подготовка к школе
- 45. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ЗПР
- 45.2. Задачи
- 45.3. Структурные компоненты образовательной деятельности по профессиональной коррекции нарушений развития обучающихся с ЗПР и алгоритм ее разработки
- 45.14. Содержание образовательной деятельности по профессиональной коррекции недостатков в развитии обучающихся с ЗПР
- 46. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с РАС
- 46.1. Развитие эмоциональной сферы
- 46.2. Развитие сенсорно-перцептивной сферы
- 46.3. Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности
- 46.4. Формирование и развитие коммуникации
- 46.5. Речевое развитие
- 46.6. Профилактика формирования проблем поведения и их коррекция
- 46.7. Развитие двигательной сферы и физическое развитие
- 46.8. Формирование навыков самообслуживания и бытовых навыков
- 46.9. Формирование навыков самостоятельности
- 46.10. Начальный этап дошкольного образования обучающихся с РАС
- 46.11. Коррекция нарушений речевого развития
- 46.12. Развитие навыков альтернативной коммуникации
- 46.13. Коррекция проблем поведения
- 46.14. Коррекция и развитие эмоциональной сферы
- 46.15. Обучение навыкам самообслуживания и бытовым навыкам
- 46.16. Формирование предпосылок интеллектуальной деятельности
- 46.17. Основной этап дошкольного образования обучающихся с РАС
- 46.18. Пропедевтический этап дошкольного образования обучающихся с РАС
- 47. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- 47.1. Социально-коммуникативное развитие
- 47.4. Художественно-эстетическое развитие
- 47.5. Физическое развитие
- 48. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с ТМНР
- 49. Федеральная рабочая программа воспитания
- IV. Организационный раздел Программы
- 51. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка
- 51.4. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с НОДА с учетом необходимости реализации комплексного междисциплинарного подхода при коррекции нарушений развития у обучающихся с двигательной патологией
- 51.6. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с РАС
- 51.7. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
- 51.8. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка с ТМНР
- 52. Организация развивающей предметно-пространственной среды
- 53. Реализация Программы обеспечивается созданием в образовательной организации кадровых, финансовых, материально-технических условий
- 54. Федеральный календарный план воспитательной работы
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2023 год
- МРОТ 2024
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2024 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2024 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей