21.9. Педагогическая деятельность Организации. Педагогическое сопровождение семьи специалистами по вопросам развития и воспитания слабовидящих и с пониженным зрением обучающихся

21.9. Педагогическая деятельность Организации. Педагогическое сопровождение семьи специалистами по вопросам развития и воспитания слабовидящих и с пониженным зрением обучающихся.

21.9.1. Информационно-просветительское направление: информирование родителей (законных представителей) об особенностях развития обучающихся с нарушениями зрения, о возможных и допустимых сроках их возрастных достижений: затягивается развитие зрительного поведения, зрительно-моторной координации в системах координат "глаз - рука", "глаз - нога", освоение невербальных средств общения, развитие познавательной и двигательной активности и умений, развитие образа "Я", саморегуляции, волевых проявлений.

Ориентирование родителей (законных представителей) в информационных источниках (сайты, литературные источники) по вопросам развития и воспитания обучающихся разных возрастных групп, особых образовательных потребностях этой категории и условий их удовлетворения.

Методы: организация участия родителей (законных представителей) в педагогических семинарах, в тематических родительских собраниях в Организации, подготовка и предоставление родителям (законным представителям) информационных листов, тематические беседы-консультации родителей (законных представителей), беседы-обсуждения данных специальной литературы, совместный с родителями (законными представителями) просмотр видеоматериалов о развитии обучающихся с их последующим обсуждением, организация в социальных сетях обмена информацией.

21.9.2. Консультативно-диагностическое направление.

Информирование и консультирование родителей (законных представителей) по вопросам индивидуальных особенностей развития ребенка на основе данных, полученных специалистами путем анализа и обобщения диагностических результатов. Консультирование семьи по вопросам родительской деятельности, подходов к воспитанию ребенка с учетом его индивидуально-типологических особенностей развития.

Методы: индивидуальные консультации семьи.

Направление: практико-ориентированное консультирование семьи (по запросу семьи).

Консультирование семьи по вопросам:

роли родителей (законных представителей) в ранней социализации ребенка с нарушениями зрения: развитие привязанностей, эмоциональных связей с близкими, опыта общения с окружающими людьми;

самовоспитания родителей (законных представителей) в преодолении ими трудностей эмоционального общения с ребенком;

особых образовательных потребностей обучающихся с нарушениями зрения, педагогических условий и средств их удовлетворения;

организации предметной, предметно-пространственной среды жизнедеятельности ребенка с обеспечением ему доступности для:

а) контактно-зрительного познания предметного мира в его разнообразии, освоения действий с предметами;

б) самоорганизации, самореализации, проявлении инициативности в предметной деятельности;

в) безбоязненного, безопасного передвижения в пространстве; освоения навыков предметно-пространственной ориентировки в местах жизнедеятельности, свободного и самостоятельного передвижения в знакомом пространстве;

г) развития зрительного поведения, восприятия;

д) актуализации и обогащения слуховых, тактильных, обонятельных, проприоцептивных, зрительных ощущений и восприятий;

е) требований к бытовой среде: мебель, одежда, предметы быта, их доступность для освоения им первичных навыков социально-бытовой ориентировки;

ж) выбора игрушек для ребенка с нарушениями зрения; рекомендаций предметно-пространственной организации игровой зоны ребенка;

организации режима дня ребенка и специфика отдельных компонентов:

а) кормление ребенка, привитие навыков приема твердой пищи;

б) бодрствование, игры и занятия;

в) проведение прогулок;

г) семейный досуг;

д) особенностей физического развития:

е) физическое здоровье и физическое развитие;

ж) охрана и поддержание здоровья и органов чувств (органы слуха, осязания, обоняния, вкуса, зрения), тактильных ощущений;

з) охрана и развитие зрения;

и) повышение двигательной активности, развитие мобильности;

к) освоение ребенком способов передвижения: ползание, ходьба;

л) развитие осанки, моторики рук;

м) подвижные игры для слабовидящих обучающихся;

особенностей речевого развития:

а) необходимые условия доречевого и речевого развития;

б) речедвигательные умения ребенка и как их развивать;

в) речевой слух ребенка;

г) чувственная основа речи ребенка;

д) речевая среда ребенка: требования к речи педагогического работника, социума;

е) словарь ребенка и педагогические условия и средства его обогащения;

ж) условия развития потребности в вербальном общении с окружающими, потребности слушать речь окружающих;

з) речевая активность ребенка и как ее поддерживать;

и) книги для слабовидящих обучающихся и развитие речи ребенка;

обеспечения познавательного развития ребенка: организация познавательной деятельности ребенка с нарушениями зрения, развитие им познавательных интересов:

а) зрительное восприятие как познавательная деятельность ребенка;

б) роль слуха и слухового восприятия для познания действительности;

в) познание действительности с опорой на осязание;

г) роль педагогического работника в познавательном развитии ребенка;

требования к речи педагогического работника как условие и средство освоения ребенком знаний и первичных представлений об устройстве мира, жизненных проявлений человека (ближайший социум), объектно-предметного наполнения окружающей действительности;

д) роль книги в познавательном развитии ребенка и требования к их графике;

обеспечение социально-предметного развития:

условия и средства знакомства ребенка с предметами окружающей действительности;

формирование предметных представлений (единичных и общих) у слабовидящего и с пониженным зрением ребенка;

педагогические подходы и приемы к расширению знаний об окружающем мире;

музыка в жизни ребенка с нарушениями зрения.

Методы: тематические консультации, тематические информационные листы, моделирование педагогических ситуаций, просмотр видеоматериалов с обсуждением.

21.9.3. Интерактивное дидактико-ориентированное направление.

Помощь и поддержка родителей (законных представителей) в освоении умений практического взаимодействия с ребенком с нарушениями зрения. В сфере практического взаимодействия со слабовидящим и с пониженным зрением ребенком педагогическому работнику следует придерживаться позиций:

1. Нарушения зрения затрудняют, осложняют самостоятельное овладение и выполнение практических действий разных видов деятельности (бытовой, игровой, учебной).

2. Детям с нарушениями зрения часто требуется разумная, своевременная практическая помощь окружающих.

3. Во взаимодействии приоритетным должно быть накопление у ребенка опыта самостоятельности и инициативности в том, чем владеет и чем хочет овладеть.

Педагогическим работникам следует знать:

приемы обучения ребенка движениям и действиям:

прием прямого обучения - "мои руки учат руки ребенка",

прием опосредованного обучения - "мои руки направляют движения рук ребенка, но действует он сам";

двуручный способ обследования предмета с ориентацией в его структуре;

требования к организации "рабочей зоны" предметной деятельности (игровой, бытовой, познавательной), орудийных действий с обеспечением ее стабильности.

Требования к педагогическому работнику:

рефлексия и поведение (поведенческие реакции) педагогического работника в общении с ребенком с обеспечением "субъект-субъектной" модели;

освоение педагогическим работником (ближайший социум ребенка) с нормальным зрением определенного опыта зрительного восприятия окружающего в условиях моделирования (специальные очки) зрительных нарушений, соотносимых со зрительными возможностями ребенка;

практическое освоение родителями (законными представителями) умений стимуляции и развития у ребенка зрительного восприятия;

в условиях взаимодействия педагогического работника и родителей (законных представителей) путем практического проигрывания (моделирование ситуации или реальная ситуация) родители (законные представители) осваивают игры с ребенком с осознанием их разной направленности для развития и укрепления эмоциональной близости.

21.9.3.1. Игры, способствующие развитию чувства взаимного доверия.

Родители (законные представители), осваивая игры этой направленности, осознают свою особую роль в поддержании эмоционального благополучия слабовидящего и с пониженным зрением ребенка, как правило, испытывающего чувства страха в условиях изменения привычных форм жизни. Эмоциональное благополучие ребенка (законные представители) должно быть связано с ощущением им защищенности и чувства близости и доверия к педагогическому работнику в ситуациях подобного рода.

21.9.3.2. Игры, привносящие в общение новизну и остроту ощущений.

Родители (законные представители), играми данной направленности, способствуют развитию у ребенка чувства нового, восприятию и положительному принятию новых, неожиданных, более сложных и насыщенных впечатлений извне.

21.9.3.3. Игры, ориентированные на развитие объединенного внимания ребенка и родителя.

Игры этой направленности помогают участникам осваивать опыт совместного сосредоточения на объектах окружения, совместного наблюдения, который, в свою очередь, подготавливает основу для актуализации у ребенка потребности в партнерстве познания предметов действительности.

21.9.3.4. Игры, стимулирующие речевое развитие ребенка.

Игры этой направленности обеспечивают своевременное развитие компенсаторных механизмов, связанных с речевым развитием ребенка.

21.9.3.5. Игры, стимулирующие и побуждающие ребенка к подражанию.

В ходе этих игр ребенок осваивает опыт активных и разнообразных действий руками. Учится подражанию.

21.9.3.6. Игры, активизирующие слух, обогащающие слуховые впечатления, способствующие развитию у слабовидящего ребенка слуходвигательной координации.

21.9.3.7. Игры на обогащения тактильных ощущений.

21.9.4. Психолого-педагогическое сопровождение слабовидящего и с пониженным зрением ребенка:

1. Психокоррекционное сопровождение. Направленность деятельности психолога-педагога:

коррекция поведенческих реакций слабовидящего и с пониженным зрением ребенка с аутичными чертами с развитием возрастных коммуникативных функций, произвольной организации, преодоление ребенком преобладания стереотипной аутостимуляционной активности над реально адаптивной;

коррекция базовых психических функций, развитие которых осложнено поражением ЦНС (сочетанность нарушений).

2. Компенсаторно-развивающее сопровождение учителем-логопедом (тифлопедагогом) слабовидящего и с пониженным зрением обучающегося.

Компенсаторно-адаптивные программы разрабатываются с учетом результатов тифлопедагогической диагностики ребенка. Организация реализует коррекционно-развивающую программу "Развитие зрительного восприятия" и частично компенсаторно-адаптивные программы.

Рекомендации родителям (законным представителям):

в течение дня следует разговаривать с ребенком о его ощущениях, которые вызывают цветовые стимулы, различные звуки и шумы, называть и описывать различные предметы, с которыми он соприкасается или действует, которые видит, слышит;

познакомиться с основным содержанием коррекционно-развивающей программы;

в занятиях с ребенком использовать игры, игровые задания, проводить занятия, аналогичные наблюдаемым занятиям специалиста по развитию зрения и зрительного восприятия;

важно создать предметную среду, стимулирующую зрение ребенка и повышающую его познавательную, ориентировочную, предметную деятельность на основе и под контролем зрения.