40.1. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха. Программа коррекционно-развивающей работы с глухими и со слабослышащими и позднооглохшими детьми
40.1. Программа коррекционно-развивающей работы с детьми с нарушениями слуха. Программа коррекционно-развивающей работы с глухими и со слабослышащими и позднооглохшими детьми.
Система коррекционно-развивающей работы с глухими, со слабослышащими и позднооглохшими дошкольниками предполагает тесную взаимосвязь в решении развивающих, образовательных и коррекционных задач. Содержание коррекционно-педагогической работы в целом позволяет обеспечить разностороннее развитие дошкольников с нарушениями слуха: социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое, физическое.
40.1.1. Программа коррекционно-развивающей работы обеспечивает:
1. Выявление особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных недостатками в их психофизическом и речевом развитии;
2. Осуществление индивидуально-ориентированной психолого-педагогической помощи глухим, слабослышащим и позднооглохшим детям с учетом их психофизического, речевого развития, индивидуальных возможностей и в соответствии с рекомендациями ПМПК;
3. Возможность освоения глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми адаптированной основной образовательной программы дошкольного образования.
40.1.2. Задачи программы коррекционно-развивающей работы:
1. Определение особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, обусловленных степенью выраженности нарушения;
2. Коррекция нарушений слуха и речи на основе координации педагогических, психологических средств воздействия;
3. Оказание родителям (законным представителям) обучающихся консультативной и методической помощи по особенностям развития глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся и направлениям коррекционного воздействия.
40.1.3. Программа коррекционно-развивающей работы предусматривает:
1. Проведение индивидуальной, групповой и подгрупповой коррекционной работы, обеспечивающей удовлетворение особых образовательных потребностей слабослышащих и позднооглохших обучающихся;
2. Обеспечение коррекционной направленности при реализации содержания образовательных областей и воспитательных мероприятий;
3. Психолого-педагогическое сопровождение семьи (законных представителей) с целью ее активного включения в коррекционно-развивающую работу с детьми; организацию партнерских отношений с родителями (законным представителям).
Программа коррекционно-развивающей работы строится с учетом особых образовательных потребностей глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся, заключений ПМПК.
40.1.4. Общий объем программы коррекционно-развивающей работы с глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми, которая может быть реализована:
1. В группах компенсирующей направленности (рекомендуется комплектовать группу компенсирующей направленности отдельно для глухих и для слабослышащих обучающихся). При их совместном обучении в первую очередь проигрывают дошкольники с тугоухостью (не говоря уже о позднооглохших детях, сохранивших после потери слуха речь). Они оказываются в крайне неблагоприятной речевой среде, что, естественно, влияет на реализацию их потенциальных возможностей. И глухой ребенок среди слабослышащих обучающихся также проигрывает, так как для него часть занятий оказываются малоэффективными (например, фронтальные занятия по развитию слухового восприятия и обучению произношению). Вместе с тем часть глухих обучающихся, как правило, благодаря ранней (с первых месяцев жизни) аудио-лого-педагогической коррекции нарушенной слуховой функции, по уровню общего и слухоречевого развития могут быть близки к слабослышащим детям и значительно превосходить возможности типичных дошкольников с глухотой. Так, двух-трехлетний глухой ребенок может уже понимать достаточно много слов и простых фраз и использовать их в общении. Ребенок 4 - 5 лет может владеть короткой простой фразой (хотя и с аграмматизмами), самостоятельно использовать речь в общении, умеет читать и писать печатными буквами. Для таких обучающихся эффективно обучение среди обучающихся с частичным нарушением слуха.
2. На фронтальных и индивидуальных занятиях сурдопедагога, педагога-психолога, других специалистов с детьми с нарушенным слухом в группах комбинированной направленности.
3. На индивидуальных занятиях с сурдопедагогом, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками в группах общеразвивающей и оздоровительной направленности.
4. Рассчитывается в соответствии с возрастом обучающихся, основными направлениями их развития, спецификой дошкольного образования и включает время, отведенное на образовательную деятельность, осуществляемую в процессе организации различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, продуктивной, музыкально-художественной) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии обучающихся, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность обучающихся; взаимодействие с семьями глухих обучающихся.
40.1.5. Структура программы коррекционно-развивающей работы с глухими, со слабослышащими и позднооглохшими детьми включает в себя последовательность следующих этапов:
1. Анализ диагностической информации о ребенке и проведение комплексного психолого-педагогического обследования.
2. Прогнозирование и разработка содержания коррекционно-развивающей работы с детьми.
3. Качественный характер реализации коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов.
4. Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы со слабослышащим или позднооглохшим ребенком.
5. Сбор и анализ диагностической информации о ребенке и оценка его реабилитационного потенциала в ходе комплексного психолого-педагогического обследования включает выявление следующих показателей:
а) физическое состояние и развитие ребенка:
динамика физического развития (анамнез);
особенности развития двигательной сферы, нарушения общей моторики (общая напряженность или вялость, неточность движений, параличи, парезы, наличие их остаточных явлений);
координация движений (особенности походки, жестикуляции, затруднения при необходимости удержать равновесие, трудности регуляции темпа движений, наличие гиперкинезов, синкинезий, навязчивых движений);
особенности работоспособности (утомляемость, истощаемость, рассеянность, пресыщаемость, усидчивость);
б) особенности и уровень развития познавательной сферы:
особенности восприятия величины, формы, цвета, времени, пространственного расположения предметов;
особенности внимания: объем и устойчивость, концентрация, способность к распределению и переключению внимания с одного вида деятельности на другой, степень развития произвольного внимания;
особенности памяти: объем, возможность долговременного запоминания, умение использовать приемы запоминания, индивидуальные особенности памяти, преобладающий вид памяти;
познавательные интересы, любознательность;
в) особенности речевого развития:
характеристика слуховой функции и произношения;
самостоятельная речь (устная и письменная);
объем словарного запаса (активного и пассивного);
особенности грамматического строя;
реакция на замечания, оценку деятельности; отношение к неудачам; отношение к похвале и порицанию;
способность осуществлять контроль за собственной деятельностью по наглядному образцу, словесной инструкции, алгоритму; особенности самоконтроля;
умение планировать свою деятельность;
д) особенности эмоционально-личностной сферы:
глубина и устойчивость эмоций;
способность к волевому усилию;
наличие аффективных вспышек, склонность к отказным реакциям;
отношение к самому себе (недостатки, возможности);
отношения с окружающими (положение в коллективе, самостоятельность, взаимоотношения с детьми и взрослыми).
6. Результаты психолого-педагогического обследования:
выявление осознания ребенком себя как личности, имеющей свои особые потребности и особенности;
специфические проблемы социальной адаптации ребенка;
формирование знаний, навыков и психологической готовности ребенка расширить контакты с людьми и обществом, преодолевая страх перед новыми людьми, незнакомым пространством.
7. По итогам диагностического обследования делается вывод о сформированности компонентов познавательной сферы, происходит выявление актуальных знаний, определение зоны ближайшего развития. По окончании диагностического периода анализируется успешность и проблемы развития ребенка, необходимые педагогические и психологические подходы и методы воздействия, планируется дальнейшая работа с ребенком.
8. Итогом проведенной диагностики выступает формирование комплексного заключения на глухого, слабослышащего или позднооглохшего ребенка раннего или дошкольного возраста, в структуру которого входят:
1) выявление первичного нарушения, его обусловленности, оценка деятельностных функций ребенка;
2) оценка состояния развития ребенка в целом с учетом развития отдельных функций и отнесение к определенному варианту развития;
3) определение потенциальных возможностей ребенка, прогноз развития и программирование путей коррекционно-развивающей работы в условиях Организации и семьи, выработка алгоритмов действий для специалистов.
9. На основании результатов диагностического обследования на этапе прогнозирования и разработки содержания коррекционно-развивающей работы с глухими, со слабослышащими и позднооглохшими детьми ППк дошкольной образовательной организации определяет и разрабатывает:
1) цели коррекционной работы с глухим, со слабослышащим или позднооглохшим ребенком, описание механизмов, с указанием сроков реализации данной коррекционной программы.
2) рекомендации оптимальных для развития ребенка коррекционных программ или методик, методов и приемов обучения в соответствии с его особыми образовательными потребностями;
3) рекомендации по проведению специалистами индивидуальных и групповых коррекционно-развивающих занятий, необходимых для преодоления нарушений развития и трудностей обучения ребенка.
10. Коррекционно-развивающая работа организуется в рамках ведущей деятельности. Поэтому при коррекционно-педагогических мероприятиях стимулируется ведущий для данного возраста вид деятельности: в младенческом возрасте - эмоциональное общение с педагогическим работником; в раннем дошкольном возрасте - предметная деятельность; в дошкольном возрасте - игровая деятельность.
11. Необходимо гибкое сочетание различных видов и форм коррекционно-педагогической работы (индивидуальных, подгрупповых и фронтальных).
12. Основными направлениями коррекционно-педагогической работы с глухими и со слабослышащими детьми младенческого и раннего возрасте являются:
формирование предметной деятельности (использование предметов по их функциональному назначению), способности произвольно включаться в деятельность;
формирование наглядно-действенного мышления, произвольного, устойчивого внимания;
формирование общения с окружающими (в том числе формирование всех форм неречевой коммуникации - мимики, жеста и интонации);
развитие знаний и представлений об окружающем мире;
стимуляция сенсорной активности (зрительного, слухового, кинестетического восприятия);
развитие зрительно-моторной координации;
развитие навыков опрятности и самообслуживания.
13. Основными направлениями коррекционной работы с глухими и со слабослышащими детьми дошкольного возраста являются:
развитие речи и коррекция речевых нарушений;
развитие слухового восприятия и обучение произношению;
14. Для глухих дошкольников деятельность по развитию слухового восприятия связана с обучением различению при конкретном наглядном выборе и опознаванию на слух речевого материала. Опознавание на слух предполагает узнавание и воспроизведение ребенком знакомого по звучанию речевого материала, который предъявляется без какого-либо наглядного подкрепления.
15. В ходе работы по развитию слухового восприятия слабослышащие обучающиеся учатся распознавать на слух новый материал (слова, словосочетания, фразы, тексты). Этот речевой материал может быть для слабослышащих дошкольников как хорошо знакомым по значению, так и включать малознакомые и незнакомые слова, фразы, тексты, которые не использовались в процессе обучения. Распознавание на слух, как и опознавание, осуществляется вне ситуации наглядного выбора.
16. Система коррекционно-развивающих и восстановительно-реабилитационных мероприятий, требующих участия в их реализации семьи, необходимых специалистов, может быть реализована по следующему плану:
1) Консультация семьи, проведение индивидуальной диагностики уровня развития ребенка с нарушенным слухом специалистами ППк.
2) Составление рекомендаций по дальнейшему сопровождению глухого, слабослышащего ребенка в Организации, воспитанию в условиях семьи.
3) Создание специальных условий для получения дошкольного образования глухими, слабослышащими и позднооглохшими детьми, составление планов коррекционной помощи и развития.
4) Реализация программ коррекционно-развивающей работы с глухим, со слабослышащим или позднооглохшим ребенком (коррекционно-развивающие программы "Развитие речи", "Развитие слухового восприятия и обучение произношению").
5) Контроль эффективности реабилитационной стратегии, проводимый ППк на основе повторного обследования глухого, слабослышащего или позднооглохшего ребенка.
6) Изменение стратегии реабилитации и коррекционно-развивающей работы либо направление семьи на дополнительную консультацию.
17. Мониторинг качества оказанных воздействий и оценка эффективности коррекционно-развивающей работы предусматривают ведение специалистами дошкольной образовательной организации "карты развития ребенка", которая включает:
данные о медико-социальном благополучии;
динамику развития психических процессов на весь период обучения;
индивидуально-психологические особенности личности ребенка;
динамику физического состояния и развития ребенка;
периодичность представления результатов анализа, ситуации развития на ППк;
рекомендации ППк в адрес родителей (законных представителей) глухого, слабослышащего или позднооглохшего ребенка, конкретных специалистов, педагогических работников и других.
18. Эффект коррекционного воздействия на глухих, слабослышащих и позднооглохших обучающихся определяется:
своевременностью (с момента выявления характера снижения слуха);
качественным слухопротезированием;
использованием различной качественной звукоусиливающей аппаратуры (при отсутствии медицинских противопоказаний);
- Гражданский кодекс (ГК РФ)
- Жилищный кодекс (ЖК РФ)
- Налоговый кодекс (НК РФ)
- Трудовой кодекс (ТК РФ)
- Уголовный кодекс (УК РФ)
- Бюджетный кодекс (БК РФ)
- Арбитражный процессуальный кодекс
- Конституция РФ
- Земельный кодекс (ЗК РФ)
- Лесной кодекс (ЛК РФ)
- Семейный кодекс (СК РФ)
- Уголовно-исполнительный кодекс
- Уголовно-процессуальный кодекс
- Производственный календарь на 2025 год
- МРОТ 2025
- ФЗ «О банкротстве»
- О защите прав потребителей (ЗОЗПП)
- Об исполнительном производстве
- О персональных данных
- О налогах на имущество физических лиц
- О средствах массовой информации
- Производственный календарь на 2026 год
- Федеральный закон "О полиции" N 3-ФЗ
- Расходы организации ПБУ 10/99
- Минимальный размер оплаты труда (МРОТ)
- Календарь бухгалтера на 2025 год
- Частичная мобилизация: обзор новостей
- Постановление Правительства РФ N 1875