Паспорт программы

Наименование программы

Психокоррекционная программа для психологов, работающих в образовательных организациях высшего образования, направленная на устранение последствий буллинга, профилактику травли среди обучающихся и развитие навыков конструктивного взаимодействия в различных социальных группах

Основополагающие документы

"Конвенция о правах ребенка", одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20 ноября 1989 г.

Конституция Российской Федерации;

Семейный кодекс Российской Федерации;

Указ Президента Российской Федерации от 6 марта 1997 г. N 188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера";

Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации";

Федеральный закон от 31 июля 2020 г. N 304-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "Об образовании в Российской Федерации" по вопросам воспитания обучающихся;

Федеральный закон от 30 декабря 2020 г. N 489-ФЗ "О молодежной политике в Российской Федерации";

Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации";

Приказ Минтруда России от 24 июля 2015 г. N 514-Н "Об утверждении профессионального стандарта "Педагог-психолог (психолог в сфере образования)";

Этический кодекс психолога Российского Психологического сообщества.

Основные разработчики программы

Руководитель сектора психологического консультирования работников Академии Центра психологической поддержки ФГБОУ ВО "СГЮА" Долгова М.Д.

Цель программы

Повышение толерантности, уровня эмпатийных способностей, профилактика конфликтов в межличностных отношениях обучающихся.

Задачи программы

Оптимизация межличностных и межгрупповых отношений в студенческой среде;

Правовое воспитание обучающихся;

Улучшение отношений между студентами профессорско-преподавательским составом. Формирование навыков конструктивного реагирования в конфликте и оценки социальной ситуации, принятия ответственности за поведение в ней;

Снижение агрессивных и враждебных реакций, психотравмирующих и социально опасных ситуаций; Подготовка к успешной профессиональной деятельности.

Ожидаемые результаты

Профилактические мероприятия позволят создать в образовательной организации безопасное психологическое пространство.

Сформируются устойчивые доброжелательные отношения в группе.

Выработается навык конструктивного реагирования в конфликте, агрессия, изменяются представления о самом себе.

Повысится позитивное социальное самочувствие.

Сформировано осознание обучающимися своих личностных качеств, жизненной позиции без применения насилия.

Уменьшится количество случаев жестокого поведения в студенческом сообществе.

Критерии механизма оценки результатов

Снижается количество актов социальной активности обучающихся асоциального характера;

Уровень сформированности социальных компетенций обучающихся возрастает;

Возрастает количество актов совместной социальной активности обучающихся;

Уровень социализации и адаптации повышается.

Сроки и этапы реализации программы

Программа рассчитана на учебный год.

Направления деятельности

Диагностическое: сбор и анализ информации о студентах, наблюдение за поведением студентов, психологическое тестирование.

Информационно-просветительское:

информирование студентов о последствиях агрессивного поведения, об уголовной и административной ответственности;

информирование родителей об особенностях юношеского возраста, методах воспитания;

информирование профессорско-преподавательского состава об особенностях обучающихся, эффективных приемах взаимодействия, возможных отклонений поведении.

Профилактическое:

приучение студентов к полезному досугу и здоровому образу жизни;

гармонизация психологического климата среди обучающихся образовательного процесса, развитие эмпатии.

Коррекционно-развивающая работа: развитие и совершенствование у обучающихся навыков саморегуляции, самоконтроля; обучение конструктивным действиям в конфликтных ситуациях; развитие коммуникативных навыков (эффективная коммуникация), помощь в определении и постановке жизненных целей.

Консультативная работа со студентами, родителями (законными представителями), профессорско-преподавательским составом.

Исполнители программы

Психологическая служба ООВО, профессорско-преподавательский состав, кураторы учебных групп, тьюторы.

Контроль за исполнением программы

УСВР, Психологическая служба ООВО.