Упражнение 1. "Три имени"

Цель: знакомство, начало процесса самопознания.

Инструкция: каждый участник должен назвать три варианта своего имени (как называют вас друзья, родственники, знакомые).

Каждый участник должен назвать три варианта своего имени (например, как называют вас в семье, как называют близкие друзья, как бы вы хотели, чтобы вас называли сегодня на мероприятии - придумать тренинговое имя). После этого каждый член группы представляется, используя эти имена и описывая ту сторону своего характера, которая соответствует этому имени, а может, послужила причиной возникновения этого имени.

Обсуждение: какие трудности возникли при выполнении этого упражнения?

Приемы, которые рекомендуется использовать на начальном этапе общения:

"зрительный контакт" (позволяет установить невербальный контакт, показать вашу заинтересованность в общении, вызвать расположение к себе со стороны собеседника);

"имя собственное" (обращайтесь к собеседнику по имени или имени и отчеству - так, как он представился: этот прием показывает внимание к партнеру как к личности, вызывает положительные эмоции, но помните, что важно использовать прием постоянно, а не от случая к случаю);

прием "зацепки" (кратко изложите ситуацию или проблему, увязав ее с содержанием беседы; используйте необычный вопрос, личное впечатление, анекдотический случай и т.д.);

"прямой подход" (сразу переходите к делу - этот прием подходит для кратковременных контактов, позволяющих решить проблему "на месте", не требующую длительного обсуждения, или не очень важную);

метод снятия напряжения (шутка);

избегайте "самоубийственного дебюта": проявления неуверенности, торопливости, пренебрежения, агрессивности.

"зеркало отношения" (помните об улыбке и выражении лица, располагающем к общению, но при этом избегайте "маски" на лице);

"терпеливый слушатель" (терпеливо выслушивайте собеседника; если нет такой возможности, вежливо завершите общение; поощряйте собеседника говорить о нем самом и о том, что интересно именно ему);

признание значимости (значительности) собеседника: (дайте понять собеседнику, что его слова важны для вас);

акцентирование общности вашего положения и положения собеседника ("мы в одной лодке");

говорите на одном языке с партнером (например, без использования профессионального сленга);

используйте знаки внимания: комплимент - знак внимания, выраженный в вербальной форме (словесно). Комплимент должен быть кратким, содержать одну-две мысли, без поучений. Функции комплимента: расположить партнера к себе, вызвать положительные эмоции, внушить уверенность, снять "зажим";

похвала (позитивная оценка действий или слов собеседника);

поддержка (знак внимания, сделанный в вербальной форме и оказанный человеку в ситуации, когда он объективно неуспешен).

Обсуждение: психолог уточняет, какие из этих приемов при установлении первичного контакта участники используют интуитивно. Какие приемы кажутся им сложными или невыполнимыми.