IV. Определение потенциала формирования буллинга и диагностика его этапов и последствий

IV. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПОТЕНЦИАЛА ФОРМИРОВАНИЯ БУЛЛИНГА

И ДИАГНОСТИКА ЕГО ЭТАПОВ И ПОСЛЕДСТВИЙ

Важнейшей формой работы образовательной организации, направленной на профилактику травли и противодействие ее ситуациям, является психологическая диагностика, которая позволяет своевременно определить риски и потенциал формирования и развития буллинга, особенности буллинга и его последствия, являющиеся наиболее значимыми для организации профилактической, превентивной и реабилитационной работы.

Руководствуясь пониманием буллинга как процесса травли, в котором находится обучающийся, представляется возможным условно выделить этапы становления и развития буллинга. Для этого необходимо конкретизировать понятие буллинга, что позволит зафиксировать условия ситуации непосредственной травли. На основе четкого представления о том, что будет пониматься как непосредственный буллинг, становится возможным сформулировать границы этапов становления ситуации травли.

Итак, буллинг понимается как намеренная, постоянная травля, при которой явно прослеживается неравенство сил жертвы и агрессора. Такая травля может заключаться в угрозах, насмешках, клевете, изоляции, дискредитации, физическом воздействии, порче имущества и других формах психологической и физической агрессии. Следовательно, мы можем говорить, что основным этапом в контексте диагностики буллинга является активная ситуация непосредственной травли, сопряженная с различными формами насилия.

Понятно, что в норме она не возникает внезапно, ей предшествуют определенные социально-психологические процессы, отражающиеся на характере групповой динамики. Это позволяет выделить этап потенциального буллинга, который будет предполагать определенным образом складывающиеся социально-психологические отношения, специфическую ролевую и функциональную структуру группы. Такие социально-психологические параметры сами по себе не являются ситуацией активной травли, но создают благоприятные условия для ее возникновения. Однако определенным образом складывающаяся групповая динамика хотя и создает благоприятные условия для возникновения ситуации буллинга, но не обязательно развивает конфликтный потенциал группы.

Чтобы это произошло, необходимо возникновение дисфункционального взаимодействия между субъектами групповых процессов на основе агрессии, критики, ситуативных конфликтов. Соединяясь с определенными социально-психологическими характеристиками группы, дисфункциональное взаимодействие между участниками группы или членом группы и группой образует ситуацию предтравли, которая характеризуется специфическим характером взаимоотношений в группе и возникновением ситуативных конфликтов активного и агрессивного характера.

В случае, если такая практика внутригруппового взаимодействия закрепляется, отдельные ситуативные конфликты обретают постоянную и однородную субъектность и складываются в систему взаимодействия, образуется социально-коммуникативная структура, включающая в себя роль аутсайдера. Вместе с тем насилие начинает быть привычной и регулярной формой внутригруппового взаимодействия, социальные роли в группе становятся более устойчивыми, отношение к конкретным членам группы и представления о них развиваются в сторону радикальности и однозначности. Комплекс этих элементов указывает на формирование ситуации активной травли. Сама ситуация активной травли также предполагает определенный динамизм, но для организации психологической диагностики и определения потенциала буллинга он не представляет большого интереса, поскольку сам факт выявления буллинга требует незамедлительной психолого-педагогической интервенции для профилактики усугубления ситуации и снижения ее разрушительных последствий.

Таким образом, с учетом задач диагностики имеет смысл выделить три основных этапа становления и развития буллинга, отличающихся по содержанию и, соответственно, требующих использования различных диагностических критериев и инструментов:

00000005.png

Рассмотрим каждый из этапов подробнее.

Этап потенциального буллинга, как ранее было замечено, представляет собой специфические социально-психологические отношения, складывающиеся в группе, ролевую и функциональную структуру группы, имеющую определенные особенности. Подробнее остановимся на характере таких отношений и особенностях структуры.

Первым признаком ситуации потенциального буллинга является низкий социальный статус отдельных представителей группы (изолированные, отверженные, дискриминируемые), который уменьшает потенциал их социальной поддержки, исключает из процесса групповой динамики, препятствует обретению социальной идентичности в группе. Такие представители воспринимаются группой в позиции "они не мы", исходя из базовой для группы позиции "мы - они". Ролевую структуру группы можно исследовать способом классической социометрии, предложенным Я. Морено. Кроме того, для изучения указанного параметра можно использовать методы референтометрии, методические приемы определения неформальной интрагрупповой структуры власти или провести анализ в интегративном подходе, объединяющем основные параметры и представления различных методик <1>.

--------------------------------

<1> См: Кондратьев М.Ю. Методический алгоритм определения интегрального внутригруппового статуса члена контактного сообщества//Социальная психология и общество. 2014. Т. 5. N 3. С. 125 - 141.

Второй признак - это психологический климат как качественный параметр групповой динамики. Психологический климат предполагает комплекс психологических условий, формирующихся в процессе межличностных отношений. Такие условия могут как способствовать, так и препятствовать продуктивной совместной деятельности и всестороннему развитию личности в группе. В общем смысле можно говорить о том, что психологический климат определяет степень комфортности пребывания каждого отдельного субъекта группового взаимодействия в составе группы и его удовлетворенность группой. Неблагоприятный психологический климат в группе приводит к образованию ситуации дискомфортного взаимодействия, что в свою очередь является причиной роста напряжения, пессимизма, негативного отношения и недоверия. В такой ситуации весьма вероятны изменения в социально-коммуникативной структуре группы, вследствие которых возникает конфликтность и агрессия. Микроклимат в группе можно изучать при помощи методики оценки психологической атмосферы в коллективе по А.Ф. Фидлеру. Применительно к учебной группе для этих целей можно использовать методику оценки микроклимата студенческой группы В.М. Завьяловой <1>.

--------------------------------

<1> См.: Фетискин Н.П., Козлов В.В., Мануйлов Г.М. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2002. С. 190 - 191.

Третий признак - уровень развития группы, который характеризует ее социально-психологическую зрелость. Низкий уровень развития группы (незрелые, диффузные группы, ассоциации) говорит о незаинтересованности отдельных ее представителей в групповом взаимодействии. Включения в процесс групповой работы всех участников группы не происходит. В такой группе отдельные ее представители не могут рассчитывать на поддержку группы, а само взаимодействие вызывает напряженность, что может рассматриваться как предиктор конфликтности. Для исследования уровня групповой сплоченности можно использовать методику интегральной самооценки уровня развития группы как коллектива Л.Г. Почебут <2>.

--------------------------------

<2> См.: Интегральная самооценка уровня развития группы как коллектива//Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Ин-т психотерапии и клинической психологии, 2018. С. 281 - 284.

Таким образом, диагностика потенциального буллинга представляет собой изучение состояния социально-психологических отношений и специфики ролевой и функциональной структуры группы по следующим признакам: функционально-ролевая структура, психологический климат, уровень развития группы. Группа, потенциально склонная к развитию ситуации травли, имеет в своей функционально-ролевой структуре представителей с низким социальным статусом, социально-психологические отношения характеризуются в ней неблагоприятным психологическим климатом. Сама группа находится на ранних стадиях развития и является психологически незрелой, социально слабо организованной.

Этап предбуллинга в первую очередь характеризуется появлением конфликтности, агрессии в системе внутригрупповых взаимоотношений. Этот процесс сопряжен с легитимацией активного агрессивного давления и прямых конфликтов как приемлемых форм внутригрупповых отношений. На этом этапе внутри группы возникают конфликты в различных формах (межличностные, между личностью и группой, между подгруппами и др.). Определим основные признаки данного этапа.

Первый признак - это ориентация группы на соперничество, подкрепляемая низким уровнем эмпатии. Ориентация группы на сотрудничество, подкрепленная достаточным уровнем эмпатии, как другой полюс коллективных установок, направляет взаимодействие группы в конструктивное русло. При подобной ориентации группа стремится к достижению общего результата, представляющего значимость для каждого участника процесса, на основе взаимовыгодного и равноправного партнерства. Ориентация же на соперничество предполагает, что члены группы пытаются получить личностно значимый результат, игнорируя интересы других представителей группы или эксплуатируя их. Такая ориентация конфликтна по своему характеру, поскольку предполагает столкновение интересов. На основе ориентации на соперничество формируется и ситуация буллинга, поскольку ориентация на соперничество предполагает как норму достижение собственных целей в ущерб другим участникам группы, что является основной общей мотивацией агрессоров в буллинге (самоутверждение за счет слабости жертвы). Ориентации группы и уровень групповой эмпатии представляется возможным определить при помощи методики самооценки эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии в модификации Н.П. Фетискина <1>.

--------------------------------

<1> См.: Самооценка эмоционально-мотивационных ориентаций в межгрупповом взаимодействии (модифицированный вариант Н.П. Фетискина)//Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп. 2-е изд., доп. и перераб. М.: Институт психотерапии и клинической психологии, 2018. С. 236 - 238.

Второй признак - высокая личностная агрессивность и конфликтность представителей группы. Конфликтность как характеристика личности выражается в доминировании конфликтных стратегий поведения. Высококонфликтная личность склонна чаще провоцировать и вступать в конфликты. Она развивает их в группе, актуализирует и активизирует для всех ее участников. Агрессивность представляет собой деструктивную характеристику личности, которая детерминирует пренебрежительное отношение к социальным нормам и интересам других людей. Наличие в группе участников с высоким уровнем агрессивности и конфликтности при определенном, описанном выше, характере социально-психологических отношений в группе выступает предиктором развития буллинга, поскольку предполагает наличие в процессе внутригруппового взаимодействия субъектов, не просто допускающих травлю как форму социального взаимодействия, но и инициирующих ее. Агрессивность и конфликтность могут быть определены при помощи методики выявления склонности субъекта к этим параметрам, разработанным Е.П. Ильиным и П.А. Ковалевым <1>. В целях диагностики конкретных эпизодов буллинга, для определения типа конфликтной ситуации уместно использовать опросник типов межличностного конфликта в группе А.В. Сидоренкова, Е.А. Локтевой и А.А. Мкртчян <2>.

--------------------------------

<1> См.: Методика "Личностная агрессивность и конфликтность"//Диагностика эмоционально-нравственного развития/сост. и ред. И.Б. Дерманова. СПб., 2002. С. 142 - 146.

<2> См.: Сидоренков А.В. Инструментарий исследования типов межличностных противоречий и конфликтов в малых группах//Психологический журнал. 2014. Т. 35. N 2. С. 103 - 117.

Ситуация предбуллинга характеризуется не просто специфической структурой группы и определенными социально-психологическими отношениями внутри нее, но и дополняется наличием в группе ситуативных конфликтов, в процессе которых открыто транслируется агрессия. Такие конфликты чаще всего инициируются участниками группы с высоким уровнем агрессивности и распространяются на основе ориентации группы на соперничество.

Фактически существующую ситуацию буллинга также представляется возможным определить при помощи психологической диагностики. В методических рекомендациях часто встречается методика на выявление буллинг-структуры Е.Г. Норкиной, однако в научной статье <1>, в которой представлена методика, отсутствуют какие-либо данные о ее валидизации, надежности и достоверности. В связи с этим предпочтительнее использовать методику Д. Олвеуса "Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга" в адаптации Е.В. Бушиной, А.М. Муминовой <2>. Методика позволяет определить базовые роли в ситуации буллинга и доминирующие формы травли. Отметим, что данная методика требует адаптации при использовании на уровне среднего профессионального и высшего образования.

--------------------------------

<1> См.: Норкина Е.Г. Методика на выявление "Буллинг-структуры"//Таврический научный обозреватель. 2016. N 3 (8). С. 170 - 174.

<2> См.: Бушина Е.В., Муминова А.М. Адаптация русскоязычной версии опросника Ольвеуса "Роли жертвы и агрессора в ситуации школьного буллинга"//Социальная психология и общество. 2021. Т. 12. N 2. С. 197 - 216.

Существуют подходы к анализу ситуации травли, которые интегрируют различные параметры и этапы развития буллинга в единые диагностические методики. Применение таких методик дает меньше данных, чем использование диагностических комплексов в целях определения содержания и характеристик различных этапов развития буллинга, но они более удобны для экспресс-оценки риска буллинга. В основе методик могут лежать такие предикторы буллинга, как психологический комфорт, чувство защищенности, удовлетворенность процессом взаимодействия. К данным методикам относится методика диагностики "Психологическая безопасность образовательной среды школы" И.А. Баевой <3>, также нуждающаяся в адаптации в случае применения на уровне среднего профессионального и высшего образования.

--------------------------------

<3> См.: Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: монография. СПб.: Союз, 2002. С. 181 - 200.

Кроме указанных компонентов, определение рисков появления буллинга возможно на основе обобщенного анализа атмосферы в группе, специфики социальной композиции, норм социального взаимодействия. Примером такой методики выступает опросник риска буллинга (авторы: А.А. Бочавер, В.Б. Кузнецова, Е.М. Бианки, П.В. Дмитриевский, М.А. Завалишина, Н.А. Капорская, К.Д. Хломов) <1>. Проясним, что, исходя из содержания вопросов и описанных в них ситуаций, указанная методика может использоваться только в образовательных организациях среднего общего образования. Адаптация методики к другим уровням образования затруднительна.

--------------------------------

<1> См.: Опросник риска буллинга (ОРБ)//Вопросы психологии. 2015. N 5. С. 146 - 157.

Отдельным вопросом диагностики буллинга является изучение этапа постбуллинга. Диагностика на этом этапе направлена на оценку последствий ситуации буллинга для группы и субъектов буллинга (буллеров (агрессоров), последователей, одобряющих, жертвы и др.).

Оценка последствий буллинга для группы предполагает повторное изучение внутригрупповой структуры и характера социально-психологических отношений, складывающихся в группе после разрешения ситуации травли. Для этих целей уместно использовать те же диагностические инструменты параметров группы, что и на этапах потенциального буллинга и предбуллинга. Группа, преодолевшая ситуацию буллинга и конструктивно ее разрешившая, должна демонстрировать динамику развития социально-психологических показателей и групповой структуры к более эффективным и комфортным формам организации и взаимодействия. В этом контексте оправданно использование одинакового диагностического инструментария на различных этапах изучения ситуации буллинга, поскольку это позволит отследить динамику изменений ситуации в идентичных категориях.

Изучение последствий буллинга для его субъектов предполагает оценку разрушительного воздействия ситуации травли на личность участников. В буллинге выделяются две основные и наиболее активные роли: инициатор буллинга (агрессор) и жертва буллинга. Буллинг имеет разрушительные последствия как для инициатора, так и для жертвы, поскольку непосредственное участие в нем приводит к специфической деформации индивидуально-психологических характеристик субъектов травли. Отметим, что такие деформации имеют достаточно субъективный характер и зависят от многочисленных как внутренних, так и внешних факторов, что требуется учесть в процессе организации диагностического исследования. Далее мы подробнее остановимся на наиболее вероятных, но не единственных и не обязательных индивидуально-психологических характеристиках, деформирующихся в ситуации буллинга.

В случае с жертвой буллинга наиболее вероятна деформация таких индивидуально-психологических параметров, как эмоциональное и субъективное благополучие, самооценка, уровень тревожности. Буллинг для жертвы - это в первую очередь ситуация постоянного психологического напряжения и нарастающей тревоги оказаться в ситуации травли, что становится основой роста невротического напряжения, неудовлетворенности своим эмоциональным и субъективным благополучием, увеличения уровня личностной тревожности. Непрямая мотивация буллинга, его несправедливое основание приводит к непониманию жертвой причинно-следственной связи между собственным поведением и происходящими с ней событиями, что не только повышает личностную тревожность, но и негативно сказывается на самооценке жертвы. Для диагностики последствий буллинга имеет смысл использовать следующие методики, раскрывающие картину деформации индивидуально-психологических характеристик обучающихся, являющихся жертвами травли: уровень психологического напряжения можно определить при помощи шкалы нервно-психического напряжения Т.А. Немчина <1>; актуальное психическое состояние и доминирующее эмоциональное состояние определяются при помощи методики диагностики доминирующего состояния Л.В. Куликова <2>; субъективное благополучие может быть исследовано при помощи методики диагностики субъективного благополучия личности Р.М. Шамионова, Т.В. Бесковой <1>; интегративный тест тревожности позволяет провести общую структурную экспресс-диагностику тревоги и тревожности <2>; для диагностики самооценки можно использовать методику Будасси <3> или шкалу самоуважения Розенберга <4>.

--------------------------------

<1> См.: Методики диагностики эмоциональной сферы: психологический практикум/сост. О.В. Барканова. Вып. 2. Красноярск: Изд-во Литера-принт, 2009. С. 110 - 117.

<2> См.: Куликов Л.В. Руководство к методикам диагностики психических состояний, настроений и сферы чувств. Описание методик, инструкции по применению. СПб.: СПГУ, 2003. С. 32 - 62.

<1> См.: Шамионов Р.М., Бескова Т.В. Методика диагностики субъективного благополучия личности//Психологические исследования. 2018. Т. 11. N 60. С. 1 - 8.

<2> См.: Бизюк А.П., Вассерман Л.И., Иовлев Б.В. Применение Интегративного теста тревожности (ИТТ). СПб.: Изд-во Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева, 2005.

<3> См.: Ковярова В.А., Холодковская Н.С. Исследование уровня самооценки студентов//Вестник Таганрогского института имени А.П. Чехова. 2021. N 1. С. 46 - 52.

<4> См.: Золотарева А.А. Валидность и надежность русскоязычной версии шкалы самооценки М. Розенберга//ОмГУ. 2020. N 2. С. 52 - 57.

Если говорить об агрессоре (инициаторе буллинга), то наиболее общими точками деформации, значимыми для оценки ситуации и разработки плана дальнейшей коррекции, являются такие индивидуально-психологические характеристики, как уровень агрессивности, самооценка, эмпатия, выраженность общего уровня неклинической психопатии. Такие индивидуально-психологические характеристики, как агрессивность и низкий уровень эмпатии, лежат в основе деструктивного поведения, которое не только способствует формированию буллинга, но и приводит к разрушительному воздействию в области социальных связей самого агрессора. С этой позиции можно говорить об аутодеструктивном эффекте названных характеристик. Неуверенность в себе и стремление к самоутверждению за счет другого, более слабого, толерантного или менее конфликтного представителя группы, считается одним из основных мотивов буллинга. Следовательно, низкая самооценка не только в случае с жертвой, но и в случае с агрессором является весьма вероятной деформацией индивидуально-психологических характеристик. Выраженность общего уровня неклинической психопатии показывает склонность личности к поведению асоциального характера и определяется по ряду критериев: эгоистичность, безразличие, манипуляторская позиция по отношению к другим, импульсивность и аутодеструктивность. Уровень агрессивности позволяет измерить опросник склонности к агрессии Басса-Перри <1>, а уровень эмпатии опросник эмоциональной эмпатии авторов А. Мехрабиана, Н. Эпстайна в адаптации: Ю.М. Орлов, Ю.Н. Емельянов <2>. Уверенность в себе позволяет диагностировать шкала уверенности в себе Рейзаса <3>; выраженность общего уровня неклинической психопатии можно определить при помощи шкалы самооценки психопатии Левенсона <4>.

--------------------------------

<1> См.: Лобаскова М.М., Адамович Т.В., Исматуллина В.И. и др. Психометрический анализ опросника Басса-Перри//Теоретическая и экспериментальная психология. 2021. N 4. С. 28 - 38.

<2> См.: Психодиагностика толерантности личности/под ред. Г.У. Солдатовой, Л.А. Шайгеровой. М.: Смысл, 2008.

<3> Крупнов А.И. Комплексные исследования свойств личности: теория и практика: учебное пособие. Российский университет дружбы народов. 2017.

<4> См.: Gummelt, Haley D.; Anestis, Joye C.; Carbonell, Joyce L. (2012). "Examining the Levenson Self Report Psychopathy Scale using a Graded Response Model". Personality and Individual Differences. 53 (8). 1002 - 1006.

Резюмируем, что диагностика буллинга предполагает изучение буллинга на разных его этапах от формирования потенциала развития буллинга до его последствий. Эти этапы отличаются по своему содержанию, обладают различными значимыми признаками, а значит требуют использования различных диагностических инструментов. Своевременно и грамотно организованная диагностика позволяет определить и принять меры на каждом из этапов появления и формирования буллинга, что дает возможность повысить эффективность профилактических и коррекционных мер.