ВВЕДЕНИЕ

Методические рекомендации по профилактике буллинга среди обучающихся в образовательных организациях высшего образования разработаны на основе длительных исследований данной проблемы как отечественными, так и зарубежными специалистами, включая собственный опыт исследований и практической работы с жертвами и преследователями в образовательных учреждениях. Необходимо отметить, что, несмотря на разную этиологию и объемы данной проблемы в конкретных организациях, ее решение требует комплексного подхода с привлечением специалистов разных областей - социальной психологии, социальной педагогики, медицины, управления и пр. Авторы рассмотрели буллинг как комплексную проблему, являющуюся своеобразным эффектом социальных, педагогических, личностных, правовых деструкций. Поэтому методические рекомендации включают вопросы социально-психологической характеристики этого явления, его социально-ролевой определенности и реализующейся в групповых и межличностных отношениях. Отдельное место уделено правовым вопросам противодействия буллингу в Российской Федерации, рассмотрены меры юридической ответственности за травлю. В рекомендациях раскрыты психологические портреты участников буллинга, позволяющие прогнозировать их проявления в межличностных отношениях обучающихся и субъектов образования в целом. Поэтому отдельное внимание уделено определению потенциала формирования буллинга и комплекса профилактических мер, предлагаемых для использования сотрудниками образовательных организаций, курирующих воспитательную работу в них. Соответственно, рекомендации содержат конкретные меры по выявлению, противодействию распространению и психологической коррекции последствий буллинга среди обучающихся и профилактической работе в студенческих группах. Необходимо отметить, что предлагаемые методы и подходы имеют научное содержание и апробированы в конкретных условиях деятельности в психологических службах высшего образования. Вместе с тем, их использование в каждом конкретном случае может стать важным опытом, который поможет совершенствовать систему профилактики.