III. ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ УЧАСТНИКОВ БУЛЛИНГА

Буллинг - это психологическое или физическое воздействие, особый вид насилия, направленный на личность или группу, как правило, неспособных защититься физически или психологически, с целью подчинения, формирования страха. Буллинг может проявляться в разных формах: в форме распространения слухов, прямых и косвенных угроз, физического или словесного нападения, в изоляции (бойкоте), манипуляциях.

Для буллинга характерны три признака:

00000003.png

Лонгитюдные исследования показывают, что хулиганы и жертвы могут меняться местами: существует целая категория жертв-хулиганов - людей, которые являются жертвами в одном наборе обстоятельств и преступниками в другом. Кроме того, издевательства (в той или иной форме) следуют за нами на протяжении всей жизни. Профессиональное издевательство на рабочем месте - столь же распространенное явление, как и школьный буллинг, хотя и менее очевидное.

Наиболее распространен буллинг в подростковом возрасте. В исследовании Т.Г. Гришиной (Москва) показано, что жертвами буллинга назвали себя 13% мальчиков и 8% девочек. 17% детей отметили, что достаточно часто являлись жертвами издевательств и оскорблений со стороны одноклассников, 8,6% констатировали, что травля в их отношении была организована много раз.

Все формы буллинга и виктимизации в отношении сверстников (физическая, вербальная, социальная, нападение на имущество) проявляются гораздо чаще в отношении мальчиков. При этом буллерами чуть с большей вероятностью и перевесом становятся девочки (особенно это касается вербальной травли и социальной изоляции одноклассников).

Исследований буллинга среди студентов и членов взрослых коллективов гораздо меньше. В нашей стране они находятся лишь на начальном этапе. Однако значимость проблемы буллинга ничуть не меньше.

Рассмотрим подробнее некоторые формы насилия. Эмоциональное насилие связано с воздействием на психику жертвы, наносит психологическую травму путем словесных оскорблений или угроз, преследования, запугивания, которыми умышленно вызывается эмоциональная неуверенность. Именно к этой форме можно отнести вербальный буллинг, где орудием служит голос (обидные клички, с которыми постоянно обращаются к жертве, обзывают, дразнят, распространяют обидные слухи и сплетни и т.д.). К вербальному буллингу часто относят и социальную изоляцию, то есть нежелание общаться с человеком, подвергаемым бойкоту.

Подобно физическому насилию, высказывания, полные ненависти, являются покушением на свободу других людей, потому что такое эмоциональное воздействие хотя и не оставляет видимых следов на теле, но имеет психологические последствия, которые проявляются с течением времени. Вербальный буллинг часто нацелен на человека или группу людей на основе таких формальных признаков, как раса, религия, этническое происхождение, сексуальная ориентация, инвалидность или пол и т.д. Оскорбительный контекст активирует мысль, изменяет мыслительный процесс, создавая постоянный стресс, страх и недоверие - физические последствия нефизического воздействия. Иначе говоря, вербальный буллинг легко может не только вывести человека из состояния равновесия, но и наносить психологическую травму, наносящую вред на всю жизнь. Однако часто жертвы вербального буллинга тоже переходят к ненависти, вербальному насилию и угрожающим действиям, и тогда жертва становится агрессором.

Е.А. Макарова описала несколько типов агрессоров. Первый тип не испытывает сострадания к чувствам других людей и замкнут в своем мире. Несмотря на то что уровень его самооценки кажется высоким и что действует он с большой уверенностью, агрессоры этого типа страдают от нарциссизма, их завышенная самооценка в большинстве случаев не соответствует действительности. Следующий тип агрессора находится под сильным влиянием социального поведения других людей. Несмотря на то что он может быть в депрессии и иметь очень низкую самооценку, он принимает участие в вербальном буллинге, чтобы самоутвердиться и получить статус в своей социальной группе. К третьему типу агрессоров принадлежат те, кто действует под влиянием импульса. Этому типу с трудом удается удерживать себя от оскорблений других людей, даже когда ему дают отпор.

Существуют индивидуально-психологические предпосылки для буллинга. Так, для жертв характерно некритичное и самоповреждающее и зависимое поведение, низкий эмоциональный контроль, импульсивность, обидчивость, завышенная самооценка, более высокий уровень коммуникативной толерантности, высокий уровень тревоги (прежде всего выражен в отношениях с учителями и в ситуациях, где нужно самовыразиться), (на уровне тенденций) более высокий уровень нарциссизма и макиавеллизма. Для буллеров (агрессоров) характерны выраженный уровень агрессивной виктимности, враждебность за счет повышенной раздражительности, нетерпимости и неспособности сдерживать вербальную агрессию, подозрительности, они практически не способны принимать партнера по общению со всеми его особенностями и не склонны прощать людям их особенности и непохожесть на них, (на уровне тенденции) у них выше показатель чувства вины, активность снижена, поэтому они компенсируют все свои неудачи за счет систематического проявления агрессии во взаимодействии.

Источником буллинга является искаженная система социализации индивида. Семейные взаимоотношения и обстановка влияют на проявление буллинга. 13% младших подростков дома жестко наказывают, в том числе применяя физическое насилие. Часто дети чувствуют несправедливость этих наказаний, в результате чего накапливаются скрытая враждебность и агрессия, которая вымещается впоследствии на сверстниках. Несправедливость наказаний от родителей и сиблингов влияет на возрастание агрессивности подростков, которые травят одноклассников, нападая на их собственность, повышая вероятность физической и вербальной виктимизации других детей. Интересно, что строгость и отвержение родителей увеличивает риск выбора роли жертвы, а отсутствие контроля и требований к ребенку увеличивает риск выбора роли агрессора. Жестокость сиблингов часто становится предиктором роли жертвы.

В настоящее время буллинг также распространяется в онлайн-пространстве. Однако организаторами и исполнителями кибернасилия, как считают исследователи (А.В. Осадчая и др.), являются не те подростки и юноши, которые обладают физической и психологической силой, или интеллектуально и социально несостоятельные лица из неблагополучных семей, а те, у кого искажены моральные принципы, сильно выражены нарциссизм, готовность достичь цели любым способом, отсутствие эмпатии, готовность добиться лидерства любым способом и стремление к дешевой популярности.

Согласно исследованиям, можно предпринять некоторые шаги для предотвращения издевательств и особенно вербального буллинга среди подростков и юношей. Разработаны стратегии профилактики и вмешательства педагогов, призванные защитить детей от агрессоров и научить их устранять проблемы до их эскалации.

Существует восемь видов копинг-стратегий:

00000004.png

Следует учитывать, что избегание и совладание предполагают, что копинг может быть разделен на две независимые друг от друга части: решение проблемы и избегание проблемы. Стратегия избегания заключается в осознанном желании держаться подальше от источника стресса и избегать угрожающих ситуаций. Такие стратегии основаны на снижении стресса, но редко способствуют решению проблемы. Поэтому научение активным способам совладания с ситуацией может иметь гораздо более позитивный эффект в борьбе со стрессом в этих случаях.