Государственные стимулы развития долгосрочных сбережений и инвестиций

Государственные стимулы развития долгосрочных

сбережений и инвестиций

В условиях масштабных вызовов и потребностей в финансировании развития бизнеса и российской экономики в целом необходимы приоритизация мер поддержки и четкие критерии их применения.

Одним из инструментов обеспечения транспарентности и адресности мер поддержки станет таксономия приоритетных направлений деятельности, в том числе устойчивого развития, которые вносят основной вклад в обеспечение технологического суверенитета и структурную модернизацию российской экономики.

На основе указанной таксономии будут применяться стимулы и меры поддержки как для повышения доступности банковского финансирования, так и для финансирования бизнеса через рынок капитала. Данная таксономия также может применяться институтами развития для приоритетной поддержки компаний и реализуемых такими компаниями проектов.

Для вовлечения банков в финансирование трансформационных компаний Банк России готов применять риск-ориентированное стимулирующее регулирование. При этом расширению банковского финансирования будет способствовать совершенствование института государственных гарантий.

Вместе с тем даже с учетом мер поддержки банки как рыночные участники могут кредитовать компании и проекты только на условиях возвратности, срочности, платности. Те проекты, которые не могут быть реализованы на рыночных условиях, но имеют большое значение для развития российской экономики, будут финансироваться при участии институтов развития, которые будут обеспечены для этого необходимым капиталом и встроенными механизмами докапитализации. Институты развития также могут применять указанную таксономию реализуемых компаниями проектов для приоритетной поддержки таких компаний и проектов.

Институты развития будут предоставлять доступ экономическим субъектам к своим продуктам на открытой основе и преимущественно таким образом, чтобы избежать негативного влияния на конкурентную среду. При этом использование институтами развития рыночных инструментов и инфраструктуры должно ограничиваться необходимостью решения их целевых задач и не может быть направлено на реализацию статусного преимущества для достижения коммерческих целей на конкурентном рынке.

Учитывая задачу обеспечения технологического суверенитета и развития российской экономики, Правительство Российской Федерации и Банк России будут уделять повышенное внимание поддержке выхода на рынок капитала быстрорастущих высокотехнологичных компаний. Будут разработаны критерии таких компаний, а также использован опыт поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства для его распространения на эту группу компаний. Планируется также придать сквозной характер мерам поддержки таких быстрорастущих высокотехнологичных компаний для применения указанных мер на разных этапах жизненного цикла быстрорастущих высокотехнологичных компаний.

Правительство Российской Федерации также продолжит применять налоговые стимулы для формирования долгосрочных сбережений и инвестиций. Конкретные налоговые стимулы для субъектов и отдельных инструментов финансового рынка определяются в соответствии с основными направлениями бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на очередной финансовый год и плановый период. Использование налогового стимулирования исторически показало смешанную эффективность для того или иного вида деятельности на финансовых рынках. Налоговое стимулирование должно применяться временно и только в тех обстоятельствах, когда это действительно необходимо. Налоговое стимулирование будет соответствовать целям и задачам государственной политики по развитию финансового рынка. Стимулирование развития финансового рынка целесообразно по следующим направлениям:

поддержка минимальных сбережений (средства, размещаемые гражданами в кредитных организациях (финансовые подушки безопасности);

стимулирование долгосрочных инвестиций граждан в российскую экономику, в том числе с использованием механизма индивидуальных инвестиционных счетов, а также вовлечение граждан в долгосрочные сбережения с использованием пассивных инвестиционных стратегий при посредничестве управляющих компаний, негосударственных пенсионных фондов и страховщиков, долгосрочных безотзывных вкладов и сберегательных сертификатов;

финансирование с помощью инструментов финансового рынка, прежде всего рынка капитала, трансформационных проектов и высокотехнологичных компаний;

поддержка и развитие новых финансовых инструментов, включая цифровые финансовые активы, а также инструменты устойчивого развития, в том числе "зеленого" финансирования;

адаптация налогового режима для работы нерезидентов через российских финансовых посредников в целях повышения конкурентоспособности российского финансового рынка на международном уровне.

По указанным приоритетным направлениям при необходимости будет осуществляться корректировка установленных механизмов налогового стимулирования развития финансового рынка.

Механизмы субсидирования процентных ставок для отдельных финансовых инструментов и групп заемщиков будут применяться Правительством Российской Федерации в основном в качестве временных мер, направленных на поддержание отдельных отраслей экономики, а также на повышение привлекательности инструментов финансового рынка, имеющих приоритетное значение с точки зрения достижения национальных целей развития.

В иных случаях формирование экономически привлекательного и выгодного уровня процентных ставок будет обеспечиваться путем создания новых и повышения эффективности уже действующих рыночных механизмов.

При этом по отдельным направлениям и в отношении социально уязвимых слоев населения и отдельных категорий хозяйствующих субъектов возможна реализация адресных мер поддержки, прежде всего социальной направленности.

Правительство Российской Федерации и Банк России готовы оказывать поддержку системам коллективной ответственности участников финансового рынка при страховании и (или) гарантировании сбережений граждан в кредитных организациях, негосударственных пенсионных фондах и страховых организациях. Коллективные формы защиты сбережений представлены на российском финансовом рынке в части защиты банковских вкладов (1,4 млн. рублей основного долга и начисленных процентов) и пенсионных накоплений (средства пенсионных накоплений, включающие инвестиционный доход, отраженный по результатам 5-летнего фиксинга). Государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" управляет коллективными фондами ответственности. Банк России в случае дефицита средств соответствующего фонда при наступлении страхового случая готов предоставлять кредиты государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" на закрытие разрывов ликвидности по ставкам денежного рынка, обеспечивая тем самым состоятельность модели гарантирования вне зависимости от складывающейся на финансовом рынке ситуации. При этом государственная корпорация "Агентство по страхованию вкладов" может фондировать такие кассовые разрывы и рыночными инструментами, например облигациями.

Продолжится работа по совершенствованию системы страхования вкладов. Планируется настроить механизм взносов в фонд страхования вкладов для обеспечения соразмерности нагрузки на банки в зависимости от уровня принимаемых ими рисков. Ставки страховых взносов могут быть дифференцированы не только для справедливой оценки их вклада в коллективное страхование ответственности, но и в целях стимулирования банков к поддержанию за счет розничных продуктов устойчивых долгосрочных пассивов.

Расширение использования института коллективной ответственности участников рынка перед клиентами будет направлено на иные формы долгосрочных сбережений граждан, в том числе на инвестиционное и накопительное страхование жизни, негосударственное пенсионное обеспечение. Указанный институт защиты повышает доверие граждан к сбережениям, стирая различия между поставщиками и предоставляя гражданину возможность выбора финансового продукта по простым характеристикам, что отчасти оправдывается невозможностью для массового потребителя самостоятельно проводить экономический анализ для оценки надежности поставщика финансового сервиса.