IX. Положения, соблюдение которых является обязательным в соответствии с настоящей Программой, если такие положения не предусмотрены актами общего регулирования или отличаются от них

IX. Положения, соблюдение которых является обязательным

в соответствии с настоящей Программой, если такие положения

не предусмотрены актами общего регулирования

или отличаются от них

12. В целях проведения испытательной лабораторией оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям, установленным пунктом 15 настоящей Программы, субъект экспериментального правового режима представляет в испытательную лабораторию:

а) заявку на получение в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства заключения о соответствии, содержащую сведения об экземпляре высокоавтоматизированного транспортного средства или партии высокоавтоматизированных транспортных средств (марка, модель, идентификационный номер (VIN), техническое описание высокоавтоматизированного транспортного средства, государственный регистрационный знак, серия, номер, дата и место выдачи паспорта транспортного средства, техническое описание транспортного средства (только в случаях, предусмотренных положениями технического регламента);

б) декларацию о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства по форме, согласно приложению N 1;

в) заверенную копию документа, подтверждающего право собственности на высокоавтоматизированное транспортное средство, либо документа, подтверждающего право владения высокоавтоматизированным транспортным средством;

г) копию документа, подтверждающего наличие у субъекта экспериментального правового режима страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму не менее 10 млн. рублей в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства;

д) высокоавтоматизированное транспортное средство, отвечающее требованиям, установленным подпунктами "б" - "л" пункта 15 настоящей Программы.

В случае если оценка соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства осуществляется в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, испытательная лаборатория случайным образом отбирает один экземпляр высокоавтоматизированного транспортного средства из соответствующей партии.

13. Проведение испытательной лабораторией оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства включает в себя:

а) проверку полноты представленных субъектом экспериментального правового режима документов и содержащихся в них сведений;

б) определение перечня требований, применимых к конструкции транспортного средства в соответствии с подпунктом "а" пункта 15 настоящей Программы по результатам изучения его технического описания;

в) оценку транспортного средства на соответствие требованиям, указанным в подпункте "а" пункта 15 настоящей Программы.

14. Для субъектов экспериментального правового режима, ранее принимавших участие в эксперименте по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств в соответствии с Положением о проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2018 г. N 1415 "О проведении эксперимента по опытной эксплуатации на автомобильных дорогах общего пользования высокоавтоматизированных транспортных средств" (далее - эксперимент), заключение о соответствии в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства выдается на основании ранее полученного заключения о соответствии такого транспортного средства с внесенными в его конструкцию изменениями требованиям безопасности, предусмотренного Положением, указанным в настоящем пункте, и представленных субъектом экспериментального правового режима в испытательную лабораторию, выдавшую указанное заключение:

декларации о безопасности высокоавтоматизированного транспортного средства в соответствии с формой, предусмотренной приложением N 1 к настоящей Программе;

подтверждения об отсутствии внесения дополнительных изменений в конструкцию высокоавтоматизированного транспортного средства после выдачи ранее выданного заключения.

15. Испытательная лаборатория выдает заключение о соответствии в случае, если высокоавтоматизированное транспортное средство отвечает следующим требованиям:

а) требования к колесным транспортным средствам, установленные техническим регламентом и Правилами Организации Объединенных Наций, которые применяются Российской Федерацией в силу участия в Соглашении о принятии единообразных технических предписаний для колесных транспортных средств, предметов оборудования и частей, которые могут быть установлены и (или) использованы на колесных транспортных средствах, и об условиях взаимного признания официальных утверждений, выдаваемых на основе этих предписаний, заключенном в г. Женеве 20 марта 1958 г., применимые к конструкции высокоавтоматизированного транспортного средства и (или) на которые оказывают влияние внесенные в конструкцию транспортного средства изменения, подверженные протоколами или техническими отчетами испытательной лаборатории;

б) наличие установленной в высокоавтоматизированном транспортном средстве автоматизированной системы управления, которая:

обеспечивает соблюдение Правил дорожного движения;

осуществляет контроль дорожно-транспортной обстановки средствами технического зрения;

безопасно и предсказуемо взаимодействует с другими участниками дорожного движения;

безопасным образом реагирует на ошибки, допускаемые другими участниками дорожного движения, в целях сведения до минимума потенциальных последствий таких ошибок;

имеет возможность диагностирования неисправностей автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации;

действует только в пределах установленной среды штатной эксплуатации;

в состоянии создавать условия, которые обеспечивают при необходимости безопасную остановку высокоавтоматизированного транспортного средства в соответствии с Правилами дорожного движения в случае сбоя в работе высокоавтоматизированной системы управления или иной системы высокоавтоматизированного транспортного средства;

в состоянии создавать условия, которые обеспечивают минимальный возможный уровень риска в случае сбоя в работе автоматизированной системы управления или иной системы высокоавтоматизированного транспортного средства;

в) субъектом экспериментального правового режима обеспечено оснащение высокоавтоматизированного транспортного средства:

устройством для непрерывной некорректируемой регистрации и хранения данных датчиков автоматизированной системы управления, обеспечивающим запись информации в формате, доступном только для чтения (требование считается выполненным в случае реализации указанного функционала встроенными бортовыми устройствами высокоавтоматизированного транспортного средства);

устройствами для непрерывной некорректируемой видеорегистрации, которые осуществляют непрерывную фиксацию действий водителя-испытателя и (или) пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства и окружающей дорожно-транспортной обстановки во время эксплуатации (требование считается выполненным в случае реализации указанного функционала встроенными бортовыми устройствами высокоавтоматизированного транспортного средства);

устройством для активации и деактивации автоматизированной системы управления, доступ к которому обеспечивается для водителя-испытателя или оператора;

установленным на заднем стекле или иной задней или боковой поверхности высокоавтоматизированного транспортного средства специальным знаком "Автономное управление" в виде равностороннего треугольника белого цвета вершиной вверх с каймой красного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы - 0,1 стороны), в который вписана буква "А" черного цвета;

устройством, позволяющим водителю-испытателю, находящемуся на месте водителя или переднем пассажирском сиденье, выполнить торможение высокоавтоматизированного транспортного средства, в том числе экстренное, вплоть до его полной остановки;

программно-аппаратным комплексом, позволяющим оператору осуществлять дистанционный выбор маршрута и мест остановки высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;

специальными маркировками, нанесенными на боковые поверхности высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, содержащими номер телефона, по которому в случае дорожно-транспортного происшествия любой участник дорожного движения или третьи лица будут иметь возможность связи с субъектом экспериментального правового режима;

г) при деактивации автоматизированной системы управления высокоавтоматизированного транспортного средства 1 категории управление им передается водителю-испытателю;

д) деактивация автоматизированной системы управления высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории оператором возможна только после его полной остановки;

е) при выходе или ожидаемом выходе автоматизированной системы управления, установленной в высокоавтоматизированном транспортном средстве 1 категории, из среды штатной эксплуатации автоматизированная система управления должна четко и эффективно звуковым, визуальным, тактильным или иным способом заблаговременно уведомлять водителя-испытателя об ожидаемом выходе за пределы установленной среды штатной эксплуатации и о необходимости принятия водителем-испытателем управления высокоавтоматизированным транспортным средством 1 категории;

ж) при выходе или ожидаемом выходе автоматизированной системы управления, установленной в высокоавтоматизированном транспортном средстве 2 категории, из среды штатной эксплуатации автоматизированная система управления должна четко и эффективно звуковым, визуальным, тактильным или иным способом заблаговременно уведомлять оператора об ожидаемом выходе за пределы установленной среды штатной эксплуатации и предусматривать возможность безопасной остановки высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории с обеспечением возможности для пассажира выйти из высокоавтоматизированного транспортного средства;

з) высокоавтоматизированное транспортное средство 1 категории должно оставаться в автоматизированном режиме управления до тех пор, пока водитель-испытатель не примет управление им на себя. Автоматизированная система управления высокоавтоматизированного транспортного средства должна обеспечивать возможность проверки функционирования автоматизированной системы управления на любом этапе эксплуатации, включая получение информации об активном или неактивном автоматизированном режиме управления, нахождении в среде штатной эксплуатации, наличии ошибок, препятствующих функционированию автоматизированной системы управления;

и) обеспечена возможность связи пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории с представителями службы технической поддержки субъекта экспериментального правового режима;

к) определена среда штатной эксплуатации, в рамках которой субъект экспериментального правового режима гарантирует безопасность автоматизированного режима управления. В среде штатной эксплуатации в обязательном порядке определяются виды автомобильных дорог, географические условия окружающей среды и иные ограничения, в пределах которых разрешается использование автоматизированной системы управления, а также обязательность нахождения водителя-испытателя в высокоавтоматизированном транспортном средстве на месте водителя или переднем пассажирском сиденье в автоматизированном режиме управления;

л) высокоавтоматизированное транспортное средство оснащено средствами, направленными на обеспечение информационной безопасности, предотвращающими внешнее вмешательство в работу автоматизированной системы управления, за исключением случаев, если такое вмешательство предусмотрено самой автоматизированной системой управления в целях обеспечения безопасности, включая вмешательство оператора.

16. По результатам проведения оценки соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства испытательной лабораторией выдается:

а) заключение о соответствии;

б) свидетельство о безопасности конструкции транспортного средства по форме в соответствии с приложением N 17 к техническому регламенту в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства, ранее не проходившего оценку соответствия требованиям технического регламента, с указанием в графе "дополнительная информация" информации об ограничениях возможности использования такого высокоавтоматизированного транспортного средства только субъектом экспериментального правового режима и в рамках экспериментального правового режима с указанием реквизитов настоящей Программы;

в) мотивированный отказ в выдаче заключения о соответствии в случае несоответствия высокоавтоматизированного транспортного средства либо партии высокоавтоматизированных транспортных средств требованиям, установленным пунктом 15 настоящей Программы (в случае, если оценка соответствия высокоавтоматизированного транспортного средства проводилась в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств, также с указанием перечня высокоавтоматизированных транспортных средств, составляющих указанную партию).

При выдаче заключения о соответствии в отношении партии высокоавтоматизированных транспортных средств в заключении о соответствии указывается перечень транспортных средств, составляющих партию высокоавтоматизированных транспортных средств, эксплуатацию которых планируется осуществлять в рамках экспериментального правового режима, установленного настоящей Программой.

17. В отношении высокоавтоматизированного транспортного средства, ранее не проходившего оценку соответствия требованиям технического регламента, на основании свидетельства о безопасности конструкции транспортного средства, выданного испытательной лабораторией, оформляется электронный паспорт транспортного средства в соответствии с Порядком функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники, утвержденным решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 22 сентября 2015 г. N 122 "Об утверждении Порядка функционирования систем электронных паспортов транспортных средств (электронных паспортов шасси транспортных средств) и электронных паспортов самоходных машин и других видов техники".

18. Требования, указанные в приложении N 1 к Правилам проведения технического осмотра, применяются в отношении высокоавтоматизированного транспортного средства с учетом установленного на него дополнительного оборудования, однако само дополнительное оборудование, установленное на высокоавтоматизированном транспортном средстве, не подлежит проверке в рамках технического осмотра при условии наличия заключения о соответствии в отношении проверяемого высокоавтоматизированного транспортного средства.

19. Государственная регистрация высокоавтоматизированного транспортного средства и внесение изменений в регистрационные данные высокоавтоматизированного транспортного средства осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", на основании заключения о соответствии.

Министерство внутренних дел Российской Федерации вносит запись об отнесении соответствующего высокоавтоматизированного транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным средствам, допущенным к эксплуатации, а также об ограничениях возможности эксплуатации такого высокоавтоматизированного транспортного средства в пределах срока действия настоящего экспериментального правового режима в графу "особые отметки" свидетельства о регистрации транспортного средства и карточку учета транспортного средства с указанием реквизитов настоящей Программы.

Высокоавтоматизированное транспортное средство допускается к участию в дорожном движении в рамках экспериментального правового режима при наличии заключения о соответствии и записи об отнесении соответствующего высокоавтоматизированного транспортного средства к высокоавтоматизированным транспортным средствам в графе "особые отметки" свидетельства о регистрации транспортного средства.

20. Субъект экспериментального правового режима обязан:

а) владеть высокоавтоматизированным транспортным средством на праве собственности или на иных законных основаниях;

б) застраховать и поддерживать застрахованным в течение всего срока действия экспериментального правового режима риск ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имуществу других лиц, в пользу третьих лиц на сумму не менее 10 млн. рублей в отношении каждого высокоавтоматизированного транспортного средства;

в) предпринимать меры по устранению недостатков автоматизированной системы управления, выявленных в ходе эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства;

г) предпринимать необходимые меры по получению информации о несоответствии высокоавтоматизированного транспортного средства требованиям безопасности во время его эксплуатации;

д) производить обновления программного обеспечения автоматизированной системы управления, которые необходимы для устранения выявленных угроз безопасности участников дорожного движения, включая угрозы информационной безопасности;

е) при эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств представлять в порядке и сроки, которые установлены нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации, на территории которого установлен экспериментальный правовой режим, в соответствующую государственную информационную систему (если такая система предусмотрена нормативными правовыми актами субъекта Российской Федерации) данные о:

владельце высокоавтоматизированного транспортного средства;

местоположении высокоавтоматизированного транспортного средства с указанием статусов;

государственном регистрационном номере высокоавтоматизированного транспортного средства и его категории (высокоавтоматизированное транспортное средство 1 или 2 категории);

ж) информировать пассажиров высокоавтоматизированного транспортного средства о недопустимости вмешательства в управление высокоавтоматизированным транспортным средством.

21. Субъект экспериментального правового режима вправе осуществлять оклейку или окраску высокоавтоматизированных транспортных средств в любые цвета и в любой стилистике по своему усмотрению.

22. Эксплуатация высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) до начала эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории субъект экспериментального правового режима разрабатывает программы подготовки операторов и систему внутреннего контроля по допуску операторов к выполнению своих обязанностей;

б) ввод в эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории в каждой выбранной для этого зоне эксплуатации осуществляется субъектом экспериментального правового режима в 3 этапа хотя бы для одной единицы высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории:

на первом этапе эксплуатация высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории осуществляется при постоянном удаленном мониторинге его движения со стороны оператора (из расчета один оператор на одну единицу высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории) и визуальном наблюдении за его движением со стороны работника субъекта экспериментального правового режима (из расчета один работник субъекта экспериментального правового режима не более чем на 3 единицы высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории). Субъект экспериментального правового режима приступает к реализации следующего этапа ввода в эксплуатацию высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории при наличии в рамках первого этапа пробега высокоавтоматизированного транспортного средства не менее 3 тыс. километров, а также при отсутствии дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, произошедших по причине нарушения правил дорожного движения автоматизированной системой управления при эксплуатации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории;

на втором этапе эксплуатация высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории осуществляется при постоянном удаленном мониторинге его движения со стороны оператора (из расчета один оператор на одну единицу высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории). Субъект экспериментального правового режима приступает к реализации следующего этапа ввода в эксплуатацию высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории при наличии в рамках второго этапа пробега высокоавтоматизированного транспортного средства не менее 3 тыс. километров, а также при отсутствии дорожно-транспортных происшествий с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, произошедших по причине нарушения Правил дорожного движения автоматизированной системой управления;

на третьем этапе эксплуатация высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории осуществляется при постоянном удаленном мониторинге его движения со стороны оператора (из расчета один оператор на более чем одну единицу высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории);

в) субъект экспериментального правового режима обеспечивает постоянную доступность оператора по номеру телефона, указанному на боковых поверхностях высокоавтоматизированного транспортного средства, а также размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" (далее - сеть "Интернет").

23. Оказание услуг по перевозке грузов, пассажиров и багажа с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств, в том числе на возмездной основе, осуществляется с учетом следующих особенностей:

а) субъект экспериментального правового режима вправе приступить к оказанию услуг по перевозке грузов, в том числе на возмездной основе, при наличии у него опыта эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в рамках экспериментального правового режима или эксперимента не менее 2 месяцев;

б) субъект экспериментального правового режима вправе приступить к оказанию услуг по перевозке пассажиров и багажа, в том числе на возмездной основе, при наличии у него опыта эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств в рамках экспериментального правового режима или эксперимента не менее 6 месяцев;

в) деятельность по перевозке пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством в режиме легкового такси осуществляется без получения субъектом экспериментального правового режима разрешения на осуществление деятельности по перевозке пассажиров и багажа легковым такси;

г) для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа применяется высокоавтоматизированное транспортное средство категории M1;

д) перевозка пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством осуществляется на основании публичного договора фрахтования, заключаемого в соответствии с частью 3 статьи 31 Федерального закона "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта", посредством принятия к выполнению фрахтовщиком, которым является субъект экспериментального правового режима, заказа фрахтователя с использованием любых средств связи, а также по месту нахождения фрахтовщика или его представителя;

е) внутри салона высокоавтоматизированного транспортного средства, применяемого для оказания услуг по перевозке пассажиров и багажа, должны быть размещены номера контактных телефонов службы технической поддержки субъекта экспериментального правового режима;

ж) при осуществлении перевозок грузов высокоавтоматизированным транспортным средством в транспортной накладной или в заказе-наряде указывается, что перевозка выполняется с использованием высокоавтоматизированного транспортного средства, а также указываются реквизиты настоящей Программы в соответствии с пунктами 42 - 45 настоящей Программы, при этом сведения о водителе не заполняются;

з) путевые листы при осуществлении перевозок грузов, пассажиров и багажа высокоавтоматизированным транспортным средством 2 категории не подлежат оформлению.

24. К водителю-испытателю и оператору устанавливаются следующие требования:

а) наличие водительского удостоверения, подтверждающего право на управление транспортным средством соответствующей категории;

б) отсутствие медицинских противопоказаний к управлению транспортным средством соответствующей категории, включая отсутствие признаков воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов, состояний и заболеваний, препятствующих выполнению трудовых обязанностей, в том числе алкогольного, наркотического или иного токсического опьянения и остаточных явлений такого опьянения, подтверждение которого осуществляется субъектом экспериментального правового режима, в случае выявления признаков, свидетельствующих о возможности наличия таких противопоказаний;

в) отсутствие случаев привлечения к административной ответственности за нарушения в области безопасности дорожного движения, предусматривающее лишение права управления транспортным средством соответствующей категории, за последние 3 года;

г) наличие стажа вождения транспортных средств соответствующей категории не менее 3 лет.

25. Водитель-испытатель обязан:

а) руководствоваться требованиями Правил дорожного движения с учетом требований настоящей Программы;

б) находиться на месте водителя или переднем пассажирском сиденье при автоматизированном режиме управления либо на месте водителя при ручном режиме управления;

в) изучить руководство водителя-испытателя по работе с автоматизированной системой управления;

г) использовать автоматизированную систему управления только в пределах определенной субъектом экспериментального правового режима среды штатной эксплуатации;

д) не отвлекаться от контроля за дорожно-транспортной обстановкой во время работы автоматизированной системы управления (в том числе не допускается пользоваться во время движения телефоном, не оборудованным техническим устройством, позволяющим вести переговоры без использования рук);

е) незамедлительно принять управление высокоавтоматизированным транспортным средством в следующих случаях:

автоматизированная система управления подала сигнал о такой необходимости;

при выходе или ожидаемом выходе работы автоматизированной системы управления за пределы среды штатной эксплуатации;

при наличии ошибок или сбоя в работе автоматизированной системы управления;

для предотвращения аварийной ситуации.

26. Оператор обязан:

а) пройти обучение по программе подготовки оператора, утверждаемой субъектом экспериментального правового режима;

б) осуществлять контроль за параметрами работы автоматизированной системы управления;

в) в случае наступления дорожно-транспортного происшествия немедленно передать по телефонному номеру "112" информацию о факте дорожно-транспортного происшествия и возможном наличии либо отсутствии вреда жизни и здоровью его участников;

г) выполнять активацию и деактивацию автоматизированной системы управления, диспетчеризацию и маршрутизацию движения (выбор точек маршрута и путей следования, в том числе вынужденную остановку в безопасном месте);

д) осуществлять контроль соответствия условий эксплуатации заданным параметрам (погода, состояние инфраструктуры, маршруты и иные условия).

27. Обязанности пассажира высокоавтоматизированного транспортного средства соответствуют обязанностям пассажира, предусмотренным законодательством Российской Федерации, в том числе Правилами дорожного движения.

28. При необходимости остановки высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории во время движения сотрудник полиции осуществляет прямую связь с оператором по номеру телефона, нанесенному на боковые поверхности высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории и размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в сети "Интернет", и сообщает о необходимости осуществить остановку этого высокоавтоматизированного транспортного средства, продиктовав оператору государственный регистрационный номер транспортного средства. При получении требования сотрудника полиции об остановке указанного высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории оператор обеспечивает его остановку в ближайшем безопасном месте, при этом субъект экспериментального правового режима обязан обеспечить прибытие своего представителя на место остановки в течение часа с момента поступления от сотрудника полиции требования о его остановке, если сотрудник полиции обратился с требованием о прибытии такого представителя.

29. В случае дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории любой участник дорожного движения может установить связь с субъектом экспериментального правового режима посредством телефонного звонка или направления смс-сообщения по номеру телефона, нанесенному на боковые поверхности высокоавтоматизированного транспортного средства, а также размещенному на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в сети "Интернет".

Субъект экспериментального правового режима должен в течение часа с момента получения информации о дорожно-транспортном происшествии обеспечить прибытие своего уполномоченного представителя на место дорожно-транспортного происшествия для оформления дорожно-транспортного происшествия.

30. В рамках разбора и оформления дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства каждая из сторон дорожно-транспортного происшествия представляет пояснения относительно обстоятельств происшествия и имеющиеся доказательства. Представитель субъекта экспериментального правового режима обязан представить в подразделение Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации, осуществляющее производство по делу по факту дорожно-транспортного происшествия, непрерывные видеозаписи с камер видеонаблюдения высокоавтоматизированного транспортного средства, участвующего в дорожно-транспортном происшествии (видеоматериалы, позволяющие оценить окружающую обстановку, в формате mp4, avi или mkv). Качество видеозаписи должно позволять детально оценить окружающую обстановку в момент дорожно-транспортного происшествия в любое время суток и при любых погодных условиях. Видеозапись должна содержать момент дорожно-транспортного происшествия, а также период, включающий 30 секунд до и после такого момента.

31. В случае дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории, повлекшего причинение вреда жизни и здоровью людей, оператор обращается в экстренные оперативные службы. Факт дорожно-транспортного происшествия оформляется в соответствии с Правилами дорожного движения, при этом субъект экспериментального правового режима обязан в течение часа с момента дорожно-транспортного происшествия обеспечить присутствие своего уполномоченного представителя при оформлении дорожно-транспортного происшествия.

Оператор несет ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации за причинение вреда жизни и здоровью участников дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории в случае, если установлено, что дорожно-транспортное происшествие произошло в связи с недостатками при осуществлении маршрутизации и диспетчеризации высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории.

Единоличный исполнительный орган субъекта экспериментального правового режима и (или) лица, ответственные за техническое состояние высокоавтоматизированного транспортного средства, несут ответственность за причинение вреда жизни и здоровью участников дорожно-транспортного происшествия с участием высокоавтоматизированного транспортного средства, произошедшего по причине неисправного технического состояния высокоавтоматизированного транспортного средства.

32. Субъект экспериментального правового режима обязан в течение 5 календарных дней со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2022 г. N 2495 "Об установлении экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций и утверждении Программы экспериментального правового режима в сфере цифровых инноваций по предоставлению транспортных услуг с использованием высокоавтоматизированных транспортных средств на территориях отдельных субъектов Российской Федерации" направить в высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых устанавливается экспериментальный правовой режим и осуществляется эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации уведомление в письменной форме о номере телефона, по которому можно связываться с представителем субъекта экспериментального правового режима для решения вопросов, возникающих в связи с эксплуатацией высокоавтоматизированных транспортных средств субъекта экспериментального правового режима. В случае изменения такого номера телефона субъект экспериментального правового режима обязан в течение 5 календарных дней со дня такого изменения в письменной форме уведомить об этом высшие исполнительные органы субъектов Российской Федерации, на территориях которых устанавливается экспериментальный правовой режим и осуществляется эксплуатация высокоавтоматизированных транспортных средств, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и Федеральную службу безопасности Российской Федерации.

33. Субъект экспериментального правового режима осуществляет эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств 1 категории на выбранных им зонах эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств, если иное не установлено актом высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации вводятся ограничения эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств 1 категории на отдельных зонах эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств. Обоснования таких ограничений указываются в акте высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

Зоны эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств для высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории устанавливаются высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации в соответствии с заявкой субъекта экспериментального правового режима, направляемой в высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации.

Заявка субъекта экспериментального правового режима об установлении зон эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств для высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории подлежит рассмотрению высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в 30-дневный срок со дня ее поступления с учетом согласования такого акта Федеральной службой охраны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации.

По результатам рассмотрения заявки субъекта экспериментального правового режима об установлении зон эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств для высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации по согласованию с Федеральной службой охраны Российской Федерации и Министерством внутренних дел Российской Федерации принимает акт, устанавливающий зоны эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств для высокоавтоматизированных транспортных средств 2 категории для субъекта экспериментального правового режима, подавшего заявку.

34. Субъект экспериментального правового режима обязан не позднее чем за 20 рабочих дней до начала эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств 1 и 2 категорий уведомить Министерство транспорта Российской Федерации, Министерство экономического развития Российской Федерации, Министерство внутренних дел Российской Федерации, Федеральную службу охраны Российской Федерации и высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации, на территории которого планируется осуществлять эксплуатацию высокоавтоматизированных транспортных средств 1 и 2 категорий, о зонах эксплуатации таких высокоавтоматизированных транспортных средств для таких высокоавтоматизированных транспортных средств.

35. В случае принятия высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации, на территории которого устанавливается экспериментальный правовой режим, решения о прекращении (временной или частичной приостановке) движения высокоавтоматизированных транспортных средств на территории субъекта Российской Федерации или ее части субъект экспериментального правового режима обязуется прекратить (временно или частично приостановить) движение высокоавтоматизированных транспортных средств на соответствующей территории субъекта Российской Федерации в соответствии со сроками и ограничениями, установленными правовыми актами высшего исполнительного органа субъекта Российской Федерации.

36. На основании обращения Федеральной службы охраны Российской Федерации, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации высшим исполнительным органом субъекта Российской Федерации в соответствии с пунктом 35 настоящей Программы вводится временное ограничение движения высокоавтоматизированных транспортных средств на отдельных зонах эксплуатации высокоавтоматизированных транспортных средств.

О введении (отмене) указанных временных ограничений высокоавтоматизированных транспортных средств высший исполнительный орган субъекта Российской Федерации своевременно информирует субъекты экспериментального правового режима.

37. Перевозка грузов с использованием высокоавтоматизированного транспортного средства 2 категории осуществляется в соответствии с Правилами перевозок грузов с учетом положений пунктов 38 - 46 настоящей Программы.

38. Время подачи контейнера в случае, указанном в пункте 43 Правил перевозок грузов, в пункты погрузки, выгрузки исчисляется с момента предъявления уполномоченным представителем субъекта экспериментального правового режима сопроводительной ведомости грузоотправителю в пункте погрузки, грузополучателю в пункте выгрузки либо с момента внесения соответствующей информации грузоотправителем или грузополучателем в электронную сопроводительную ведомость.

39. В случае составления транспортной накладной на бумажном носителе переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

грузополучатель информирует субъекта экспериментального правового режима по номеру телефона, указанному на высокоавтоматизированном транспортном средстве, а также на официальном сайте субъекта экспериментального правового режима в сети "Интернет", о дате, времени и причинах отказа принять груз;

субъект экспериментального правового режима в письменной форме либо с использованием средств связи уведомляет грузоотправителя об отказе и причинах отказа грузополучателя принять груз и запрашивает указание о переадресовке груза;

при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента его уведомления о невозможности доставки груза субъект экспериментального правового режима осуществляет возврат груза грузоотправителю, о чем уведомляет его в письменной форме.

40. В случае формирования электронных перевозочных документов переадресовка груза осуществляется в следующем порядке:

грузополучатель направляет в электронной форме в адрес грузоотправителя и субъекта экспериментального правового режима уведомление об отказе в приеме груза с указанием даты, времени и причин отказа;

грузоотправитель направляет в электронной форме субъекту экспериментального правового режима указание о переадресовке груза;

при неполучении от грузоотправителя переадресовки в течение 2 часов с момента уведомления о невозможности доставки груза субъект экспериментального правового режима осуществляет возврат груза грузоотправителю.

41. В случае, указанном в подпункте "г" пункта 84 Правил перевозок грузов, к акту прилагаются результаты проведения экспертизы для определения размера фактических недостачи и (или) повреждения (порчи) груза, при этом указанный акт должен быть составлен в присутствии уполномоченного представителя субъекта экспериментального правового режима.

42. В разделе 8 транспортной накладной по форме, приведенной в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, проставляются подписи:

грузоотправителя (лица, осуществившего погрузку груза в транспортное средство);

субъекта экспериментального правового режима (после сверки соответствия представленного груза, упаковки, тары с данными, указанными в разделе 3 транспортной накладной по форме, приведенной в приложении N 4 к Правилам перевозок грузов, а также после внесения оговорок и замечаний при приеме груза).

Электронная транспортная накладная подписывается усиленной квалифицированной электронной подписью субъекта экспериментального правового режима.

43. В позиции "реквизиты, позволяющие идентифицировать водителя(-ей)" раздела 6, позиции "подпись, расшифровка подписи водителя, принявшего груз для перевозки" раздела 8, позиции "подпись, расшифровка подписи водителя, сдавшего груз грузополучателю или уполномоченному грузополучателем лицу" раздела 10 транспортной накладной по форме, приведенной в приложении N 4 к Правилам перевозки грузов, указываются реквизиты настоящей Программы.

44. В позиции "подпись грузоотправителя, подпись водителя, принявшего контейнер" раздела 6, позиции "подпись грузополучателя, подпись водителя, сдавшего контейнер" раздела 7, позиции "фамилия, имя, отчество (при наличии), данные о средствах связи (при их наличии) водителя (водителей)" раздела 8 сопроводительной ведомости по форме, приведенной в приложении N 9 к Правилам перевозок грузов, указываются реквизиты настоящей Программы.

45. При оформлении заказа (заявки) на перевозку грузов автомобильным транспортом в порядке, установленном пунктом 8 Правил перевозок грузов, в качестве дополнительного реквизита указываются реквизиты настоящей Программы.

46. В заказе-наряде на предоставление транспортного средства в реквизите "сведения о прочих условиях" указываются реквизиты настоящей Программы.