4. Тарифы естественных монополий

Российская металлургическая отрасль сопряжена с необходимостью перевозки сырья и готовой продукции на большие расстояния внутри страны.

Средние расстояния перевозок стального лома составляют около 800 километров, угля - около 1300 километров, готовой стальной металлопродукции на экспорт - около 1600 километров. Средние расстояния транспортировки глинозема составляют около 3200 километров, а готовой алюминиевой продукции - около 4500 километров.

Необходимость осуществления транспортировки сырья и готовой продукции на большие расстояния снижает конкурентоспособность российской продукции на глобальном рынке и делает предприятия чувствительными к постоянному росту тарифов на грузовые железнодорожные перевозки.

При этом помимо роста железнодорожных тарифов происходит установление дополнительных повышающих коэффициентов (надбавок). Так, в настоящее время действует надбавка 8 процентов к железнодорожному тарифу на экспортных направлениях.

С 2022 года металлургические предприятия вынуждены перестраивать собственные логистические цепочки и увеличивать транспортные издержки в связи с увеличением расстояния перевозки, а также с ростом ставки аренды вагонов у операторов подвижного состава. При полном переключении на восточное направление среднее увеличение тарифного расстояния при экспорте продукции составляет с 1,6 тыс. километров до 7,9 тыс. километров, что соответствует увеличению тарифа на 18 процентов. При этом на перевозки металлопродукции в направлении дальневосточных портов действуют понижающие коэффициенты 0,45 за расстояние, превышающее 5000 километров, и дополнительно 0,49.

В связи с этим целесообразно принятие мер по оптимизации логистической составляющей в рамках перенаправления поставок металлопродукции на новые экспортные рынки.

При стратегическом планировании развития российской металлургической промышленности важно не допустить рост себестоимости металлопродукции из-за появления новых механизмов перекрестного субсидирования в электросетевом комплексе.

Необходимо продолжить реализацию мероприятий по снижению энергоемкости металлургического производства за счет повышения энергетической эффективности собственного производства.

Предприятиям металлургического комплекса целесообразно продолжить практику участия в экспериментах с применением механизма агрегирования управления изменением режима потребления электрической энергии (управление спросом), в том числе формировать предложения по совершенствованию этого механизма.