<Письмо> Минприроды России от 23.11.2022 N 29-50/16654-ОГ "О разъяснении законодательства"

МИНИСТЕРСТВО ПРИРОДНЫХ РЕСУРСОВ И ЭКОЛОГИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО

от 23 ноября 2022 г. N 29-50/16654-ОГ

О РАЗЪЯСНЕНИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

Департамент государственной политики и регулирования в сфере охотничьего хозяйства Минприроды России рассмотрел обращение, поступившее в Минприроды России, и в пределах своей компетенции сообщает.

Согласно пункту 1 Положения о Министерстве природных ресурсов и экологии Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 11.11.2015 N 1219 (далее - Положение), Минприроды России наделено полномочиями по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности.

При этом Положение не наделяет Минприроды России полномочиями по рассмотрению фактических обстоятельств и дачи оценки правомерности действий (бездействия) органов исполнительной власти Российской Федерации при исполнении ими служебных обязанностей.

Федеральным законом от 24.07.2009 N 209-ФЗ "Об охоте и о сохранении охотничьих ресурсов и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон об охоте) и Правилами охоты, утвержденными приказом Минприроды России от 24.07.2020 N 477 (далее - Правила охоты), установлены требования к осуществлению охоты и сохранению охотничьих ресурсов на территории Российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 57 Закона об охоте лица, виновные в нарушении законодательства в области охоты и сохранения охотничьих ресурсов, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 57 Закона об охоте, пунктом 4 Правил охоты к охоте приравнивается нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами.

При этом, согласно части 5 статьи 1 Закона об охоте к охоте относится деятельность, связанная с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Таким образом, статья 57 Закона об охоте приравнивает к охоте нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с охотничьим огнестрельным оружием только при осуществлении деятельности, связанной с поиском, выслеживанием, преследованием охотничьих ресурсов, их добычей, первичной переработкой и транспортировкой.

Согласно позиции Конституционного Суда Российской Федерации, выраженной в определениях от 19.11.2015 N 2558-О, от 26.04.2016 N 882-О, в целях наиболее эффективного осуществления надзора за деятельностью в сфере охотничьего хозяйства федеральный законодатель приравнял к охоте нахождение в охотничьих угодьях физических лиц с орудиями охоты и (или) продукцией охоты, собаками охотничьих пород, ловчими птицами, тем самым признав охотой нахождение в условиях, свидетельствующих о ее осуществлении.

Деятельность, связанная с транспортированием охотничьего длинноствольного огнестрельного оружия без использования данного оружия в целях осуществления охоты регулируется положениями раздела XIII (Транспортирование и перевозка оружия и патронов) Правил оборота гражданского и служебного оружия и патронов к нему на территории Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 21.07.1998 N 814 (далее - Правила).

В соответствии с пунктом 62.15 Правил охоты при осуществлении охоты запрещается нахождение в охотничьих угодьях в (на) механических транспортных средствах, летательных аппаратах, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекративших движение по инерции после выключения мотора, с охотничьим оружием в расчехленном состоянии, а равно со снаряженным магазином или барабаном и (или) имеющим патрон в патроннике, за исключением случаев, указанных в пункте 68 настоящих Правил, а также при осуществлении деятельности, предусмотренной статьями 15, 17, 18 Закона об охоте.

Таким образом, запрещается нахождение в транспортном средстве, а также плавательных средствах с включенным мотором, в том числе не прекратившим движение по инерции после выключения мотора со снаряженным магазином и (или) имеющим патрон в патроннике, даже если снаряженный магазин находится отдельно от оружия.

На основании пункта 62.8 Правил охоты при осуществлении охоты запрещается применение любых световых устройств, для добычи пернатой дичи, за исключением случаев осуществления охоты в целях регулирования численности, акклиматизации, переселения и гибридизации, содержания и разведения охотничьих ресурсов в полувольных условиях или искусственно созданной среде обитания, осуществления научно-исследовательской деятельности, образовательной деятельности.

Вместе с тем согласно пункту 62.9 Правил охоты при осуществлении охоты запрещается применение любых световых устройств, тепловизоров, приборов ночного видения для добычи охотничьих животных, за исключением случаев добычи в темное время суток: копытных животных, медведей, волка, шакала, лисицы, енотовидной собаки, барсука, бобров, с соблюдением требований Правил охоты.

Факт перевозки разряженного, зачехленного оружия с прикрепленным световым устройством в охотничьих угодьях может быть расценен в качестве квалифицирующего признака административного правонарушения должностными лицами при осуществлении федерального государственного охотничьего контроля (надзора) и производственными охотничьими инспекторами при осуществлении производственного охотничьего контроля.

Дополнительно сообщаем, что в случае сомнений в правомерности действий должностных лиц или ущемления прав, можете, учитывая статью 3 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации и статью 56 Закона об охоте, обратиться в суд за защитой нарушенных либо оспариваемых прав, свобод или законных интересов.

Директор Департамента

государственной политики

и регулирования в сфере

охотничьего хозяйства

А.А.ФИЛАТОВ